Генеральный директор самарского ракетно-космического центра «Прогресс» Дмитрий Баранов сообщил, что работы по техническому проектированию сверхтяжёлой ракеты приостановлены на неопределённый срок. Ранее предполагалось завершить их в октябре 2021 года.
«Енисей» — первая российская ракета-носитель сверхтяжёлого класса (РН СТК-1), разрабатываемая в постсоветский период. Она предназначается для полётов к Луне и является основной ракетой-носителем второго этапа российской лунной программы. Разрабатывать её начали в 2017 году, а первый пуск с космодрома «Восточный» запланирован на 2028 год.
Изначально ракету собирались оснастить кислородно-керосиновыми двигателями. Но в декабре прошлого года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что проект будет пересмотрен. Он будет базироваться на метановых технологиях — вместо кислородно-керосиновых двигателей должны использоваться кислородно-метановые.
В январе этого года Совет РАН по космосу рекомендовал руководству Роскосмоса обратиться к президенту России, чтобы перенести сроки создания ракетного комплекса сверхтяжёлого класса. Учёные предложили использовать «прорывные, перспективные и экономически оправданные технологии». Тогда же директор соисполнителя работ по созданию сверхтяжёлой ракеты — РКЦ «Прогресс» — Дмитрий Баранов заявил, что создание ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Енисей» приостановлено, пока не будет принято решение о её техническом облике. Теперь же он сообщил журналистам, что её техническое проектирование полностью прекращено, но не исключил, что работы могут быть продолжены, если так решат в руководстве Роскосмоса.
Эту новость прокомментировал и Дмитрий Рогозин: «Деньги, которые мы планировали бросить на сверхтяж, мы сейчас бросаем на разработку двигателей на метане, потому что метановый двигатель даст нам возможность использовать многократно ракеты сверхтяжёлого класса. Так мы просто выкинем триллион рублей под крики людей, у которых денег не хватает в стране. И ничего хорошего. И будет одноразовый полёт вокруг Луны. Что дальше? Если мы хотим создать эту систему, то она должна быть многоразовой. Поэтому мы лучше сделаем чуть позже, но зато мы сделаем так, что это будет стимулом развития композиционных материалов в Роскосмосе, и систем, и сплавов, и новых двигателей. Мы лучше потратим время и деньги, но создадим то, что двинет отрасль вперёд».