Покажите Родченкова! Сбежавшего химика обвиняют в подделке подписи

Григорий Родченков. © / Валерий Мельников / РИА Новости

Что случилось?

Шесть лет назад на Олимпийских играх в Сочи женская сборная России по биатлону в составе Ольги Вилухиной, Яны Романовой, Ольги Зайцевой и Екатерины Шумиловой выиграла серебряные медали. Однако вскоре в отношении первых трех было заведено дело: их обвиняли в манипуляциях с допинг-пробами. После известного доклада доктора Ричарда Макларена было решено дисквалифицировать наших спортсменок, лишив их медалей. Романова и Зайцева потеряли одно серебро, а Вилухина — сразу два, она приехала второй еще и на спринте. Более того, всем трем на тот момент запретили выступать на любых соревнованиях пожизненно.

   
   

Подача апелляции

Естественно, никто не собирался отпускать эту ситуацию: девушки были уверены в своей чистоте и решили подать апелляцию в Спортивный Арбитражный суд (CAS). Вот только быстрого рассмотрения их дела не получилось. Суд был завален делами спортсменов, для которых был актуален вопрос поездки на Олимпийские игры-2018 в Пхенчхан, а к тому времени Зайцева, Романова и Вилухина уже завершили спортивную карьеру. Так что вопрос с ними отложили в долгий ящик.

Кроме того, решено было подать в суд на Григория Родченкова за клевету: именно на основе его показаний у спортсменок возникли проблемы. Он заявлял, что эти три биатлонистки были участницами (как и десятки других спортсменов) допинговой программы перед домашней Олимпиадой, которую разработал и осуществил Минспорт. В качестве доказательств приводилась переписка Родченкова с одним из своих помощников. Исковое заявление на 10 млн долларов отправили в феврале 2018 года в суд Нью-Йорка, по месту предполагаемого проживания беглого российского химика. Адвокатов биатлонисткам нанял тогдашний руководитель федерации Михаил Прохоров.

Интересно, что до конца расследования и вынесения решения CAS у Зайцевой, Вилухиной и Романовой никто не отбирал медали и не дисквалифицировал официально.

Что говорила Зайцева

Ольга Зайцева была крайне возмущена словами Родченкова. Она всегда считала себя чистой спортсменкой, знающей о принимаемых препаратах, ничего запретного в них не было. «Родченков для меня — предатель, не человек. Он сдал свою страну, сдал своих спортсменов, которые тренировались, работали: биатлонистов, лыжников. Пускай разбираются по закону, а мы будем ждать. Таковы правила. Если вдруг всплывет моя фамилия, это будет бред. Подам в суд на Родченкова куда угодно. Потому что это неправда. Я всегда знаю, что принимаю», — говорила она в эфире «Спорт ФМ».

Уже после подачи персонального иска на Родченкова она высказалась снова. «Клянусь родителями, что всегда говорила правду. Почему никто не может мне поверить, а верят только человеку, который обвиняет меня? Мне очень трудно это понять», — цитировал Зайцеву The New York Times.

Рассмотрение дела

Наконец у швейцарского спортивного суда дошли руки до дела Зайцевой, Вилухиной и Романовой. В Лозанне началось закрытое слушание по существу, которое сразу же обернулось сенсационным заявлением адвоката наших девушек Алексея Панича. Выяснилось, что сторона обвинения МОК предоставила суду доказательства, в которых содержались поддельные подписи Рочденкова на некоторых документах. Этот факт установили специалисты из России и Великобритании. Интересно, что некоторые из доказательств со стороны МОК были сняты еще до начала слушаний.

   
   

«Безответственность и некомпетентность МОК привела к тому, что спортсмены потратили кучу своих денег и времени. В созданной чиновниками МОК только им удобной системе у спортсмена практически нет шансов доказать свою невиновность.

Мы требуем от СAS создать новый прецедент и хотим справедливой компенсации морального вреда и понесенных расходов. Такая серьезная организация не вправе готовить обвинение так непрофессионально.

Никому не подчиняющаяся надгосударственная полицейская структура (WADA) нарушает права человека на каждом шагу и сама не следует собственным правилам. Свои многочисленные ошибки безнаказанно перекладывает на спортсменов, калеча человеческие судьбы.

Необходимо вернуть в спорт выстраданную столетиями презумпцию невиновности как краеугольный принцип мирового права, защита прав человека важнее коммерческих интересов WADA», — цитирует Панича ТАСС.

Что дальше?

Ближе к вечеру вторника должны быть новости: накануне CAS дал представителям МОК ровно сутки на объяснение своей позиции. Они должны либо предоставить новые доказательства, либо доказать, что подписи не поддельные.

Как это можно сделать? Например, вызвать на слушания самого Григория Родченкова, который бы подтвердил оригинал своей подписи. Это было бы крайне интересно, ведь доподлинно неизвестно, где сейчас находится, чем занимается и даже как выглядит беглец.

В крайнем случае он может сделать это посредством видеосвязи либо через своего адвоката. Если он не хочет, чтобы доказательная база МОК рухнула, ему нужно выйти на связь. Либо проблемы могут быть у самого Родченкова: дело по обвинению в клевете еще не закрыто, оно может получить новый виток.

Как бы ни развивались события дальше, это может быть крайне интересное и долгоиграющее дело. Биатлонисткам торопиться уже некуда, а вот добиться правды — дело чести. Зайцева и ее коллеги обещают идти до конца.