В шоколаде?
— Ася, откуда столько оптимизма и неистощимой энергии? Ведь на тренировках вкалываете по 10-12 часов и, казалось бы, должны быть выжатыми как лимон, а точнее, лимонки... А вы всё зажигаете.
— Действительно, мы все очень сильно устали за время подготовки к Играм, но это же не повод, чтобы впадать в депрессию. Оптимизм исходит от внутреннего мироощущения. На тренировках я стараюсь как можно больше шутить и поддерживать своих подруг. Ведь всё в жизни, по большому счёту, идёт по хорошему сценарию. А грустить в молодом возрасте и даже в старом — вредно. Надо зажигать, кипеть, взрываться... А мой весёлый нрав — качество врождённое. У меня и мама такая, а папа — ой, серьёзный.
— Может, у тебя где-то вшит секретный «энерджайзер»?
— Он мне и не нужен. С детства не могла сидеть спокойно на одном месте. Родители за мной не успевали, я постоянно двигалась, и они меня называли «вечный двигатель, вечный прыгатель».
— Какие-то диеты соблюдаете и чем гастрономическим себя подзаряжаете?
— Если раньше у нас была проблема, чтобы похудеть, то теперь все нам говорят — надо немножко поправиться. Сейчас в пище мы себя ни в чём не ограничиваем. Что касается заряда бодрости, то после первой тренировки или обеда могу съесть несколько кусочков молочного шоколада. Проводились исследования: в шоколаде и бананах есть алкалоиды, они тонизируют, дают хорошую подпитку организму и улучшают настроение. Это действительно так, проверено на себе. На шоколад меня особенно тянет, когда испытываю сверхнагрузки.
— А тяжело месяцами жить на базах своеобразными монашками, с изматывающим режимом тренировка-еда-отдых-тренировка-сон-еда-тренировка?.. И так по кругу — день за днём.
— Так оно и есть. Если обычного человека так мучить, то он и недели не продержится. Безусловно, такой режим ужасен. Но привычка — наверное, защитная функция организма. Ну а мы уже прибитые и приводнённые: вода с хлоркой — наша стихия. Относительно же монашек — вы зря так о нас, мы хоть и «водяные», но горячие девчонки (смеётся).
То ли бабочка, то ли русалка...
— Русалочьи хвосты не выросли?
— Ха... Да, мы их регулярно меняем.
— Не жалко, что свои молодые годы отдаёте целиком этому постылому бассейну?
— Почему постылому? Нам его всё время подогревают. Конечно, иногда бывает обидно и жалко, когда встаешь в выходные в 5 часов утра и едешь на базу в Раменское... Но в то же время понимаешь, ради чего все эти жертвы.
— А на здоровье будущих мам ваша «подводная жизнь» не сказывается?
— Тьфу-тьфу... Многие девушки, закончившие профессиональную карьеру, родили здоровых малышей.
— Есть ли время общаться с родителями, друзьями, любимым человеком?
— Всё-таки есть у нас один выходной в неделю, вот и стараемся общаться.
— У философа Ницше есть такое определение: «Предназначение женщины — ублажать уставшего воина». А вы сами как воительницы, как амазонки, и кто же вас уставшую может ублажить?
— Я не считаю, что в отношениях мужчины и женщины должен кто-то кого-то ублажать односторонне. Всё должно быть во взаимосогласии. Да и слово «ублажать» мне не очень нравится...
— Почему? Оно образуется не от слова «блажь», а от слова «благо». И разве не хочется, чтобы кто-то позаботился, приголубил? Скажем, после крепкого, долгого сна принёс кофе в постель...
— Ой, и не говорите, за такое я двумя руками (смеётся). Действительно, мы сейчас все без задних ног, и нам такая забота очень нужна.
— Ася, у вас на плече, спине, бедре очень игривые бабочки. Для чего вы их сделали, чтобы себя приукрасить? Вы и без того красивая...
— Спасибо за комплимент. У меня всегда было стремление выделиться. В определённый момент мне понравились красивые татуировки. И я решила, что у меня будут бабочки — сейчас их на мне «сидит»17 штук.
— А почему международная федерация плавания именно вам их запретила демонстрировать на соревнованиях?
— Мне самой абсолютно непонятен этот запрет. Потому что во всех видах спорта, в том числе и эстетических — фигурном катании, художественной гимнастике, — разрешено выступать с татуировками, а мне приходится их закрывать минут 5-10 перед выступлением несмывающимся тональным кремом. Представляете себе картину, если бы Майка Тайсона или подавляющее большинство баскетболистов НБА заставили бы заретушировать все их наколки... Каков бы был поднят шум по ущемлению прав личности афроамериканцев!
— Но период пирсингов у вас уже прошёл?..
— Сейчас у меня, как у обычных девушек, проколоты только уши. Думаю, увлечение пирсингом я просто переросла. Я жила в Лондоне 2,5 месяца, и, когда увидела, что все вокруг «пробиты» серёжками... Мне это настолько не понравилось, что решила от него избавиться. И когда сняла весь металл, поняла, теперь я точно выделяюсь.
Душа танцует и поёт
— По вашему мнению, что такое красота? И почему российские спортсменки в синхронном плавании, художественной гимнастике — такие писаные красавицы?
— Считаю, что любую девушку больше облагородят именно перечисленные виды спорта, чем бокс, футбол, хоккей, тяжёлая атлетика, которые в принципе не вяжутся с женской сутью. У нас же это музыка, танец — всё это ближе к женской натуре, а поэтому и красиво. Ведь лицо — это отображение нашей души, а когда она танцует, поёт, занимается созидательным творчеством, то и весь наш внешний облик преобразуется в лучшую сторону. По-моему, красота — это открытая чистая душа и никакой злости... Любая физическая красота меркнет, если человек завистлив и злобен.
— А как же тогда спортивная злость?..
— Прошу не путать эти понятия. Спортивная злость — это в первую очередь азарт и импульс заставить превозмочь себя самого. Это дополнительный стимул сделать лучше, чем у тебя до этого выходило на тренировках.
— А прищепка в носу — это эстетично?
— Честно говоря, за двадцать лет мы настолько привыкли к ним, что и не обращаем на них внимания. Были попытки придумать разнообразные затычки в носовой проход, но как показала практика, это неудобно и небезопасно. Когда работаешь в группе, где суета, большая вероятность получить по носу, затычку пробивает водой и можешь захлебнуться. А прищепку меняешь на запасную — и всё в порядке.
— Ася, а на сколько можешь затаить дыхание?
— Последний раз без движения ложилась на дно на 3,5 минуты. Если этим постоянно заниматься, можно под водой сидеть Тортиллой минут 5, но это нам не нужно. Нахождение под водой регламентировано одной минутой.
— Многие великие российские спортсмены после завершения своей карьеры сейчас у нас пошли в политику, а вам это не грозит?
— Я не знаю, что мне грозит. Много желаний, и всё определится тогда, когда я закончу заниматься спортом. На мой взгляд, это просто смешно выглядит, когда молоденькие девушки пытаются из себя строить важных политических особ. Если раньше по лозунгу «всякая кухарка управляла страной», то теперь не надо его трансформировать во «всякую спортсменку»... Ведь люди смотрят телевизор и понимают, что ни опыта, ни знаний у девушек нет, и идёт невольное раздражение. А этого делать политикам не нужно. Хотя от попадания в Думу и я не застрахована, есть вероятность, что через полгода буду там сидеть и думать совершенно по-другому...
— Весь ваш огромный труд направлен только на достижение спортивных высот — стать очередной раз чемпионом мира, Олимпиады, то есть потешить своё профессиональное самолюбие? Или есть другая мотивировка?
— Я не знаю, что должно случиться, чтобы я выступала за другую страну. В этом плане я патриотка и горжусь, что на майке флаг и герб России. Всегда пою гимн. У человека должны быть корни, а иначе он уподобляется растению перекати-поле... Да, у нас в стране, может быть, и не идеальные условия профессионального роста, но именно в России я состоялась как мастер, и никакого в этом самолюбования и зазнайства нет.
Смотрите также:
- Олеся Владыкина: «Если я пережила такое... с остальным справлюсь точно!» →
- Александра Костенюк: «Родину не предают и не продают» →
- Горячая русалочка Анастасия Давыдова →