Большинство россиян ежедневно сталкиваются с рекламными рассылками СМС и звонками от банков, магазинов, салонов красоты, автоцентров и других компаний. Нередко оказывается, что абонент ранее с ними не сотрудничал и не оставлял свои контактные данные. Однако компании могут незаконно перепродавать клиентские базы. Поэтому стоит человеку оставить где-то свой номер телефона или личную информацию, и она может оказаться в различных базах без его согласия.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», не допускается распространение рекламных сообщений по сетям электросвязи, в том числе телефонной, в отсутствие предварительного согласия абонента. Распространитель рекламы несет ответственность за это нарушение.
Зачастую клиенты автоматически подписывают согласие на получение рекламных предложений при заключении договоров с операторами связи, банками и другими организациями. Поэтому перед тем, как пожаловаться на незаконную рекламу, нужно уточнить, что согласия вы точно не давали.
Что нужно проверить?
Согласно рекомендациям, опубликованным на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ, нужно внимательно прочитать договор на оказание услуг мобильной связи, заключенный с оператором. Как правило, он предусматривает, что подписывая договор, абонент выражает свое согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от других компаний.
Также необходимо ознакомиться с правилами или условиями оказания услуг связи, которые должны быть размещены на сайте оператора. Они также часто предусматривают право оператора рассылать рекламу, в том числе от третьих лиц.
Можно ли отказаться от рекламы, если давал на нее согласие?
Да, абонент, выразивший согласие на получение рекламы, вправе в любое время отказаться от ее получения. Об этом говорится в пункте 6 статьи 45 ФЗ «О связи». В случае отказа абонента от получения текстовых сообщений оператор связи обязан прекратить рассылку без взимания платы с абонента.
Согласно инструкции ФАС, необходимо направить оператору связи и заказчику рассылки (если известен) требование прекратить рекламные рассылки или звонки с конкретных номеров. Для этого нужно составить письменное обращение на имя руководителя компании.
Письмо можно отправить по почте с уведомлением о вручении либо лично передать в офисе представителю мобильного оператора. Второй экземпляр необходимо оставить себе и попросить сотрудника, который принял письмо, поставить на нем отметку о входящем номере, подпись и дату принятия обращения. Таким образом клиент сможет доказать, что его требование было получено. Устное обращение или уведомление компании по электронной почты таким доказательством не сможет считаться.
Что делать, если не давал согласие на рассылку?
Если вы точно уверены, что не давали компании или оператору связи согласие на рассылку, следует потребовать прекратить ее. Сделать это можно и устно, пишет «Российская газета».
При этом по закону клиент не должен доказывать, что не давал соглашение на рассылку. Это должны делать распространители рекламы. Если они не могут предоставить никаких подтверждающих бумаг, что получали согласие на рассылку, они обязаны прекратить спам.
Куда жаловаться, если спам не прекращается?
Если банк, магазин, салон или оператор связи продолжают присылать рекламу, хотя вы потребовали прекратить спам, они нарушают закон. За это, согласно статье 14.3 КоАП РФ, грозит штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей.
Заявление о нарушении нужно подать в отделение ФАС по месту государственной регистрации юридического лица, который нарушает закон. К нему нужно приложить фотографию рекламных сообщений с экрана мобильного телефона или аудиозапись звонка, а также детализацию выписки по абонентскому номеру за период получения рекламы. Если закон нарушает оператор связи, нужно приложить договор с ним на оказание услуг мобильной связи или копию письма с просьбой прекратить рассылку. Также может потребоваться согласие на раскрытие тайны связи, чтобы ФАС смогла получить информацию о телефонных соединениях и СМС-сообщениях.
Требования к написанию заявления указаны в сообщении на сайте ФАС.