Нестоличная победа

© / Надежда Никифорова / АиФ

26-летний Александр Кузюков недавно вернулся с чемпионата России, с которого привёз две золотые медали, и уже выиграл чемпионат мира, став первым россиянином, завоевавшим такой трофей в паралимпийском спорте. Следующая цель — очередная летняя Паралимпиада. Травма позвоночника, которую он получил, только успев закончить колледж и поступить в институт, изменила его жизнь навсегда. Тогда Кузюков принял решение прийти в спорт и добиться как можно большего.

   
   
Вход в зал, который арендуют для паралимпийцев. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Так выглядит снаружи помещение, где занимаются омские спортсмены — неприметное серое здание, пристройка к детскому спортивному бассейну. На стенах — никаких табличек и указателей, только знак парковки для инвалидов.

Вид на тренировочный зал из раздевалки. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Что делать дальше?

Александр Кузюков летом 2006 года удачно сдал экзамены в вуз, осенью должны были начаться занятия. Но при строительстве собственного дома упал и сломал позвоночник. Так, из-за несчастного случая, все планы перестали иметь значение. Учёбу Александр не бросил — перевёлся на дистанционное обучение. Однако ответа на главный вопрос — что делать дальше, ведь впереди ещё целая жизнь — деятельному юноше учёба дать не смогла.

Защитные маски для фехтования. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

«Когда попал в коляску и прошло какое-то время, реабилитировался, начал искать, что мне делать, чтобы выплёскивать энергию, получать адреналин. До травмы я занимался рукопашным боем, плавал, играл во всевозможные игры на любительском уровне — просто делал то, что нравится», — рассказывает Александр Кузюков. Добавляет: «И сейчас — тоже». Тогда он отправился в Центр паралимпийской подготовки, узнал, какие есть виды спорта, и выбрал то, что показалось подходящим. Искал не просто спорт, а возможность проявить себя. «Фехтование — единственный из паралимпийских видов спорта, который является единоборством. У нас настоящие схватки, бывают напряжённые бои — мне это нравится», — признаётся спортсмен.

Александр Кузюков со своим любимым оружием — шпагой. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Фехтование на колясках в Омске появилось всего пять лет назад, направление формировалось «с нуля». В то время местный тренер Валерий Прутов открыл в спортшколе, где проработал 12 лет директором, отделение паралимпийской подготовки. А потом перешёл туда работать, оставив директорство, говорит — потому что нельзя распыляться. Нужно заниматься одним делом, если хочешь достичь результатов.

Награды с последнего состязания — Кубка России, который прошёл в Уфе. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

«У паралимпийцев есть особенность — мы можем их принимать в любом возрасте, — поясняет Валерий Прутов, тренер центра Паралимпийской подготовки, старший тренер сборной России по шпаге. — В детской спортшколе есть возрастные ограничения, а у нас нет, и это правильно сделано. У нас изначально собрался костяк бойцов — ребята физически подготовленные. Поэтому мы сразу стали тренироваться не как новички — три раза в неделю, а ежедневно. В некоторые периоды было и по 9 тренировок в неделю. Поэтому у нас начали быстро расти результаты».

Александр Кузюков (в цетре). Фото: с личной страницы Александра Кузюкова в социальной сети vk.com

   
   

На первых этапах Александру, сейчас выигравшему титул чемпиона мира, было нелегко, что-то получалось, но не так, как хотелось. Были вторые – третьи места на некрупных соревнованиях. «Я к этому относился достаточно скептически и считал, что нужно к большему идти, — объясняет Александр. — В 2011 году я поехал на Кубок Мира в Испанию — это был мой первый крупный турнир. Я ничего не выиграл, но загорелся ещё больше». А через два – три года упорные тренировки принесли результат, и начались победы: сначала командные, а потом и личные. Теперь коллекция медалей растёт после каждого соревнования.

Противники и товарищи

Как другие спортсмены, на выездах паралимпийцы успевают посмотреть аэропорт, вид из автобуса, гостиницу, залы — и на пути домой всё то же, только в обратном порядке. Зато удаётся пообщаться с другими спортсменами, а понимать друг друга получается, даже несмотря на языковой барьер. Так и у Александра появился коллега, с которым он с удовольствием общается. Если можно так сказать: «Есть у меня сильный соперник и одновременно товарищ — американец Райан Эстер. В сборной у них работают тренеры из России и Украины, которые знают русский — иногда они ему переведут, что я говорю, иногда сами пытаемся. Стараюсь ему рассказать что-то на ломаном английском, он мне отвечает, но я не всё понимаю. Английский у меня только со школы, а какие-то слова узнаю, когда езжу на соревнования. Вожу с собой всё время словарик, чтобы учиться. Но надо разобраться во всех правилах, и мне нужен наставник для этого. Мне этого хочется, я думаю, смогу это сделать», — Александр ставит для себя новую цель. В том, что достичь её рано или поздно получится, — нет никаких сомнений.

Александр слушает замечания тренера по технике боя. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Стальной жёсткости, которой можно было бы ожидать от целеустремленного чемпиона, в речи Александра не чувствуется — он рассказывает свою историю свободно и спокойно. Улыбается сдержанно, но видно, как в глазах пляшут смешки — как у человека, который любит жизнь и имеет хорошее чувство юмора. Свободное время Александр любит проводить с семьёй и близкими. У Александра есть любимая девушка, которую он уже называет женой: «Мне нравится, что у нас такая спортивная семья — она пробовала фехтовать, даже марафон бежала вместе со мной. Очень рад, что нам разрешили вместе нести паралимпийский огонь — что моя жена тоже к этому причастна».

Александр на соревнованиях. Фото: с личной страницы Александра Кузюкова в социальной сети vk.com

Перед тем как ответить на вопрос о том, чем в своей жизни Александр гордится больше всего, он задумывается. Наконец отвечает:

«Огромная гордость для меня — то, что я стал первым и единственным чемпионом мира из России. А в целом… — рассуждает Александр. — Говорят, мужчина должен посадить дерево, построить дом и родить сына. По-настоящему буду гордиться, когда сделаю все эти вещи. Дерево я уже посадил, и не одно, — улыбается спортсмен, — у родителей на даче и во дворе дома на субботниках. Так что начало положено!»

Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Уроки от тренера и чайный ритуал

Спортсмены-паралимпийцы фехтуют на специальном электрооборудовании. Коляски жёстко закреплены на полу, а бои идут на расстоянии вытянутой руки с оружием. Специальное оборудование фиксирует уколы, помогая подсчитать очки соперников. В комнате, где тренируются омские спортсмены, хватает места для двух пар тренировочных колясок. В том же здании — раздевалка, кабинет массажиста, душевые.

Зал для тренировок со специальными колясками, мишенями и «стенкой». Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Но тренировка начинается не со спарринга, а с разминки — нанесения ударов по специальной «мишени». Затем спортсмен «получает урок» от тренера. Тренер надевает защитный кожух и маску, садится на место соперника и проверяет, как справляется с защитой и атакой ученик. Периодически останавливается, снимает маску и объясняет нюансы.

Валерий Прутов объясняет Александру, как делать укол, чтобы он был максимально точным. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

По словам Александра Кузюкова, паралимпийский спорт в России развивается только благодаря государственной поддержке. Часто ломается и требует замены инвентарь, для поддержания формы нужно постоянно ездить на соревнования в другие города и страны. «Сами бы мы выехать никуда не смогли, — объясняет Александр. — Ездить на турниры, покупать себе оружие — всё это вещи очень дорогие. Человек с инвалидностью сам это делать не сможет. Даже если долго копить и один раз приобрести что-то — это всё, на этом всё кончится. Чтобы был результат, нам нужно стабильно ездить, смотреть противников, пробовать новое, развиваться. Это не просто наш интерес и хобби, это наша жизнь. Поэтому мы ответственно относимся к этому».

Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Бои идут на рапирах, шпагах и саблях. В Омске только один саблист — Роман Федяев. И это единственный участник команды, который занимался фехтованием до того, как стал паралимпийцем. «Рома Федяев — это сильный фехтовальщик, он был кандидатом в сборную России, — рассказывает тренер. — Он получил сильную травму, но вернулся в спорт. Когда катался на горных лыжах, ребёнок выскочил на трассу, Рома свернул в сторону и влетел в железный столб. Одну ногу потерял, другую по частям собрали. А когда вылечился, пришёл к нам и стал тренироваться как паралимпиец — он и до этого был мой ученик».

Александр Кузюков бьётся с Романом Федяевым. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

У Александра Кузюкова же любимое оружие — шпага. Среди фехтовальщиков распространена присказка «шпага — дура», потому что при поединках на шпагах разрешено наносить удары по всему телу, у паралимпийцев — по телу выше корпуса, а рапирой можно колоть только корпус, что требует очень точного изящного фехтования. Но Александру фехтование на шпагах больше нравится — как более прямое и честное.

Режим у паралимпийцев мало отличается от аналогичного у «бегающих», как здесь говорят, спортсменов. За собой нужно следить, разумеется, не злоупотреблять вредными напитками и едой. Однако есть и важная особенность.

«Спортсмены в колясках всё-таки ведут малоподвижный образ жизни, поэтому физическое развитие — одна из наших важнейших задач, — говорит Валерий Прутов. — Спортсмены висят на стенке, на тренажёрах занимаются. Обязательно нужна функциональная подготовка. Остальное просто — соблюдать спортивный режим, вовремя ложиться спать», — тренер невольно начинает улыбается и признаётся: «Хотя они как все люди — бывает, в танки по ночам играют на компьютере. Танкисты!»

А после тренировки спортсмены обязательно пьют чай. Так уж сложилось: «Это не то что ритуал какой-то… Но надо и потери воды на тренировках восполнять».

Александр (второй слева) на Чемпионате Европы по фехтованию 2011 года. Фото: с личной страницы Александра Кузюкова в социальной сети vk.com

Встретиться в Рио-де-Жанейро

База омских фехтовальщиков выглядит более чем скромно — несколько помещений, арендуемые в пристройке к детскому бассейну (выбрано место было за удобство для спортсменов-колясочников: широкие двери и отсутствие ступенек), никакого евроремонта, всё только самое необходимое.

Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Пять лет назад такого вида спорта в Омске просто не существовало, но за столь короткое время удалось вырастить нескольких спортсменов мирового уровня. Сейчас в группе у Валерия Прутова занимается 4 спортсмена. В 2016 году в Бразилии пройдёт следующая летняя Паралимпиада, и на этот раз фехтовальщики собираются ехать за высшими наградами: «В прошлый раз 3 человека из Омска прошли отбор на Паралимпиаду, которая проходила в Лондоне, — говорит Валерий Прутов. — В тот раз бились за медаль, но не завоевали. Не хватило опыта боевого, жизненного и психологического — как лучше подойти к соревнованиям. Были рядом — четвёртые, пятые, шестые места. Иногда до медали не хватало одного укола. Но уже в 2013 году на чемпионате мира в Будапеште омичи завоевали 10 медалей — соперники были те же, соревнования те же, а результат — уже другой. Мы проиграли в командном только китайцам — остальных победили. Именно там Саша Кузюков стал первым чемпионом по шпаге. С осени начнётся отбор на Паралимпиаду. Чтобы стать участником, нужно будет попасть в десятку лучших».

В своих силах здесь уверены. Более того, закономерным считают и невероятный успех российской сборной на зимней Паралимпиаде в Сочи.

Напряжённая тренировка, как и настоящий бой, заставляет попотеть. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

 «От всей души поздравляю всех наших с победами, — говорит Александр Кузюков. — Успех закономерен — перед сочинской Паралимпиадой все старались как никогда. Зимние Паралимпийские игры — самые молодые, и мы в них не отстаём, а наоборот — впереди всех! Дай бог, так будет и дальше. У нас, в отличие от многих стран-участниц Паралимпиады, профессиональный подход к спорту. Так далеко не во всех странах. А значит — дальше ещё лучше будет. Паралимпийцы, как всегда, бьют все возможные рекорды и удивляют всех».