«Ничего не поменялось». Фигуристка Щербакова о мотивации в новых реалиях

Анна Щербакова © / Александр Вильф / РИА Новости

Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Анна Щербакова в интервью aif.ru рассказала о ночных тренировках, установках Этери Тутберидзе, горячем приеме в Китае, пропущенных уроках, игрушках, которые раздаривает, своем отношении к славе и ролях в ледовых шоу Татьяны Навки

   
   

Владимир Полупанов, aif.ru: — Анна, вы с 3 лет занимаетесь фигурным катанием — то есть большую часть своей жизни. Были ли у вас хоть раз подобные мысли: «Надоело, не хочу»?

Анна Щербакова: — Серьезных мыслей об этом не было никогда. Были какие-то моменты, когда тяжело, что-то не получается, травмы, наверное, такие мысли могли проскакивать, но не всерьёз. Поддержка родных и любовь к своему делу всегда помогали с этим справиться.

— У спортсменов, выступающих в зимних видах спорта, холод, лёд сопровождают всю карьеру. Тепла и солнца вам в жизни очень не хватает? И как вы восполняете их дефицит?

— В период активной соревновательной карьеры я могла себе позволить только три недели отдыха в мае, до начала спортивных сборов. Под конец сезона, конечно, уже с нетерпением ждала этого момента, когда можно поваляться на пляже и погреться на солнышке. Отдых всегда пролетал быстро. Но этого хватало, чтобы восстановить силы и приступить к тренировкам. Даже соскучиться по льду иногда успевала.

— Помимо выигранных турниров, в том числе золотой медали Олимпиады-2022, вы обладаете званиями: Мастер спорта России, Мастер спорта России международного класса, Заслуженный мастер спорта России. Что они дают спортсмену сегодня в бытовом плане?

— Мне не надо было сдавать экзамен по специальности при поступлении в спортивный институт. Наверное, это пока единственное, что могу отметить. В детстве нам обычно важно выполнить новый разряд, а во взрослой карьере, конечно, титулы играют более важную роль.

   
   

— В вашем телеграм-канале вы выложили свои фото и подписали их: «Я весь день: как же хочется спать, скорее бы в кровать. Я в час ночи». Расскажите о своем графике тренировок. Неужели приходится тренироваться и ночью?

— Ночные тренировки бывают очень редко. Но день настолько насыщен, что ночью сложно отключиться, порой долго не могу заснуть, перед глазами все равно лед, тренировки, репетиции. 

— В одном из интервью вы сказали: «Не представляю себя в обычной жизни. Каждый день рутинно ходить в школу, возвращаться, делать уроки — и все по новой. Я себя в этом не вижу, мне всегда нужно движение. Мы ездим на соревнования, и это большое удовольствие для меня». Наверняка вы много пропускали из школьной программы. Как наверстывали, как учились? Ведь наверняка после изнурительных тренировок и соревнований вам было совсем не до учебы.

— Первые три года школы я ходила практически на все уроки. Потом приходила на первые два-три. И только с началом пандемии перешла на практически полностью дистанционное обучение. В школе учителя шли навстречу, давали индивидуальные задания, объясняли непонятные моменты. Было много дополнительных занятий, рано утром до тренировки, в перерыве, вечером. Да, я практически не общалась с одноклассниками, не гуляла с ними во дворе. Но несмотря на то, что фигурное катание индивидуальный вид спорта, у нас была большая и веселая группа на катке. Так что общения со сверстниками мне тоже хватало. 

— Вы принимали участие в «Кубке Москвы. Битва школ». Как вам кажется, чья школа сегодня в России самая сильная? И что вы можете сказать про методику тренировок Этери Тутберидзе? У нее она какая-то особенная?

— Всю свою спортивную карьеру я провела на одном-единственном катке «Хрустальный». Поэтому мне фактически не с чем сравнивать. Мой первый тренер Оксана Михайловна Булычева научила меня не только азам фигурного катания, но и привила огромную любовь к этому виду спорта. Тренировки у Этери Георгиевны Тутберидзе приучили относиться с этому серьезно, уже как к работе, ставить высокие цели и идти к ним шаг за шагом. Выкладываться на каждой тренировке.

— После выступлений болельщики кидают вам плюшевые игрушки на лед. У вас, наверно, должна скопиться внушительная коллекция. Какова вообще судьба этих игрушек? Есть ли среди них для вас особенно памятные и дорогие сердцу?

— Самые памятные я, конечно, берегу, помню, как, кто именно и где мне их подарил. Но большинство из этих «игрушей» я передаю детям, которые находятся в Центре трансплантологии в ожидании операции. 

— Что в сегодняшних непростых для спортсменов реалиях является для вас мотиватором?

— Меня с раннего детства приучили, что важно ставить перед собой цели и идти к ним. В этом плане ничего не поменялось. Всегда есть цель и необходимость приложить усилия, чтобы ее достичь. 

— Как вы относитесь к славе, доставляет ли публичность дискомфорт? 

— По характеру, мне кажется, я не медийный человек. Мне ближе более замкнутый образ жизни. Но я понимаю, что публичность — это часть моей жизни, профессии. Фигуристы катаются не только для себя, не только ради медалей, но и в первую очередь для зрителей. Мне нравится выходить на лед, видеть полные трибуны. Я катаюсь для этих людей и в ответ получаю массу положительных эмоций. 

— Чем вам запомнится уходящий 2023 год? Какие события этого года вы считаете главными?

— Наверное, самые яркие воспоминания о 2023 году — это поездки в Китай. Невероятно теплый прием и новые знакомства. 

— Вы бывали во многих странах. Какая вам больше всего понравилась? Подозреваю, что особенно Китай, где, по вашему признанию, вы почувствовали себя «рок-звездой», судя по горячему приему. Что вас больше всего поразило в этой стране?

— Поездки на соревнования, на самом деле, сложно назвать обычными путешествиями. По факту практически не остается времени на то, чтобы посмотреть достопримечательности. В лучшем случае на это получается выкроить один день или всего несколько часов. 

Мне очень понравилась Азия. Остались хорошие впечатления о Японии и Китае. Культуры этих стран сильно отличаются от нашей. Много необычных и интересных моментов. Другие правила поведения, необычная архитектура, непривычная еда. 

— Какова ваша цель в жизни? К чему вы стремитесь?

— Сейчас моя цель прислушиваться к себе, учиться, искать себя, ставить перед собой новые цели и идти к ним.

— 28 марта следующего года вам исполнится 20 лет. Учитывая внушительный список ваших достижений, рекордов, участие в различных ледовых шоу, 20 лет в современном фигурном катании — это много или мало?

— Если учесть, что впервые я встала на коньки в 3 года, то 17 лет на льду совсем не маленький стаж. В 10 лет я уже осознала, что фигурное катание для меня не просто хобби, а моя профессия, моя работа. 

— Вы принимаете участие в нескольких ледовых шоу Татьяны Навки. Расскажите о самых любимых образах, в которые вам приходится перевоплощаться, и любимых сюжетах.

— Больше всего мне нравится, что на льду я могу быть разной, воплощать новые образы. Наверно, органичнее всего я смотрелась в роли принцессы Леи в сказке «Спящая красавица». Многие мне говорили, что мне очень идёт этот образ. Такая светлая, искренняя, открытая девушка. Но также мне очень нравится исполнять роль Богини в шоу «История любви Шахерезады». Очень сильная и величественная.

— Чему, на ваш взгляд, учат зрителя истории, которые вы рассказываете на льду в этих шоу, какую пищу для ума дают, помимо красивого действа для глаз?

— Как и любые сказки, эти шоу учат нас доброте. Они помогают создать праздничное настроение, что очень важно в преддверии новогодних праздников для нас всех, как для детей, так и для взрослых.

— В новом шоу «Вечера на хуторе», которое пройдет в Москве с 22 декабря по 7 января во Дворце спорта «Мегаспорт», вы по очереди с Камилой Валиевой играете Одарку — подругу Оксаны. Какой у вас получилась эта героиня Гоголя? 

— Это рождественская сказка, в которой присутствует нечистая сила и волшебство. Я играю молодую девушку, подругу главной героини. История моей героини сложная и драматичная... Но, как и в любой сказке, нас ждёт добрый финал. Всех карт раскрывать не буду, совсем скоро всё увидите.