Саленко дал пять. Как игрок сборной России вошел в историю футбола

Олег Саленко © / Кальницкий Михаил / Commons.wikimedia.org

В истории отечественного футбола было много ярких и драматичных моментов. Но парадокс, случившийся тридцать лет тому назад, сложно с чем-то сравнить — уникальное достижение российского футболиста, установленное на чемпионате мира и попавшее в Книгу рекордов Гиннесса, ничего не дало команде.

   
   

Большие надежды и большие склоки

На излете советской эпохи в нашей стране появилось очень сильное футбольное поколение. Помимо серебряных медалей чемпионата Европы, сборная СССР выиграла Олимпиаду-1988 и молодежный чемпионат Европы-1990. Все это сулило большие перспективы, однако развал единого государства ударил и по футбольному хозяйству.

Правопреемницей сборной СССР стала команда России, получившая право участвовать в отборочном турнире к чемпионату мира-1994.

Отбор россияне прошли уверенно, уступив, правда, первое место команде Греции в результате проигрыша в последнем матче на поле соперника.

Но куда большей проблемой стало так называемое «Письмо четырнадцати» — обращение игроков сборной России с требованием пересмотра финансовых условий, а также смены наставника команды Павла Садырина. Костяк сборной составляли игроки, к тому времени выступавшие за рубежом, и они стали главными зачинщиками бунта. Подписанты предъявили ультиматум — если их требования удовлетворены не будут, на чемпионат мира в США они не поедут.

Это привело расколу в команде. Часть игроков впоследствии отказалась от своих подписей, но ряд сильных футболистов в сборной так и не появились.

Талант из Ленинграда

Нападающий Олег Саленко, чей звездный час случился на ЧМ-1994, был одним из тех, кто подписал обращение, но первым отказался от подписи.

   
   

Сам он в беседе со «Спорт-Экспрессом» вспоминал это так: «Мы подписались на одном чистом листе. Сидели, разговаривали в номере после игры. Звучали претензии только в адрес РФС по поводу бутс и премиальных. Больше — ничего! Про снятие Садырина никто ничего не говорил! Иначе я бы не подписался. Поэтому, когда в письме вдруг появился этот пункт о главном тренере, о назначении Бышовца, я сразу отказался от своей подписи. Через три дня мне позвонил Игнатьев, и я ему прямо заявил: “Никогда против Садырина не пошел бы”. Я считал Пал Федоровича хорошим тренером и порядочным человеком».

Уроженец Ленинграда и воспитанник школы «Смена», Саленко дебютировал у Садырина в «Зените» — 1 марта 1986 года тренер выпустил 16-летнего школьника в игре против московского «Динамо», и тот забил победный мяч.

Впоследствии их пути разошлись — Садырина выжили из «Зенита», и он ушел в ЦСКА, а Саленко со скандалом перешел в киевское «Динамо», где на некоторое время ушел в тень более именитых партнеров.

Последний довод Садырина

В 1992 году форвард уехал в испанский «Логроньес», где блестяще провел сезон-1993/94, став автором первого отечественного хет-трика в чемпионате Испании, а также забив в сезоне 16 мячей, чего не удавалось впоследствии на протяжении трех десятков лет ни одному представителю постсоветского пространства.

Что касается сборной, то он мог и не оказаться в команде России. В апреле 1992 года он провел один матч за команду Украины, однако в ФИФА признали эту встречу неофициальной. В итоге Садырин вызвал форварда для участия в отборочных матчах ЧМ-1994.

Разумеется, после того как он отозвал подпись под письмом, Саленко был включен в заявку на финальную часть чемпионата мира. Которая складывалась для россиян не лучшим образом.

Проиграв на старте Бразилии со счетом 0:2, россияне во втором поединке сошлись с командой Швеции. Уже на 4-й минуте Саленко реализовал пенальти, однако шведы перехватили инициативу и добились победы со счетом 1:3.

Олег меняет всё

В итоге перед последней встречей в группе с Камеруном шансы на выход в плей-офф были невелики. Нужно было не просто побеждать, а с большой разницей мячей, чтобы рассчитывать оказаться в числе лучших сборных из числа тех, кто занял третьи места.

28 июня 1994 года на арене «Стэнфорд Стэдиум» случился бенефис Саленко.

На 15-й минуте форвард подобрал мяч после того, как сбили Корнеева, ворвался в штрафную и поразил ворота — 1:0.

На 41-й минуте россияне разыграли штрафной, назначенный за снос Корнеева, мяч перевели на Саленко, который снова не промахнулся, — 2:0.

Незадолго до свистка на перерыв камерунцы сбили в штрафной Цымбаларя, и пенальти пошел бить Саленко, уверенно оформивший хет-трик, — 3:0.

Второй тайм начался с того, что 42-летний камерунец Роже Милла переиграл Черчесова, сократив разрыв в счете, — 3:1.

Но Саленко не думал останавливаться. На 72-й минуте он дальним ударом отличился в четвертый раз. А на 75-й минуте нападающий мастерски переиграл вратаря соперника в ближнем бою — 5:1, и пятый гол Саленко.

Спустя семь минут Саленко отметился еще и голевой передачей на Радченко, благодаря чему сборная России одержала оглушительную победу — 6:1. Что до нападающего, то он стал первым, кому удалось поразить ворота соперника в одной встрече финальной стадии чемпионата мира пять раз, за что россиянина и занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

«Золотая бутса» и пустота

Шансы россиян резко возросли, но увы — все соперники дружно сыграли так, как нам было не надо. Собственно, никому не хотелось пересекаться в плей-офф с разыгравшейся сборной России.

Оставалось утешаться только тем, что бразильцы, игравшие с нами в одной группе, стали чемпионами мира, а шведы заняли третье место.

И тем, что Олег Саленко стал лучшим бомбардиром ЧМ-1994, поделил приз — «Золотую бутсу» — с болгарином Христо Стоичковым. Только россиянин забил свои 6 мячей, проведя три матча на турнире, а болгарин — семь.

Казалось, после такой феерии карьера 24-летнего форварда резко пойдет вверх, однако получилось иначе. Саленко поиграл еще в Шотландии и Турции, но из-за травм не смог проявить себя ярко.

В сборную России его тоже перестали приглашать — сменивший Павла Садырина на посту наставника команды Олег Романцев считал, что в его распоряжении есть игроки посильнее, чем обладатель «Золотой бутсы».

Карьера Саленко стала символом отечественного футбола 1990-х — яркий взлет и феерические фрагменты при отсутствии цельности и завершенности.

Но тот матч с Камеруном — в истории навечно.