«Белый человек — а бежит быстро». Невероятная победа Рамиля Гулиева

Рамиль Гулиев. © / www.globallookpress.com

Чёрно-белое кино

Короткие дистанции — законная «делянка» темнокожих ребят. Чтобы вспомнить более или менее свежие исключения из правил, нужно прилично напрячь память. Выдающиеся достижения итальянца Пьетро Меннеа и британца Аллана Уэллса, канадца Перси Уильямса и нашего Валерия Борзова кормят только статистиков да хроникёров: белым спринтерам давно нет места на высоких пьедесталах. В силу причин чисто генетического, разумеется, свойства, то есть природной предрасположенности афроамериканцев к «взрывным» дисциплинам.

   
   

Достаточно того факта, что за всю историю чемпионатов мира только один белый спринтер брал «короткое» золото: грек Костас Кентерис в канадском Эдмонтоне (2001) на двухсотметровке. А за всю историю лёгкой атлетики лишь двое выбегали из сакральных 10 секунд на сотне: француз Кристоф Леметр (9,98 секунды) и выступающий за Турцию азербайджанец Рамиль Гулиев (9,92). При этом мировой рекорд Усейна Болта равен 9,58. 0,4 секунды — огромная, непреодолимая пропасть для дисциплины, в которой всё решают тысячные её доли.

10 августа 2017 года Гулиев нарушил все законы, правила, уложения и традиции. В финальном забеге, где он точно не был главным фаворитом, Рамиль показал результат 20,09 секунды (мировой рекорд Болта — 19,19), опередив спортсмена из ЮАР Уэйда ван Никерка (20,106 секунды) и Джерима Ричардса из Тринидада и Тобаго (20,107 — вот она, та самая тысячная доля секунды, разделившая в данном случае серебро и бронзу).

История Рамиля Гулиева любопытна ещё и тем, что в своё время он вполне мог принять российское гражданство. Однако вышло так, что принял турецкое.

По барабану

Рамиль родился 29 мая 1990 года в Баку. Но, — удивительное дело — несмотря на очевидные перспективы молодого атлета (серебряные медали юниорского чемпионата мира-2007 на двухсотметровке, два золота (100 и 200 метров) на юношеских Олимпийских играх в том же году), поддержки от национальной федерации практически не получал.

— Федерация вообще не помогала, — вспоминает Рамиль. — Ни со стипендией, ни с тренировками. В 2008 и 2009 я выступал за Азербайджан на Олимпиаде и чемпионате мира, хотя готовился в основном на энтузиазме. Зимой тренировки в холодном манеже, летом — на стадионе с плохой дорожкой. Конечно, я старался, работал, всё равно других вариантов не было. Да и на тот момент можно было с чем-то смириться: 18-19 лет, ты просто тренируешься, не задумываясь об условиях. Сейчас такое неприемлемо.

В 2010, ещё оставаясь гражданином Азербайджана, заключил годовой контракт с турецким клубом «Фенербахче». Азербайджанской стороне это не понравилось. Они много чего говорили: что я продался, «поймал звезду», закончился как спортсмен. Но мне по барабану. Где-то писали, что Турция предложила мне зарплату в 10 раз больше. Если знать, сколько я зарабатывал в Азербайджане, — почти нисколько — то можно умножать хоть на тысячу.

   
   

Кроме Турции был вариант выступать за Россию. Мы общались на эту тему с руководством федерации. Но там всё очень затянулось, было много бюрократических моментов. Примерно в это время и пришло предложение из Турции. В 2011 я принял турецкое гражданство.

Фото: www.globallookpress.com

Русский след

В Турции Гулиев, по его признанию, чувствует себя как дома. «Фенербахче» снял ему квартиру, выделил стипендию, оплачивает работу тренера:

— Мне сказали: тренируйся сколько хочешь. Выбирай любое место: база, гостиница, тренажёрный зал, стадион. Не дали никаких дополнительных бонусов, привилегий, машин, квартир: я не приехал туда королём. Будет результат — будут премии.

При этом к чемпионату мира в Лондоне Рамиль готовился в Подмосковье, на олимпийской базе в Новогорске. Более того — под руководством российского специалиста Олега Мухина. Так что «русский след» в его лондонском золоте всё равно присутствует.

— Как на вас реагируют российские коллеги? — поинтересовались у Рамиля журналисты. — Всё-таки спринтер мирового уровня, тренирующийся на нашей базе, — неординарная ситуация.

— Мой тренер официально работает в сборной России. Поэтому, думаю, не проблема, что я тренируюсь на этой базе. Есть возможность находиться тут за свой счёт. Зимой меня попросили провести мастер-класс, и мы с тренером с удовольствием согласились. Люди, конечно, интересуются, как так выходит: белый человек — а бежит быстро...

Два флага пишем, третий — в уме

После переезда в Турцию Рамиль целых 3 года находился в изоляции: азербайджанская федерация лёгкой атлетики, пользуясь юридическим правом, наложила на него так называемый «карантин». Однако никаких обид Гулиев не держит. В мае он выиграл свою коронную дистанцию на Исламских играх солидарности, которые проходили в Баку, и, празднуя победу, сделал круг почёта с двумя флагами в руках: турецким и азербайджанским.

— Я заранее такой жест спланировал, — признался позже Рамиль. — Хотелось показать: я вырос в Азербайджане, стал там спортсменом, ушёл не по своей воле и не забыл, где моя родина. Публика встретила меня очень тепло, ни намёка на недовольство.

После сенсационной победы в Лондоне Гулиев повторил бакинский сценарий: поднял над головой оба флага. Может быть, поднял бы и третий, но ведь российская символика на этом чемпионате мира под жёстким запретом...