РеБРЕнДинг. Легендарные команды сменят названия из-за «борьбы с расизмом»

«Вашингтон Редскинз» и «Чикаго Блэкхоукс» заставляют сменить названия и поменять логотипы. © / Кадр youtube.com

BLM против «краснокожих»

Лозунг «Жизни черных имеют значение» и движение Black Lives Matter в последние недели будоражат американцев. Активная борьба с расизмом добралась даже туда, где, казалось бы, его и быть не может: до большого спорта.

   
   

И если разговоры о необходимости запретить шахматы, в которых всегда первыми ходят белые, все-таки воспринимались с юмором, то последующие новости огорчили многих болельщиков популярных американских команд с большой историей.

Речь о клубе Национальной футбольной лиги (НФЛ, не путать с европейским футболом) «Вашингтон Редскинз» и хоккейной команде из НХЛ «Чикаго Блэкхоукс». Их в буквальном смысле заставляют сменить названия и логотипы. Обо всем по порядку.

«Редскинз» в переводе с английского — «краснокожие». Это прозвище команды держится уже 90 лет, и никаких проблем ранее не было. Когда образовывался клуб, владелец пригласил на пост главного тренера Уильяма Дитца, по происхождению — индейца из народа сиу. Он же привел в команду еще шестерых подобных игроков. Название клуба — дань и уважение тем временам и народам.

До начала двухтысячных никому в голову не приходило обвинять «краснокожих» в расизме и видеть здесь оскорбления в чей-либо адрес. Но времена меняются. Несколько лет назад эта тема начала подниматься, хотя не так активно. В 2014 году дошло дело даже до массового протеста болельщиков Миннесоты, хотя на конкретные шаги они не решились. Пошумели и разошлись.

Даже Трамп не помог

Спустя два года тема вновь всплыла благодаря изданию The Washington Post, которое провело опрос среди коренного населения США на тему необходимости сменить название «Редскинз». Результаты несколько удивили общественность: 90% были за то, чтобы все оставить как есть и ничего не трогать. Лишь 10% были возмущены и хотели избавиться от названия «Редскинз». Нынешний владелец команды Дэн Снайдер однажды поклялся, что во времена его владения клубом смены привычных названия и логотипа не будет. «Это было бы плевком в лицо поколениям вашингтонских болельщиков, я этого не допущу», — грозился он.

Однако устоять перед давлением Black Lives Matter в 2020 году он не смог. Сумасшествие по поводу защиты прав чернокожих жителей страны после убийства Джорджа Флойда полицейскими сказалось на многих отраслях. «Редскинз» мог потерять основных спонсоров клуба, в том числе главного, компанию FedEx, владеющую правами на название домашнего стадиона. Сумма убытков невероятная — 600 миллиардов долларов!

   
   

Самое интересное, что даже главный болельщик команды — президент США Дональд Трамп — ничего не мог поделать в данной ситуации, бизнес есть бизнес. До осени, когда стартует новый сезон НФЛ, у «Вашингтона» будет новое название и логотип команды, а фанатам запретят приходить на стадион в старой атрибутике «Краснокожих».

С такими же проблемами столкнулся еще один клуб НФЛ: «Кливленд Индианс» («индейцы»). Им также ничего не остается делать, кроме как срочно проводить ребрендинг.

«Черные ястребы» пока держатся

Третий клуб, попавший в аналогичную ситуацию, — хоккейный «Чикаго Блэкхоукс». «Черные ястребы» отбиваются из последних сил от нападок движения BLM, требующего внести изменения в логотип и название команды. Но боссы из Чикаго в интервью неоднократно подчеркивали, что в этот раз на них наезжают зря: по их мнению, индеец на эмблеме символизирует важную историческую личность, Черного Ястреба, и это уважение к коренным народам Америки.

Клуб по этому поводу даже вынужден был выпустить специальный релиз.

«Мы понимаем, что между уважением и неуважением существует тонкая грань, и мы благодарим другие команды за их готовность участвовать в этом разговоре. Двигаясь вперёд, мы стремимся поднять планку ещё выше, чтобы повысить осведомленность о Black Hawk и о важном вкладе всех коренных американцев», — говорится в заявлении клуба.

Стоит напомнить, что Черным Ястребом в Америке называли пулеметный батальон, которым командовал основатель клуба Фредерик Маклафлин. А это имя, в свою очередь, было позаимствовано у вождя племени саука в Иллинойсе, проживавшего там в XIX веке. Жителям пришлось защищать свои земли от нападок врагов, и именно Черный Ястреб тогда был предводителем восстания. Индейские лидеры считали его символом мужества и благородства. В 1911 году в Иллинойсе появился памятник Черному Ястребу.

«Название нашей команды и логотип — уважительные и гордые, здесь нет ни капли обидного или оскорбительного. Мы наладили отношения с центром американских индейцев в Чикаго. На нашем сайте есть биография Черного Ястреба, мы приглашаем на стадион ветеранов. Мы хотим помочь рассказать об истории и культуре американских индейцев», — рассказывал бывший исполнительный вице-президент «Чикаго» Джей Бланк.

На данный момент «Чикаго» может немного перевести дух, давление на клуб чуть ослабло. По всей вероятности, связано это с тем, что хоккей не является главным видом спорта в США. Но это не означает, что проблема не всплывет вновь. Руководителям нужно быть готовыми к тому, что ребрендинг все-таки придется проводить.