700 миллионов за умелые ноги. Неймар в амплуа мыльного пузыря

Неймар. © / Joan Valls/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Суета вокруг Неймара

Всю последнюю неделю новости о переходе 25-летнего бразильца Неймара из «Барселоны» в «ПСЖ» кормят голодную публику. Дело того стоит: если трансфер состоится, с грохотом падёт рекорд Поля Погба (2016 год, 105 миллионов евро за трансфер из «Ювентуса» в «Манчестер Юнайтед»).

   
   

Вот фабула истории.

Поначалу к слухам о возможном расставании Неймара с «Барсой» мало кто относился всерьёз, однако, когда тему стали раскручивать серьёзные издания вроде испанских Marca и As, публика насторожилась. Тем более что прописанные в контракте Неймара отступные (222 миллиона евро) для катарских владельцев парижского клуба сумма вполне посильная. Как и запрошенная Неймаром зарплата (35 миллионов евро за сезон при пятилетней длине контракта).

Неймар, оценив свои финансовые перспективы, немедленно сделал стойку и заявил, что давно мечтает выйти из тени Лионеля Месси. Месси, в свою очередь, удалил из своего инстаграма все фото, на которых фигурировал Неймар. Президент «Барселоны» Хосеп Бартомеу тут же поспешил сделать официальное заявление о том, что Неймар не продаётся, и бразилец поехал с командой в коммерческое турне по США.

После матча с «Ювентусом» (23 июля, 2:1), в котором бразилец забил оба каталонских мяча, состоялась встреча представителей «Барсы» с отцом Неймара (он же — его агент). Папа потребовал улучшения контракта для сына, но компромисса сторонам достичь не удалось, после чего Неймар-старший организовал очередные посиделки с делегатами от «ПСЖ» и вытребовал у них соглашение на 6 лет, а не 5.

Лионель Месси и Неймар. Фото: www.globallookpress.com/ Rodrigo Reyes Marin

На эти новости пришлось реагировать уже «Барсе», которая санкционировала утечку важной информации: не исключено, что действующий контракт Неймара всё-таки будет пересмотрен в сторону увеличения.

Не смог остаться в стороне от увлекательного сюжета Криштиану Роналду: он посоветовал Неймару не торопиться, дождавшись предложения от «Манчестер Юнайтед». Криштиану поддержал один из лидеров «Барсы» Жерар Пике, опубликовавший в своём инстаграме фото Неймара с краткой текстовкой: «Он остаётся».    
   

Сам бразилец и его представители в последние дни новых официальных заявлений не делали, зато «ПСЖ», по информации крупнейшей французской спортивной газеты L’Equipe, потерял терпение. Клуб дал Неймару время до начала следующей недели, после чего переговоры либо прекращаются, либо всё-таки переходят в юридическую плоскость.

Экономика вопроса

Летом прошлого года француз Поль Погба перешёл из «Ювентуса» в «Манчестер Юнайтед» за 105 миллионов евро, и на данный момент трансфер считается самым дорогим в истории футбола. При этом менеджмент «МЮ» до сих пор отбивается от экспертных нападок, пытаясь хоть как-то оправдать сделку с точки зрения экономики. Успехов — примерно ноль.

Неймар стоит вдвое дороже Погба, и сделка тоже выбивается далеко за рамки частных двусторонних интересов. Она открывает новый виток гонки футбольных вооружений, движущим мотивом которой всё чаще является не трезвый расчёт, а характерный для футбольных нуворишей лозунг «I, Me, My» — «Я, мне, моё».

Да, действительно, Неймар — самый дорогостоящий футболист современности. В конце 2016 года специализирующийся на вопросах глобального маркетинга Центр спортивных исследований (CIES Football Observatory, Швейцария) рассчитал стоимость 100 наиболее ярких звёзд мирового футбола, применяя самые современные методики. С учётом в том числе возраста, среднего количества игрового времени, индекса травматичности, степени социальной «раскрученности», интереса со стороны покупателей и так далее.

Так вот, в рамках этой статистической модели Неймар лидирует с огромным отрывом. Месси имеет по отношению к Неймару «минус 70», Роналду отстаёт вообще безнадёжно: на целых 120 миллионов евро.

Топ-10 самых дорогих футболистов мира

1. Неймар, «Барселона» (Испания), 25 лет — 246,8 миллиона евро

2. Лионель Месси, «Барселона», 30 лет — 170,5

3. Поль Погба, «Манчестер Юнайтед» (Англия), 24 года — 155,3

4. Антуан Гризманн, «Атлетико» (Испания), 26 лет — 150,4

5. Луис Суарес, «Барселона», 29 лет — 145,2

6. Гарри Кейн, «Тоттенхэм» (Англия), 24 года — 139,2

7. Криштиану Роналду, «Реал» (Испания), 32 года — 126,5

8. Пауло Дибала, «Ювентус» (Италия), 23 года — 113,8

9. Деле Алли, «Тоттенхэм», 21 год — 110,5

10. Эден Азар, «Челси» (Англия), 25 лет — 101,5

Представим себе, что «ПСЖ» всё-таки купит Неймара на уже заявленных условиях. К 222 миллионам евро отступных плюсуем периодически действующий во Франции «налог на богатство» (75%) и получаем дополнительные 166 миллионов (оформлению сделки будут сопутствовать и другие налоговые обременения, но эта цифра — самая впечатляющая). Зарплата игрока: 6 сезонов, 35 миллионов за каждый — 210 миллионов. Ещё примерно 50 — подписной бонус для агента (им является, напомним, Неймар-старший). Ни один звёздный контракт не обходится без системы дополнительных бонусов, как личных, так и командных — как минимум десятка в год.

Берём калькулятор, жмём кнопки и видим, что потенциальные расходы на приобретение Неймара даже навскидку легко перекрывают безумную цифру: 700 миллионов евро. Не за горами миллиард.

Может ли стоить таких денег человек, который лучше всех в мире (допустим, что это так) умеет управлять мячом? Ответ чуть ниже.

Как сотни превращаются в десятки

Самым благополучным клубом мира по итогам прошлого финансового года стал «Манчестер Юнайтед»: 689 миллионов евро в графе «доходы». Казалось бы, раз так, то и вопросов никаких: флагманы мирового футбола (а «ПСЖ» входит в их число) могут позволить себе любые траты.

Теперь берём показатель чистой прибыли и видим, что он колеблется в районе скромных 50 миллионов, причём именно за счёт сделки по Погба цифры второго полугодия на 20% слабее, чем в первом. А могучий «Реал», например, заработал за год всего 30,3 миллиона евро, что на 12 миллионов меньше, чем в финансовом сезоне-2014/15.

Сложно представить, что «ПСЖ» (6 позиция в мировом «рейтинге благополучия»: 520 миллионов евро) делает свой бизнес много лучше «МЮ» и «Реала». Но даже если это и так, даже если чистый доход парижан составляет, допустим, порядка 70 миллионов за сезон, то трансфер Неймара им придётся отбивать примерно 10 лет. И правила финансового fair play большому катарскому (читай — нефтяному) бизнесу не указ: есть масса способов обеспечить спонсорским вливанием статус релевантности, то есть, с точки зрения надзорных органов УЕФА, полной легальности.

— Я больше не понимаю, как оценивают игроков, — говорит голкипер «Ювентуса» Джанлуиджи Буффон, который, конечно же, далеко не одинок в своём мнении. — Всё в руках тех, у кого много денег. Сегодня футболист может стоить 10 миллионов, а завтра — 100. Должен быть какой-то потолок. Почему Неймар стоит 220 миллионов, а не 600? Всё это кажется фальшивым. Когда я был маленьким, мой дедушка всегда говорил мне, что воздушный шар раздувается и раздувается, а потом лопается...

«Воздушный шар» — ну очень толерантно. В великом и могучем на этот случай есть более точное словосочетание: «мыльный пузырь». А также подходящая случаю хлёсткая идиома: «Понты дороже денег».

У нас особенная стать

«Реал» и «МЮ», «Бавария» и «Ювентус», «Барселона» и «ПСЖ» — все они вращаются на недосягаемых финансовых орбитах. По оборотам до них не дотянуться. Но ведь законы бизнеса, как принято считать, универсальны для всех. «Средние» и «маленькие» европейские клубы отличаются от «больших» только уровнем амбиций-инвестиций, а бизнес-инструментарий у них тот же.

В России в подавляющем большинстве случаев совсем не так. Российский футбол не зарабатывает деньги, а получает их, втискивая свои славные имена в городские, областные или ведомственные бюджетные ведомости.

Чтобы убедиться в этом, возьмём в качестве примера могущественный «Зенит». Российский аналог «ПСЖ», «Реала» и «МЮ».

В конце сезона 2005 года «Зенит» стал собственностью ОАО «Газпром», и у него началась очень интересная жизнь. Она длилась 9 прекрасных лет, до начала второй волны экономического кризиса, который совпал во времени и пространстве с ужесточением правила финансового fair play (2014). Из 18 трансферных периодов (отрезки времени, когда можно покупать и продавать футболистов) только один завершился для «Зенита» с положительным балансом (примерно миллион евро прибыли).

За это время флагман российского футбола потратил на новых игроков 342 миллиона евро, а заработал на продажах 88 миллионов. Итого — минус 254 миллиона, по 28 на каждый из сезонов в среднем.

Всё познаётся в сравнении

Но сейчас на дворе другие времена. С 2015 зенитовский менеджмент активировал опцию «рачительность» и имеет на рынке прибыль. За хорошие деньги были проданы: Саломон Рондон (17 миллионов евро), Халк (56), Эзекьель Гарай (24), Аксель Витсель (20). Громких покупок клуб в последние годы не совершал (нынешнее трансферное окно чуть корректирует этот вывод, но пока в пределах допустимого).

Что ж, молодцы зенитовцы. Верной дорогой идут питерские товарищи. Поумерив аппетиты (если называть вещи своими именами — получив укорот от «Газпрома» и УЕФА), «Зенит» пересмотрел финансовую политику, но при этом довольно быстро упёрся в потолок возможностей. Инструментами, способными приносить клубу стабильные прибыли, действующая в России экономическая модель, мягко говоря, небогата.

Отечественное телевидение, скажем, тут точно не помощник. РФПЛ получает за дистрибуцию телевизионных прав около 22 миллионов долларов в год. Каждому из клубов (в том числе и «Зениту»), соответственно, перепадают копейки: миллион-полтора.

Для сравнения: летом прошлого года английская Премьер-лига заключила трёхлетний контракт на право показа своих матчей на территории Великобритании стоимостью 6,7 миллиарда долларов. По итогам минувшего сезона чемпион АПЛ «Челси» получил «от телевизора» примерно 200 миллионов долларов, а занявший последнее место «Сандерленд» — 130.

Лозунг «Один город — одна команда», за счёт которого должен кормиться питерский клуб, работает, но всё-таки слабовато. Так, за первую неделю после приобретения Халка и Витселя клуб продал около 1000 «именных» футболок, и это были пиковые показатели.

«Мы занимаем первое место на рынке атрибутики в России. И с большим отрывом, — говорил тогда, в сентябре 2012, коммерческий директор „Зенита“ Дмитрий Манкин. — В этом году планируем выручку более чем на 500 миллионов рублей. Это сопоставимо, скажем, с клубом Бундеслиги».

Но звёзд калибра Халка и Витселя в команде сейчас нет, а представить себе охоту за майками с принтами «Нету», «Смольников» или «Лунёв», честно говоря, сложновато. Может быть, новичок Дриусси, который показал великолепный футбол в дебютных матчах за «Зенит», подправит общую картину.

И снова для сравнения: «Манчестер Юнайтед» за 2016 год реализовал 2,85 миллиона сувенирных футболок. На одном только звёздном новичке Златане Ибрагимовиче (пришёл в команду летом прошлого года в качестве свободного агента, то есть бесплатно) манкунианцы заработали 90 миллионов евро за первую неделю продаж!

Народ голосует ногами

Результаты двух последних сезонов, по итогам которых «Зенит» проехал мимо Лиги чемпионов и лишился приличных выплат от УЕФА, сказываются и на посещаемости. Так, по итогам сезона-2016/17 средняя посещаемость домашних матчей «Зенита» составила 18,5 тысячи человек (при вместимости «Петровского» почти в 22 тысячи). По сравнению, например, с сезоном 2007 года — минус 10%, то есть динамика за 9 лет отрицательная.

Сейчас у «Зенита» новый стадион, там кресел втрое больше. На первом домашнем матче нынешнего сезона (победа над «Рубином» — 2:1) стадион заполнился на 56%. 38 тысяч зрителей — это не 18, конечно, но удержать эту планку на дистанции будет очень сложно, если вообще возможно. О стабильных аншлагах приходится только мечтать, однако один из них, практически гарантированный, не за горами. Примем его в качестве идеальной модели.

Гвоздь программы 4 тура чемпионата РФПЛ — матч между «Зенитом» и «Спартаком» (6 августа). На официальном сайте «Зенита» уже висит объявление о старте билетных продаж: минимальная стоимость — 1 тысяча рублей, максимальная — 5 тысяч, стоимость билета в бизнес-клуб — 10 тысяч рублей.

Будучи идеалистом, можно предположить, что средний чек этого потенциально аншлагового мероприятия — что-то около 5 тысяч рублей (сами билеты, пирожки-сосиски, пиво-воды, сувенирка) с человека. Стало быть, в пересчёте на евро матч против чемпиона России пополнит клубную кассу на целых 5 миллионов. Отличная цифра! Умножаем 5 на 15 (количество домашних матчей «Зенита» только в чемпионате РФПЛ) — получаем 75 миллионов евро в годовом исчислении, а это чуть ли не половина бюджета самого богатого клуба России (по данным портала Sports.ru, примерно 200 миллионов евро в сезоне-2015/16, примерно 170 — в прошлом).

Но реальность рисует несколько другие ожидания. Согласно всё тому же отчёту аналитической компании Deloitte, за прошлый сезон «Зенит» заработал почти 196 миллионов евро (17 место в мире). Их них только 10,3 миллиона на посещаемости, тогда как на продажах — 145,8.

Беда в том, что продавать за большие миллионы «Зениту» больше некого. Халки с Витселями закончились как раз в прошлом году. Так что продолжаем наблюдение.