«Расставание, наверное, неизбежно». Почему разошлись Медведева и Тутберидзе

Этери Тутберидзе и Евгения Медведева. © / Владимир Песня / РИА Новости

«Народная фигуристка России» Евгения Медведева решила сменить тренера: ее наставником вместо Этери Тутберидзе станет, возможно, канадец Брайан Орсер. Но тот, кто твердит о сенсационном характере этого события, либо кривит душой, либо просто не в теме.

   
   

Все началось в Пхенчхане

Первые признаки конфликта между тренером и спортсменкой появились еще зимой, сразу после Олимпиады в Пхенчхане, где лавры в одиночном катании достались другой ученице Этери Тутберидзе, 15-летней Алине Загитовой.

Для Медведевой поражение стало настоящей катастрофой, но держалась она очень мужественно (кривой, несуразный для этого случая термин, однако единственно верный). И после решающего проката в Пхенчхане, и на церемонии награждения, и в микст-зоне, и позже, когда слухи о возможном расставании с тренером стали выходить в топ.

— Не выдумывайте того, чего нет. Займитесь делом! Оставьте в покое меня и моего тренера. Мы продолжаем работать, — заявила в конце концов Медведева, которой ко всему прочему пришлось лечить тяжелую травму (компрессионный перелом ноги). Из тренировочного процесса она по объективным причинам выпала до самого конца сезона.

Сомневаться в искренности этих слов не находилось вообще никакого повода: особые отношения талантливой ученицы и гениального тренера давно вошли в фольклор. Даже мыслям о конфликте в этом семейном формате, казалось, не было места.

Но жизнь сложнее, чем хочется думать.

«Бомба» от «Самбо»

Первым о расставании Медведевой и Тутберидзе сообщил генеральный директор Центра спорта и образования «Самбо-70» Ренат Лайшев (в эту многопрофильную структуру входят школы по самым разным видам спорта, в том числе и по фигурному катанию).

   
   

— После тяжелейшего сезона Женя и Этери Георгиевна дошли до такой ситуации, когда надо что-то решать, — заявил Лайшев. — Человек устает быть на одном месте. Ему надо сменить обстановку, сменить лед, тренера, здание, общество. И все у него пойдет по-другому. Это совокупность очень многих деталей, которая называет жизнь.

«Бомба» от Лайшева рванула так мощно, что на его же пояснительный комментарий никто не обратил особого внимания:

— Это как семейные отношения. Они могут еще поменяться 500 раз. Конфликта нет никакого, но такова судьба любого спортсмена, который добился определенных результатов и пробует себя у нового тренера. Мы хотели бы, чтобы они были вместе, но ни одна, ни другая ничего нам не говорят. Они взяли какую-то паузу.

Тутберидзе, впрочем, нарушила молчание, согласившись на короткий телефонный разговор с журналистами Первого канала:

— Слухи нагнетались, я уже писала Жене. Ни ответов на смс, ни ответов на звонки. Выйдя с олимпийского льда, она бросила детскую фразу: «Неужели вы не могли Алину подержать еще год в юниорах?». Я сказала: «Женя, ты что, у всех должны быть равные шансы». Это должна быть просто вера в тренера, вера ежедневная в результат, а не в какие-то условия. Расставание с Женей, если она выдвигает какие-то условия или не отвечает на смс, звонки, — наверное, оно неизбежно...

Евгения Медведева по-прежнему на паузе.

Ребенок или ветеран?

Расставание спортсмена и тренера — банальнейшая спортивная история. Если бы не запредельный уровень популярности фигурного катания вообще и Евгении Медведевой в частности, никто вообще никакого внимания на эту историю не обратил бы: разрывы в этом жестоком мире случаются пачками. В обозримом прошлом Этери Тутберидзе, которая поставила процесс производства чемпионок на поток, их было несколько, и самый из них громкий — уход олимпийской чемпионки Сочи-2014 Юлии Липницкой.

Решение Медведевой, думается, стоит рассматривать не только в личном контексте. Личный как раз абсолютно объясним. Жене всего 18 лет, и поди объясни ребенку, что он уже, оказывается, не ребенок вовсе, а ветеран. Что его любимый тренер, для которого во главе угла стоит результат, просто обязан делать ставки на молодежь. Что даже 15-летняя Загитова (16 ей исполнится 18 мая), которой Медведева проиграла главный старт не только сезона, но и, возможно, всей жизни, — и та уже испытывает нешуточное давление со стороны юных конкуренток, которых в группе Тутберидзе целый выводок.

Вопрос, получается, не в том даже, что Медведевой будет сложно бороться за медали на крупных турнирах, — она может вообще больше никогда на них не попасть. Фигурное катание развивается сейчас такими темпами, что пионерами в освоении элементов класса «ультра» являются 12-13-летние девчушки (мужское катание в силу физиологических причин находится в другом возрастном диапазоне, куда более щадящем).

Конкуренция в сборной России, полностью состоящей из учениц Тутберидзе, — запредельная. Мечты Медведевой о чемпионатах мира, Европы, уж не говоря об Олимпиаде-2022, — фактически несбыточны. То есть выбор сводится к простой «вилке»: или ты вообще заканчиваешь с большим спортом, или меняешь среду обитания.

Несложно предположить, что между тренером и спортсменкой было немало разговоров на болезненную тему. Смириться с таким положением дел Женя, видимо, просто не готова.

Не только тренер, но и флаг?

Слухи отправляют Медведеву за океан, в школу Брайана Орсера. Знаменитый в прошлом канадский фигурист (чемпион мира, дважды серебряный призер Олимпийских игр) работает тренером в системе «Toronto Cricket Skating and Curling Club».

В его личной колоде — два мощных козыря: двукратный олимпийский чемпион (2014, 2018), двукратный чемпион мира (2014, 2017) японец Юдзуру Ханю и бронзовый призер Олимпийских игр (2018), двукратный чемпион мира (2015, 2016), шестикратный чемпион Европы (2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018) испанец Хавьер Фернандес.

Статус Орсера сравним со статусом Тутберидзе: он — глыба в системе координат современного фигурного катания. А его недавний комментарий о потенциале 13-летней ученицы Тутберидзе Александры Трусовой («На самом деле она может оказаться краткосрочным феноменом») не на шутку зацепил Этери Георгиевну. «Есть ощущение, что Орсер сделал мне вызов», — заявила она...

Заполняя информационный вакуум, комментаторы предполагают, что Евгения Медведева, вполне вероятно, рассматривает вариант смены спортивного гражданства — например, на армянское (ее отец — бизнесмен Арман Бабасян), канадское, японское или китайское. Дело тут не в климате, меридианах и цветах флага, а в максимально гарантированных возможностях стартовать на крупнейших турнирах.

Официальных заявлений по теме пока никто из заинтересованных лиц не делал, но они в скором времени наверняка последуют. В том числе и со стороны Федерации фигурного катания России, от решения которой во многом зависит сейчас судьба Медведевой.