Без шансов на оправдание. Почему не реабилитировали Эдуарда Стрельцова?

Центральный нападающий футбольной команды «Торпедо» (Москва) Эдуард Стрельцов, 1965 год. © / Александр Макаров / РИА Новости

Выход на экраны новой картины об Эдуарде Стрельцове вновь заставляет вспомнить о самой трагической странице его жизни. Был ли виновен футболист в преступлении и почему он так и не был реабилитирован?

   
   

«Наша позиция состоит в том, что он не виноват»

Режиссер спортивной драмы «Стрельцов» Илья Учитель в интервью ТАСС заявил: «Сама история, произошедшая со Стрельцовым, была довольно-таки противоречивой. Действующие лица этой драмы меняли показания, и разобраться с тем, кто прав, кто виноват, было довольно сложно. Уже в нулевых был образован Комитет Стрельцова с целью реабилитировать игрока, но приговор по сей день остается в силе... Мне кажется, что в глазах общественности Стрельцов никогда и не был виновен. Он был всенародно любимым героем. Мы не пытались в картине дополнительно его оправдать, наша позиция состоит в том, что он не виноват».

Пожалуй, в этом и состоит главная проблема «дела Стрельцова» — в его обсуждении гораздо больше обращений к эмоциям, нежели к фактам.

Талантливейший человек, к 19 годам ставший олимпийским чемпионом, одним из лучших футболистов страны, шел к мировой славе. Футбольные эксперты считают, что на чемпионате мира-1958 он мог затмить юного Пеле, став звездой номер один.

Если в этом и есть доля преувеличения, то очень небольшая.

Роковая поездка на дачу

Но 25 мая 1958 года жизнь Стрельцова сделала крутой поворот. События на подмосковной даче рядом со станцией Правда повлияли не только на его судьбу, но и на историю футбола в нашей стране.

Вместо поездки на чемпионат мира в Швеции Стрельцов получил 12 лет лишения свободы по обвинению в изнасиловании.

   
   

«Дело было сфабриковано», — заявляют поклонники футболиста.

Но вот тут начинаются сложности.

Не подлежит сомнению, что в ту «веселую» поездку три футболиста сборной — Михаил Огоньков, Борис Татушин и Эдуард Стрельцов — отправились добровольно.

Ни о каком соблюдении спортивного режима речь не шла: все участники этой истории признавались, что были сильно пьяны. В 1958 году люди были покрепче, чем сейчас, и формулировка «сильно пьяны» в данном случае означает, что мало кто отдавал отчет своим действиям.

«Выпили больше литра на каждого», — говорил позднее сам Стрельцов.

Сам футболист признавался, что ничего не помнит относительно дальнейших событий. В полдень на следующий день Стрельцов прибыл на базу в подмосковной Тарасовке, где начинался последний этап тренировок сборной. Все обратили внимание на несвежий вид Стрельцова, царапины на его лице и след укуса на пальце. Футболист объяснил травмы тем, что неудачно поиграл с соседской кошкой.

«Я просила не трогать меня и сказала, что буду кричать»

А через три часа появилась милиция, прибывшая по заявлению об изнасиловании, написанном Мариной Лебедевой — девушкой, которая накануне флиртовала со Стрельцовым.

Что из себя представлял флирт двух сильно пьяных молодых людей? Свидетель Тамара Тимашук в своих показаниях описывала это так: «Марина сказала Инне, что ей нравится Стрельцов и что она пьяная. Стрельцов держал Марину за талию, а она его обнимала. На даче она сидела рядом с ним, а после ужина полулежала на его коленях, и они целовались».

Дальше Стрельцов и Лебедева ушли в комнату «спать», где все и произошло.

Что именно — вот с этим по сей день нет никакой ясности. Сам Стрельцов говорил, что ничего не помнит, свидетели утверждали, что был секс, Лебедева настаивала, что произошло изнасилование.

Из показаний Марины Лебедевой: «Стрельцов меня уговаривал о близости, я просила не трогать меня и сказала, что буду кричать, и стала звать Инну. Очнулась я совсем голая... Почувствовала озноб и попросила его укрыть меня одеялом».

Свидетели вообще говорили о том, что интимный контакт у пары был дважды, что, конечно, мало походит на изнасилование.

Лебедева не убежала с дачи сразу после случившегося, а провела там всю ночь, затем отправилась домой, где после встречи с матерью подала заявление в милицию.

Могло ли быть так — пьяная девушка, ужаснувшись своей легкомысленностью в состоянии сильного опьянения, решила «оправдать» себя, заявив об изнасиловании?

Могло.

А мог ли выпивший больше литра Стрельцов перейти грань, добившись взаимности силой?

Мог.

Да, можно говорить о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого. Но Лебедева ведь так и не отказалась от своих обвинений, настаивая, что произошло именно изнасилование.

«Дело Стрельцова было сожжено»

То есть последнее слово в этой истории оставалось за судом, который должен был дать объективную оценку обстоятельств происшедшего.

Он и оценил их — на 12 лет тюрьмы.

Да, в столь суровом приговоре отпечаталось вмешательство Никиты Хрущева, желавшего показательно наказать «зарвавшуюся звезду».

Но когда заходит речь о реабилитации, важно доказать, что преступления вообще не было. А доказать это не получается.

Глава созданной в начале 2000-х годов Комиссии по реабилитации Стрельцова, 12-й чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов в интервью «Аргументам и фактам» сказал: «Мы направляли письма в Генпрокуратуру, утверждали, что вина Стрельцова не доказана, но... Кто-то очень хотел похоронить эту историю... В общем, под предлогом, что надо почистить архивы, дело Стрельцова было сожжено. Поэтому официально доказать его невиновность невозможно».

Как ни грустно, но, возможно, правды в этой истории не знали даже «насильник» и «жертва» — Эдуард Стрельцов и Марина Лебедева. Уж очень сильно они были пьяны.

Трагедию Стрельцова уже не поправишь. Но и новые поколения спортсменов, увы, далеко не всегда делают правильные выводы из этой истории.