«Мне не жаль прошедшего». История Ники Лауды, человека-легенды

Ники Лауда. © / Reuters

1976 год, автодром в немецком Нюрбурге принимает очередной Гран-при чемпионата мира в классе машин «Формула-1». Уже на втором круге одна из машин срывается с трассы, ударяется в ограждение, загорается, и, самое страшное, вылетает обратно на трассу. В аварийную машину врезается еще один болид. Гонщик из первой машины, потерпевшей аварию, заблокирован и не может выбраться. На помощь ему спешат коллеги, которые останавливаются на трассе. Но время идет, освободить пилота не удается, он горит...

   
   

Наконец, общими усилиями его вытаскивают. В больнице пилот впадает в кому. Медики сокрушенно качают головами -серьезные ожоги, отравление токсичными продуктами горения. Шансов на то, что гонщик выживет, очень мало.

Фотография горящего Ferrari австрийского чемпиона Формулы-1 Ники Лауды после аварии 1 августа 1976 года в Нюрбургринге. Лауда избежал смерти в последнюю секунду, его вытащили из горящего авто его соперники. Фото: www.globallookpress.com

А пилот уже через шесть недель после аварии вновь выйдет на трассу. Вот только шрамы, оставшиеся от ожогов, всю последующую жизнь будет скрывать под красной кепкой.

Ники Лауда с ожогами на пресс-конференции в Зальцбурге 8 сентября 1976 года. Фото: www.globallookpress.com

Ники Лауда — человек-легенда. Ту страшную аварию на Нюрбургринге потом много раз будут воспроизводить в кино, сделав ее символом смертельно риска, которому подвергаются автогонщики.

Сам Лауда никогда не зацикливался на том, что случилось в 1976-м. В интервью «Аргументам и Фактам» он говорил: «С воспоминаниями об аварии покончено давно. Если постоянно фиксироваться на этом, то просто сойдешь с ума и это будет уже не жизнь».

Кредит ради мечты

Андреас Николаус Лауда родился в богатой австрийской семье. Родственников увлечение Ники откровенно пугало, они считали его опасным и бессмысленным. Сделать карьеру в автогонках без серьезной финансовой поддержки трудно, а семья Лауды категорически отказалась ему помогать.

Тогда Ники взял большой кредит и ... купил себе место в гоночной команде класса «Формула-2». Это было очень самонадеянно, но Лауда верил в себя, и риск оправдался. Его заметили, и пригласили в «Формулу-1».    
   

Правда, все складывалось не слишком хорошо, результаты были низкими, и чтобы продолжить участие в гонках, Лауде пришлось брать второй кредит. Ники оставалось либо стать звездой гонок, либо оказаться в долгах на всю оставшуюся жизнь.

Чемпион с холодной головой

Он сумел прорваться. В 1974 году великий Энцо Феррари предложил Лауде контракт «боевого» пилота в «Формуле-1». Теперь Ники мог отдавать долги.

В 1975 году он впервые стал чемпионом мира. В 1976-м боролся за титул, даже несмотря на страшную аварию. Но в заключительной гонке Лауда сошел с дистанции по собственной инициативе, заявив, что гоняться в сильнейший дождь слишком опасно. Австриец не хотел испытывать судьбу еще раз. А вот его главный соперник Джеймс Хан добрался до финиша, и в итоге опередил Лауду всего на одно очко.

Эта история испортила отношения гонщика с «Феррари». Несмотря на то, что в 1977 году Лауда снова стал чемпионом мира, из команды ему пришлось уйти.

Он провел еще два сезона в команде «Брэбем», не добился успехов, и заявил об уходе из спорта.

Ники Лауда, 1978 г. Фото: www.globallookpress.com

Небо, Олимпиада, лошадь

Лауда основал авиакомпанию, которую без ложной скромности назвал Lauda Air. Проект чартерных перевозок оказался весьма успешным. При этом хозяин компании и сам пилотировал самолеты.

В 1980 году произошел случай, который сделал Лауду особенно близким к нашей стране.

Запад объявил бойкот Олимпиаде в Москве, но некоторые спортсмены в индивидуальном порядке пытались попасть на Игры. В Австрии было еще интереснее — страна Олимпиаду не бойкотировала, но бойкот поддержала местная федерация конного спорта, отказавшаяся организовывать и оплачивать перевозку спортсменов и лошадей.

И тогда австрийская спортсменка Элизабет Тойрер обратилась к Лауде с просьбой доставить ее вместе с лошадью по кличке Мон-Шери в Москву.

«Лошадь загнали в один из самолетов моей компании — «Фоккер-27», зафиксировали ее в салоне, — рассказывал Лауда «Аргументам и Фактам» в начале 2000-х, — Это был веселый полет: всю дорогу она ржала и заглядывала в кабину мне через плечо — я сам сидел за штурвалом. А потом я переправлял ее обратно. Мне доводилось бывать в Москве и позже и должен сказать, что за последние годы она особенно изменилась. В лучшую сторону».

К слову, в Москве Элизабет Тойрер и Мон-Шери стали олимпийскими чемпионками.

Ники Лауда. Фото: www.globallookpress.com

«Когда все идет как по маслу — мне обязательно становится скучно»

В 1982 году Ники Лауда решил вернуться в «Формулу-1». Он получил место в команде «Макларен», и после двух неудачных сезонов «выстрелил», выиграв чемпионат мира-1984.

Таким образом, австриец вошел в узкий круг избранных. Но в 1985 году, выступив неудачно, Лауда попрощался с гонками окончательно.

В начале 2000-х он продал Lauda Air, но практически сразу создал новую авиакомпанию, получившую название Niki. Обладая лицензией коммерческого пилота, Лауда сам выполнял рейсы, поясняя: «Быть штатным пилотом своей собственной компании — дело принципа. Ну и клиентов, конечно, привлекает».

«Ненавижу скуку. А когда все идет как по маслу — мне обязательно становится скучно. Зато чем сложнее ситуация, тем я себя чувствую лучше», — так объяснял свою мотивацию трехкратных чемпион мира в интервью «Аргументам и Фактам».

Кубки в обмен на помывку машины

Он комментировал «Формулу-1» по телевидению, выступал в качестве эксперта. Какое-то время он занимал пост спортивного директора в команде «Ягуар», но особых успехов не добился.

Лауда всегда был человеком честным, прямолинейным и ироничным по отношению к себе. После той страшной аварии он лишился половины уха. Когда на него смотрели с сочувствием, он с жаром начинал доказывать, что все стало только лучше — теперь пользоваться телефоном гораздо удобнее.

Выиграв в 1975 году чемпионат мира, Лауда подарил все кубки за победы за победы в Гран-при хозяину расположенного рядом с его домом гаража. Взамен он попросил бесплатно мыть его машину, и считал такую сделку вполне удачной.

«Я на обычных дорогах не гоняю»

Его стиль пилотирования сравнивали с компьютером, настолько четко он просчитывал свои действия на трассе. Он не лихачил и в обычной жизни: «Я, между прочим, на обычных дорогах не гоняю. Я просто не вижу резона лишаться прав из-за такой ерунды, поэтому езжу нормально. Хотя... Бывает, конечно, что и превышаю, но очень осторожно...Следует принимать в расчет и те вполне предсказуемые опасности, которые подстерегают тебя повсюду. Я, к примеру, не намерен умирать от включенного в сеть фена, упавшего в полную воды ванну, или врезавшись по пьянке в дерево. Сейчас я очень осмотрителен в этом отношении».

Ники Лауда. Фото: www.globallookpress.com

«Если бы я мог вернуться назад, то все равно сделал бы все так же»

Проблемы со здоровьем после той аварии 1976 года преследовали его. Он не обращал на них внимания, и не позволял себя никому жалеть. В 1990-х ему пересадили почки. В 2018 году после серьезной инфекции он перенес пересадку легкого.

Лауда занимал пост неисполнительного директора команды «Мерседес», и все с нетерпением ждали, когда он снова появится на Гран-при в своей неизменной красной кепке.

Но 21 мая семья Лауды распространила информацию: «В тихой скорби сообщаем, что наш любимый Ники мирно почил в понедельник, 20 мая 2019 года, в кругу семьи».

В интервью «Аргументам и Фактам» Ники Лауда в свое время сказал: «Если бы я мог вернуться назад, то все равно сделал бы все так же, поскольку всегда был свободен в своих решениях. Все было правильно. Мне ни за что не стыдно и ничего прошедшего не жаль».