С 1 декабря 2013 г. вступило в силу постановление Правительства РФ, позволяющее абоненту сохранять номер при смене оператора. Корреспонденты «АиФ» воспользовались этой возможностью. Один из наших журналистов решил сменить МТС на «Билайн», другой - «Скайлинк» на «МегаФон».
Выйти из рабства
В теории процесс казался простым: приходишь в компанию, клиентом которой планируешь стать, выбираешь тариф, пишешь заявление, заключаешь договор, и в течение нескольких дней происходит переход. На деле же для выхода из «мобильного рабства» пришлось попотеть.
МТС. «Перевести ваш федеральный номер при отсутствии на счёте долга мы сможем лишь на восьмой день после подачи заявления, - объяснила Наталья, менеджер «Билайна», в который журналист «АиФ» решил «перебежать» из МТС. - Вам придётся заплатить установленные законом 100 рублей, которые спишутся со счёта на третьи сутки после окончания перехода. Также надо приобрести сим-карту с временным номером, активировать и вставить её в аппарат накануне назначенного дня. На неё и перейдёт ваш номер. При этом вам будут поступать сообщения обо всех связанных с процедурой изменениях. Но мы уже сталкивались с тем, что прежний оператор отказывал в переводе под надуманными предлогами. К примеру, если клиент, которому звонили для получения согласия, что, кстати, не требуется по закону, не подходил к телефону».
«Скайлинк». Наш журналист, абонент «Скайлинка», изначально пользовался прямым номером, начинающимся с цифр 8-495. Потом префиксы к нему стали меняться, и прямой номер потерял смысл, но платить всё равно приходилось по повышенному тарифу. Качество связи также разочаровывало. Вскоре, после того как абонент заявил о «смене прописки», телефонный робот сообщил ему о задолженности - более 1400 руб. Разбирательство с компанией показало, что 800 руб. начислили за неоказанные услуги ещё в 2010 г. Долг при этом передали коллекторскому агентству «М.Б.А.-Финансы», которое добавило к нему ещё 600 руб. за свою «работу».
Попали в сети
Некоторое время после перехода у обоих экспериментаторов из «АиФ» связь не работала вообще: ни входящие, ни исходящие звонки, ни SМS, ни Интернет.
«Билайн». Спустя несколько часов смогли прозвониться абоненты этого оператора, но для других желающих пообщаться, включая тех, кто набирал с городских телефонов, номер был «не зарегистрирован в сети». Эта проблема была решена после многочисленных жалоб лишь на четвёртый день после перехода. Но некоторые услуги (к примеру, предоставления данных о звонках, поступавших, пока абонент был вне зоны действия сети) так и не подключились.
Дальше - хуже: «вдруг» выяснилось, что ещё 3 месяца нельзя получать или отправлять ММS (медиафайлы), о чём «забыли» предупредить заранее. А Интернет 3G не активировался и через неделю. Сюрпризом стало и сообщение о том, что сумма более 1 тыс. руб., находившаяся на счёте до перехода, не была переведена вместе с номером. В офисе МТС предложили написать заявление с просьбой перевести деньги на кредитную карту или на счёт другого абонента.
«МегаФон». Через 4-5 часов после перехода появилась возможность делать исходящие звонки, но входящие не проходили. Пришлось звонить оператору. Там назвали код, после набора которого всё наладилось. Но вскоре выяснилось, что не проходят SМS и звонки с городских телефонов. Проблема не решена до сих пор - через 12 дней после перехода. Судя по всему, она носит массовый характер. Ещё одна системная ошибка - подключение незаказанных допуслуг и списание за них денег. В результате до решения проблемы журналисту дважды отключали связь из-за внезапных «долгов».
По данным Центрального НИИ связи на 27 января, прописку сменили 13 тыс. номеров, подано 63 тыс. заявок. В перспективе это число может составить 10-15 млн из 240 млн владельцев действующих сейчас сим-карт. Союз потребителей России призвал абонентов отложить смену оператора до 1 марта 2014 г., когда мобильные компании начнут нести ответственность за некачественное оказание услуги, - пока же им дана отсрочка.
Смотрите также:
- 23 схемы мобильного мошенничества. От откровенного обмана до «почти законного» →
- Мобильные мошенники атакуют клиентов банков. Как не стать жертвой →
- Операторы не готовы к отмене «мобильного рабства» →