Как-то я говорила по Скайпу с венгерской коллегой, и она вдруг выдаёт: «Представляешь себе, в нашем офисе российские журналисты в обеденной комнате разговаривают с холодильником и микроволновкой! Почему они обращаются к машинам, как к людям?» От неожиданности ответила первое, что пришло в голову: «Не знаю, может, они мозги так переключают».
Заинтересовавшись вопросом, опросила своих знакомых из Швеции, Германии и Кореи. Оказалось, что это отнюдь не специфическая черта россиян. И в других странах люди не прочь пообщаться с техникой — то ли в шутку, то ли всерьёз.
Из глубины веков
Объяснить это можно по-разному. К примеру, данью традициям. Из легенд и мифов былых времён мы знаем, что люди обращались к солнцу, небу и земле, обожествляя их и прося о помощи.
Герои сказок то и дело разговаривают с печкой и яблоней («Гуси-лебеди»), тестом («Колобок») или, наоборот, домашняя утварь обращается к ним («Мойдодыр» Корнея Чуковского). Есть подобные примеры и в художественной литературе. Взять хотя бы стихотворение «Здравствуй, стол...» Даниила Хармса.
«В каждом человеке живёт древнее отношение к миру, когда считалось, что во всём присутствует душа — в камне, цветке, животном. И приспособления, которые мы не только одушевляем, но создаём сами, конечно, становятся в ряд таких одушевлённых предметов», — полагает Сергей Москалёв, футуролог, разработчик программы Caramba Switcher.
Доброе слово и железке приятно
Желание поговорить с техникой нередко возникает и у современных людей. У кого-то с детства осталась привычка разговаривать вслух с самим собой или с игрушкой. И уже во взрослом возрасте человек, не задумываясь, одушевляет домашнюю технику, даже имена ей даёт. Так, моя подруга обращается к стиральной машине со словами: «Лиза, а ну, за работу!» А другая садится в свой автомобиль со словами: «Привет, Тишенька! Скучал по мне?»
Разговоры с компьютером давно никого не удивляют. «Уже 20 лет, как я разрабатываю программы автопереключения раскладки клавиатуры — сперва Punto, а в последние два года Caramba Switcher — и постоянно переписываюсь с пользователями. Многие из них признаются, что разговаривают с программой, ругаются на неё, когда она ошибается и переключает раскладку неправильно», — поделился Сергей Москалёв.
У вас «не все дома»?
Правомерно ли считать, что общение с неодушевлёнными предметами или гаджетами — симптом душевного расстройства? Вопрос не праздный, учитывая нарастающую тревожность людей в период самоизоляции из-за пандемии коронавируса. Психиатры отвечают так: «Если вы начинаете разговаривать со стенами, потолком, люстрами — это нормально. Обращаться к врачу надо тогда, когда они вам отвечают».
По мнению кандидата психологических наук Светланы Коноваленко, разговоры с предметами — признак дефицита общения. Что ж, это вполне естественно в эпоху высоких скоростей и погружённости человека в работу.
«Снимать тревожность и одиночество диалогом с гаджетом — не самый лучший способ психологической разгрузки. Надо помнить, что компьютер или смартфон — всего лишь инструмент для улучшения коммуникации между людьми и сам по себе не может заменить душевного тепла», — уверен Константин Бакулев, заместитель заведующего кафедрой инженерной кибернетики НИТУ «МИСиС».
Преднамеренный диалог
С другой стороны, сами гаджеты стали настолько «умными», что как с ними не поговорить?! Если холодильник может не просто определить наименование продукта и срок его годности, но и передвинуть те, у которых этот срок истекает, поближе, если он способен даже самостоятельно заказать в интернет-магазине недостающие продукты, то почему бы ему не надиктовать список продовольственного запаса, который должен быть в нём всегда?!
С развитием искусственного интеллекта общение с гаджетами становится необходимостью. Если поначалу голосовые помощники воспринимались как развлечение, то теперь уже стали важной опцией, обеспечивающей взаимодействие человека с «умными» устройствами.
Сегодня голосовые помощники Google Assistant, Siri от Apple, Alexa от Amazon Echo или российская Алиса от Яндекс уже многому научились благодаря искусственному интеллекту. К примеру, по вашему запросу они напомнят вам о совещании или о том, что вы хотели купить в магазине, поставят будильник, сообщат о погоде, найдут подходящее кафе, быстро переведут нужную фразу на иностранный язык. Созданы голосовые помощники специально для людей с плохим зрением — они помогают им пользоваться смартфоном и даже выполняют роль проводников на улице.
А та же Алиса может не только общаться с вами, но и «замещать» вас. Она займёт вашего ребёнка, включив любимый мультик или песенку, пока вы готовите еду. Может выступить в роли живого собеседника для одинокого человека, правда, пока в довольно простом диалоге.
Однако практически все компании-производители «умной» техники занимаются совершенствованием навыков общения голосовых помощников с пользователями. Так что их возможности с каждым годом лишь расширяются.
«Главной проблемой для таких систем являлась трудность в распознавании речи человека: похожие голоса хотя и встречаются, но это, скорее, исключение из правил, — подчеркнул Солодун. — Благодаря мощным вычислительным системам производства компании Huawei эту проблему удалось решить, ведь теперь обучение голосового ассистента занимает гораздо меньше времени, а уровень распознавания слов становится качественней».
Молчать, бояться!?
Вместе с тем у пользователей возникает много вопросов по поводу конфиденциальности своего общения с «умной» техникой. Стоит ли волноваться о том, что какая-то информация из разговора с гаджетом будет использована в ущерб вашим правам?
Причин для беспокойства по большому счёту нет — производители гарантируют конфиденциальность в договоре, их сотрудники подписывают документы о неразглашении. Если бы такие факты имели место, то они быстро стали бы достоянием общественности. А нарушившая свои обязательства компания выплатила бы огромный штраф потребителю, утратила репутацию и лишилась клиентов.
«Несмотря на невероятный взлёт популярности искусственного интеллекта, он всегда ограничен теми задачами, которые ставит перед ним интеллект человека, — пояснил Константин Бакулев. — А значит, до захвата вашего жилья, средств и супруги чипированным электрочайником, как не без юмора показано в рекламном ролике известного российского банка, ещё очень далеко».