Запутанные петли Корбут. Как «мама гимнастики» продала олимпийские медали

Ольга Корбут после выступления на VII летней Универсиаде, 1973 год. © / Юрий Сомов / РИА Новости

Ольге Корбут исполняется 65 лет. В ХХ в. она крупными буквами вписала своё имя в историю гимнастики. В XXI в.– в скандальные хроники.

   
   

В истории, где так много всего намешано, «АиФ» разбирался вместе с двукратной олимпий­ской чемпионкой, заслуженным тренером СССР и России, судьёй международной категории Лидией Ивановой.

Приём у Никсона

Гродно. Мама – повар, отец – инженер. Четыре сестры, Ольга – младшая. В 1965 г., в 10 лет, она пришла в спортивную школу, где работал Ренальд Кныш. Родители даже не знали, что Ольга решила заниматься гимнастикой, им ­было не до того…

«Стала бы она той самой знаменитой Корбут, если бы не Кныш? Никогда! Ей попался величайший тренер. Ренальд Иванович никого и ничего не повторял. Сам мыслил, сам творил. Да, у Ольги были все данные, но он её так вышколил, что даже ерундовый элемент та делала каллиграфическим почерком. Кныш придумал, как сегодня сказали бы, «ультра-си элементы», которые потрясли мир. И вместе с этими элементами прозвучала Корбут, – вспоминает Лидия Иванова. – Самый, конечно, головокружительный момент для неё – Олимпиада-72 в Мюнхене, где 17-летняя Ольга впервые выступала в составе сборной. Я там судила, всё видела своими глазами. Народ шёл смотреть на петлю Корбут (свободный элемент на брусьях. – Ред.), на её сальто на бревне. ­Сегодня это сальто уже никого не удивит, но тогда это было ­что-то! Она выходила под гром аплодисментов. И надо было видеть, как ахнул многотысячный стадион, когда Ольга сорвалась… Так люди за неё ­переживали! Маленькая, хрупкая, хвостики эти, бантики… Даже промах лишь добавил ей симпатии зрителей (в Мюнхене Корбут завоевала «золото» в вольных упражнениях, на бревне, в команде и взяла «серебро» на брусьях. – Ред.). Её выбрали лучшей спортсменкой Олимпиады. А знаете как? По теле­видению объявили конкурс: комментатор называл фамилии спортсменов, а люди, если он им понравился, должны выключить свет в квартире. Когда прозвучала фамилия Корбут, Мюнхен погрузился во тьму».
Ренальд Кныш и Ольга Корбут, 1970 год. Фото: РИА Новости/ Фред Гринберг

Американский Sports Illustrated поместил Корбут на обложку. Начались бесконечные заграничные турне вместе с советской гимнастической командой. В Чикаго Ольге вручили медаль почётного гражданина, в Белом доме её принимал Ричард Никсон. «Я сделала большую политику между нашими странами, между СССР и США», – говорила потом она.

«Было несколько поездок в Америку. Мы ездили по городам с показательными выступлениями, и 20-тысячные дворцы спорта были забиты. Американцы восхищались советскими гимнастами, которые делают ТАКИЕ вещи. После этого в США начался гимнастический бум. Школы стали открываться в геометрической прогрессии.

За океаном Корбут боготворили. Поклонники подарили ей лошадь, машину, домик. Другое дело, воспользоваться этим нельзя было. Мы же коммунисты, у нас «облико морале», хоть и бесштанные. Помню, во время поездки в Германию нас пригласили на приём, а там дресс-код – вечерние наряды. А откуда у нас наряды? Немцы говорят: «Не волнуйтесь, мы позаботимся». Отвезли нас в магазин, платья выдали шикарные, Ренальду Ивановичу – костюм, а то ведь, кроме тренировочного, и не было ничего. Вот только ремень Кнышу забыли справить, штаны нечем держать. Так мы бинт нашли, им штаны подвязали и пошли в высший свет», – улыбается Лидия Гавриловна.

   
   

О том, что Ольга не смогла опуститься с олимпийского пьедестала на землю, говорили многие гимнастки – и Ким, и Турищева. Кныш рассказывал, что Корбут могла заявиться на тренировку пьяной: «Решила, что тренироваться не надо. Она уже звезда, а я тренеришка. И когда накануне Монреаля она мне это заявила, я дал ей пощёчину в зале. К слову, это её стимулировало, заставило собраться и победить назло мне».

«Наверняка сносило крышу от этой популярности. Характер у Ольги был несносный. И с Кнышем она конфликтовала. Не знаю, может, её и отрезвила эта пощёчина на время (на Играх-76 в Монреале выиграла «золото» в составе команды, «серебро» – на бревне. – Ред.). Помню она сказала мне: «Лидия Гавриловна, хочу быть старшим тренером сборной». Я говорю: «Вместо кого? Вместо Ларисы Семёновны Латыниной или вместо меня?» А она: «Неважно…» Всё хотела стать начальником. Ей, видимо, казалось, что так можно будет стричь какие-то дивиденды, без особых напрягов. Но не вышло. Корбут рано закончила, потом был брак с Борткевичем (солист группы «Песняры». – Ред.), затем эмиграция в Америку. Она ехала не в пустоту, как многие в те годы, а в страну, где, казалось, ей всё обеспечат. А уж как оно сложилось – другое дело. И мне не кажется, что у неё там всё замечательно. Хоть она и пытается всех в этом убедить».

«Он меня изнасиловал»

В Америке гимнастка развелась с Борткевичем, вышла замуж за журналиста Войнича, снова развелась. За последние 20 лет она мелькала в разных газетных заголовках: «Арестована за кражу продуктов на сумму 19 долл.», «Выселяют из дома, на который просрочена закладная»… Корбут настаивала, что всё это нелепые недоразумения и попытки журналистов использовать её громкое имя. В 2017 г. она продала на ­аукционе свои олимпийские медали. СМИ написали: «Из-за финансовых сложностей». ­Корбут снова отмахнулась: «Ложь!»

У Корбут есть официальный сайт, на котором она представлена: «OLGA KORBUT, the Mother of Gymnastics» (мама гимнастики. – Ред.). За 15 долл. на сайте можно купить её фото с автографом.

«Мама гимнастики? – переспрашивает Лидия Гавриловна. – «Мама», наверное, не ушла бы из большого спорта, стояла бы у тренерского станка, отвечала за какое-то развитие спортивной гимнастики… Даже при всей Ольгиной наглости не думала, что она претендует на это звание… А медали? Я была ошарашена. Как говорил Борткевич: «Это её право». Да, её право. Но я не знаю, что должно случиться, чтобы продать свою славу, свою память. У неё была такая стартовая площадка в жизни, как ни у кого. И мне жаль, что она так распорядилась тем, что ей дал спорт вместе с её наставником».

Наставник. В 1999-м в интервью американскому таблоиду ­Корбут сообщила, что подвергалась сексуальному насилию со стороны Кныша. У тренера была своя версия: «Она объяснила: в Америке у неё материальные проблемы, популярность сходит на нет… Поэтому хочет написать о том, каким я был зверем. Я спросил её, зачем на меня клеветать? Ответ: «Тебе-то что, кому ты интересен, а я – знаменитость». В 2011 г. Кныш рассказывал, что за этой историей охотятся продюсеры «Пусть говорят»: «Ассистенты Малахова звонили мне много раз. Спрашивали, что мне надо, какие гонорары. Я сказал, что у меня лишь одно желание: публично плюнуть ненавистной Корбут в лицо». В 2018 г. Корбут явилась на это ток-шоу, заявила: «Перед Олимпиадой в Мюнхене он меня просто изнасиловал».

«Меня на эту передачу пригласили в качестве эксперта, я не знала, о чём пойдёт речь. Стою за кулисами. И тут Ольга начинает рассказывать, как он приставал к ней в гостинице. Ренальда Ивановича подключили по скайпу. «Какая же ты гадина», – сказал. Он так смотрел, что я поняла: это конец света. Такое позорище, так она его унизила… Я сказала, что в этом безобразии участвовать не буду, отказалась выходить в студию… Не знаю, знать не могу, что там было на самом деле. Я понимаю лишь одно: никто из неё не лепил больше человека – ни семья, ни мужья. И мне просто дико, что она спустя столько лет явилась на эту передачу и просто убила его морально… Ренальд Иванович вскоре умер.

Почему за ней по жизни тянется этот странный шлейф? Почему она села на эти рельсы и начала раздавать такие интервью? Я не могу ей заглянуть в душу. Одно могу сказать: за все эти жёлтые рассказы платят. Очень хорошо платят».