«Конькобеженка». Уехавшая в Казахстан спортсменка Силаева саморазоблачилась

Кристина Силаева. © / Кадр из YouTube

На фоне сохраняющихся спортивных санкций, в результате которых большинство отечественных атлетов лишены возможности выступать на международных соревнованиях, количество тех, кто решает покинуть страну, увеличивается.

   
   

Теперь они в Казахстане

Назвать это потоком пока нельзя, но факт остается фактом — известных имен становится все больше.

Накануне стало известно, что в Казахстан перебрались призер Олимпийских игр и чемпион мира по конькобежному спорту Сергей Клевченя, ныне работающий тренером, и две его подопечные — 26-летняя чемпионка Европы и призер чемпионатов мира Елизавета Голубева и 22-летняя чемпионка России Кристина Силаева.

То, что трио перебралось в соседнюю страну, стало сюрпризом для Союза конькобежцев России. Тем не менее в организации дали понять, что фатальными потери не считают. Официально утвердить смену гражданства должны еще международные спортивные структуры.

Дискуссию о том, что приобрел Казахстан и потеряла Россия, можно вести долго.

«Возвращение гражданства не такая большая проблема»

Но гораздо интереснее высказывание Кристины Силаевой на тему перехода. В беседе с «Матч ТВ» девушка заявила: «Не готова ждать, век спортсмена короток, неизвестно, когда будут следующие международные соревнования, если остаться. Нельзя пропускать пик карьеры... Я знала, что придется отказываться (от гражданства России — прим. aif.ru), переживала немного, но ничем страшным мне это вроде бы не грозит, ничем таким я не была связана, терять особо было нечего. Можно рискнуть, плюс возвращение гражданства не такая большая проблема... Родители понимают, что политическая ситуация очень сложная и с 2014 года на зимних Играх наш флаг не появляется. Сейчас идет СВО, потом еще будет что‑нибудь, поэтому родители отнеслись с пониманием».

Тут все настолько прекрасно, что даже не знаешь, с чего начать. Оказывается, отказаться от гражданства страны, а потом его вернуть — «не такая большая проблема». Какой там Маяковский со стихами о советском паспорте — для чемпионки России гражданство сродни пакету из фастфуда. «Сейчас идет СВО, потом еще будет что-нибудь» — для недавнего члена сборной России специальная военная операция всего лишь некий мешающий досадный фактор, который заставляет «пропускать пик карьеры» и который может смениться другим «досадным фактом».

   
   

Ссылаться на юность и глупость не получится — дама в том возрасте, когда уже университет заканчивают, и должна хотя бы отдавать себе отчет в том, что произносит.

«Асоциальное существо, одержимое только регалиями»

Как раз практически в это время, не имея в виду историю с Кристиной Силаевой, известный мастер силового экстрима Михаил Кокляев в интервью порталу Sports.ru заметил: «Когда отдаешь душу, у тебя кроме спорта нет ничего. Это значит продать ее дьяволу и вложить в дело. Нет ни семьи, ни других интересов. Превращаешься в асоциальное существо, одержимое только регалиями».

Что-то похожее, только в грубых выражениях, приходилось слышать в личной беседе с титулованным ветераном еще советского спорта, который констатировал, что у нынешнего поколения атлетов нет ничего, кроме личных стремлений к медалям. Происходящее вокруг их не волнует и не тревожит.

Конечно, не все такие. Но создается впечатление, что личность воспитывает не спортивная система, а папа с мамой, окружение в жизни, тот или иной тренер с принципами.

А если и тренер «асоциальное существо, одержимое только регалиями», — тогда пиши пропало.

Есть, конечно, дисциплины, в которых частные вложения оказываются важнее государственных. И ту же Марию Шарапову, скорее, создал фанатизм папы, нежели система российского спорта.

Но в дисциплинах, подобных конькобежному спорту, в России все решает вложение государства. И будущий чемпион к своим достижениям проводится за ручку, и если видят потенциал, то обеспечивают всем необходимым — только результат давай.

Разруха в головах

Схожая система была в СССР, но там страна, давая спортсмену блага выше среднего, требовала от него идеологической верности. Потому что атлет становился витриной Советского Союза, рекламой нашей политической системы.

В перестройку идеологический диктат осудили, решив от него в спорте отказаться раз и навсегда. Однако в престиже Россия все равно была заинтересована, и в подготовку чемпионов продолжали вкладывать деньги, особенно тогда, когда страна стала вставать на ноги после «лихих 90-х».

Про вакуум в головах как-то забыли или сочли, что это неважно. И в итоге получили Кристину Силаеву и ей подобных.

Нет ни Родины, ни чести, ни патриотизма, есть только желание добраться до регалий.

Тем более, что и государство не может понять, как мы все-таки ведем себя в спорте — создаем новые альтернативные площадки или смиренно принимаем «правила Баха».

Средства на спорт в бюджете заложены, и немалые. Вот только зачем они тратятся, какая у этого главная цель? Воспитать быстроногих, но беспринципных, метких, но безразличных, сильных, но эгоистичных?

Откровения Кристины Силаевой — это уже настоящий набат. Как говорил Жванецкий, «может, в консерватории что-то подправить?»