Компания «Скартел», известная на рынке под брендом Yota, объявила о планах по переходу на новый беспроводной стандарт четвертого поколения LTE. Эта сеть является усовершенствованным вариантом CDMA и на сегодняшний день развернута только в Осло и Стокгольме.
Планы Yota оказались довольно неожиданными, поскольку сейчас компания ассоциируется исключительно с провайдером беспроводного интернета, использующего технологию WiMAX. Переход на LTE сделает из Yota еще одного оператора связи. Правда, не раньше середины 2011 года, когда на рынке появятся телефоны, работающие в сетях LTE.
Первым российским городом, где появится LTE, станет Казань. До конца 2010 года Yota планирует разместить там 200 базовых станций, затратив по неофициальным подсчетам около 30 млн. долларов без учета расходов на транспортную инфраструктуру. Вслед за Казанью LTE должен придти в еще пять городов, среди которых Самара и Новосибирск. При этом компания не планирует отказываться от WiMAX - эта сеть будет поддерживаться и развиваться в тех городах, где уже развернута. Это касается Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Сочи и Краснодара.
С технической точки зрения переход Yota на LTE должен пройти гладко. Компании не нужно получать лицензии на частоты, поскольку они уже были выданы Минкомсвязью для WiMAX. Не нужно менять топологию и принципы организации инфраструктуры сети - они практически полностью идентичны «ваймаксовским». Другими словами, все, что необходимо сделать - это закупить базовые станции LTE вместо станций WiMAX.
Однако эксперты и аналитики сомневаются в безоблачном будущем новой инициативы Yota. Выход на рынок операторов голосовой связи означает усиление и без того жесткой конкуренции, в которой Yota может не преуспеть. Проникновение сотовой связи в России сейчас составляет более ста процентов - это значит, что после 2011 года Yota будет пытаться «отобрать» абонентов у операторов «большой тройки», обладая гораздо меньшими ресурсами. Задача не то, чтобы невозможная, но крайне тяжелая.
Другие серьезные конкуренты Yota - операторы фиксированной связи, в частности «Ростелеком». Компания сама собирается выйти на рынок беспроводной связи, обладая, опять же, гораздо большими ресурсами и возможностями. Добавим к этому «Скайлинк» - конкурента в сегменте мобильного доступа в интернет, активно развивающего данное направление.
Выжить Yota на высококонкурентном рынке помогут денежные вливания. Собственных средств у компании не так много: в первом квартале 2010 года она заработала всего 32,5 млн. долларов, поэтому рассчитывать она будет кредиты, облигации и различные кредитно-экспортные сделки. Окажется ли это достаточным сказать сложно. По оценкам «Скартела» на развертывания LTE в 180 городах России, на которые у компании есть лицензия, потребуется около 1,8 млрд. долларов.
Вне зависимости от будущих успехов Yota, инициатива компании должна вызывать уважение. В преимуществах Yota гораздо большая гибкость, чем у всех ее конкурентов, и возможность рассчитывать на «вау-эффект», который будет привлекать новых абонентов. Направление развития также выбрано правильно: LTE - это стандарт, который по прогнозам аналитиков займет доминирующее положение на рынке к 2015 году и по подсчетам международного объединения операторов сотовой связи «UMTS Форум» принесет общемировой доход в размере 150 млрд. долларов.
Остается добавить, что те, кому голосовая связь от Yota не нужна, а нужен только интернет, от перехода на LTE не пострадают. Новый стандарт обеспечивает сравнимую с WiMAX скорость передачи данных: 5-10 Мбит/сек в городских условиях.
Смотрите также:
- Раскалённый мобильник. Как сберечь телефон и деньги на нём во время отпуска →
- Услуги Интернета и мобильной связи будет предлагать единый оператор →
- В ноутбуках Apple батареи можно взорвать удаленно →