Вино, марафоны, автограф Фаулза. Алексей Смертин, каким его не знали

Алексей Смертин. © / www.globallookpress.com

Алексей Смертин — незаурядный российский футболист, с успехом поигравший во Франции и Англии. 1 мая он отмечает свое 45-летие. По случаю юбилея АиФ.ru вспоминает интересные факты из его жизни, не связанные с футболом.

   
   

Два высших образования

Не каждый российский футболист может похвастаться высшим образованием. Как правило, на учебу не хватает времени, потому что все уходит на тренировки и игры. А уже после 30 лет просто не до этого.

У Алексея Смертина два высших образования, он чуть ли не уникальный футболист по этой части. Первое он получил в Барнаульском государственном педагогическом университете, второе — в алтайском филиале Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Смертин на отлично защитил дипломную работу под названием «Социально-психологические технологии формирования социальной ответственности у футбольных фанатов».

Алексей Смертин на мачте «Кубка легенд», 2015 год. Фото: www.globallookpress.com

Депутат

Будучи футболистом, Алексей неоднократно в интервью журналистам позиционировал себя как аполитичный человек, не интересующийся процессами в стране и мире, не ходящий на выборы и так далее. Однако по завершении игровой карьеры он изменил свои взгляды и даже на два года стал депутатом Алтайского краевого Законодательного собрания.

Марафоны

Вряд ли в мире можно еще найти хотя бы одного футболиста, который продолжал бы активно заниматься спортом чисто для себя, как хобби. Точнее, делал бы это на таком уровне, как Смертин. Алексей — большой любитель марафонского бега. На его счету все главные мейджоры мира: в Токио, Бостоне, Лондоне, Берлине, Чикаго и Нью-Йорке. 

Его личный рекорд на дистанции 42 километра 195 метров — 2 часа 51 минута 7 секунд.

«Для меня бег — это своеобразный челлендж, — говорил Смертин. — Хочется превозмочь в первую очередь себя самого не только в интеллектуальном плане, но и физически как-то превозмочь. Мне нужно было чем-то заняться после окончания карьеры футболиста. Поскольку мне не сиделось дома, я маялся без дела, я подумал: почему бы мне не просто заниматься пробежками, а ставить определенную цель? Сначала ей был первый марафон, потом — преодоление всех шести „мейджоров“ — главных марафонов мира.    
   

Кроме того, бег позволил мне как бы медитировать, философствовать, если не уходить в стратосферу, то просто отрываться я от земли, абстрагироваться о всего насущного. Это прекрасное ощущение».

Встреча с Фаулзом

Алексей Смертин — большой любитель литературы. Знает наизусть некоторые стихи Бродского, его настольные книги — «Афоризмы житейской мудрости» мизантропа Шопенгауэра и «Нравственные письма к Луцилию» Луция Сенеки. А с одним из самых любимых зарубежных авторов — Джоном Фаулзом — ему посчастливилось однажды встретиться лично. Вот как он об этом рассказывал в интервью Sports.ru.

«Когда я перешел в аренду в английский „Портсмут“, то сразу со своим английским приятелем — писателем Джимом Риорданом — поехал в музей Фаулза в городке Лайм-Реджис. И мы, как и все посетители, спросили наивно: „Где живет Фаулз?“ Сотрудники усмехнулись, сказав, что их по 100 человек в день об этом спрашивают и что они, конечно, не дадут адрес. Но мы не растерялись и зашли через то, что я играю за „Портсмут“. Настоящий поклонник из России, прочитал все романы, что было чистой правдой. Так нам дали адрес.  

Дверь открыла Сара, жена Фаулза. Узнав, какой путь мы проделали и что я футболист из России, интересующийся книгами мужа, она пустила нас в дом. Писатель тогда уже был парализован, Сара подвезла его на каталке. Я сказал, что моя любимая книга — „Дэниел Мартин“. Представляете, Сара протянула ее Фаулзу, и он трясущейся рукой для меня подписал: „Alexey, score well!“ (Хороших голов, Алексей!) Мой друг в этот момент заплакал, а Сара объяснила, что этот роман у них с Фаулзом тоже любимый».

Вино

Алексей Смертин три года играл за французский клуб «Бордо». Этого времени хватило, чтобы стать настоящим знатоком и ценителем вина, тем более оно в данном регионе считается одним из лучших в мире. Однажды он признался:

«О вине я могу говорить даже больше, чем о футболе».

С большим удивлением Алексей узнал, что футболисты «Бордо» без проблем выпивали по бокалу-два вина даже перед играми. Все это происходило с позволения главного тренера, точнее, даже по умолчанию. Пристрастился к данной традиции и сам Смертин, тем более в таких дозах это абсолютно безвредно и не мешает игре.

Вот три лучших вина по версии Смертина:

  • Chateau Saint-Pierre, Saint-Julien
  • Chateau Lynch-Bages, Pauillac
  • Chateau Pavie, Saint-Emilion

 

Мотоциклы

Еще одно увлечение юбиляра — мотоциклы. К ним Алексей пристрастился еще в детстве, когда вместе с братом они гоняли на «Урале» с коляской по деревне. «Во Франции у меня был „Харлей-Дэвидсон“, но, когда я уехал в Англию, пришлось его продать. А три года назад снова купил „Харлей“, езжу по Москве», — рассказывал Смертин.

Прыжок с парашютом

Еще одно увлечение из разряда экстремальных покорилось Смертину в 2003 году. В июле того года он сначала совершил получасовой полет на реактивном самолете L-29 в качестве второго пилота, а затем выполнил главную часть намеченной программы: впервые прыгнул с парашютом. Правда, с инструктором. 

Произошло это в подмосковной Коломне, Смертин прыгнул с высоты 4000 метров. Во время затяжного прыжка более двух километров длилось свободное падение, а оставшиеся полтора — под куполом парашюта.

«Ощущения фантастические! — делился эмоциями Смертин. — Ничего подобного еще не испытывал. Хотя с экстримом знаком не понаслышке: однажды сплавлялся на плоту по горной реке, а в юности охотился на медведя. Вы себе не представляете, что это такое: пролететь 4 километра за 55 секунд со скоростью 250 километров в час! Причем больше половины полета провел в свободном падении».