Это не начало голливудского сценария «Основной инстинкт-2012», это интервью с чемпионом мира по настольному теннису Александром Каптаренко, которому недавно исполнилось... 100 лет!
Абсолютно всё, что касается Каптаренко, снабжено определением «самый-самый». Самый «почтенновозрастной» из чемпионов мира по настольному теннису. Самый удивительный долгожитель, умудрившийся запустить время вспять, - он научился не утрачивать с возрастом прежние навыки и умения, а приобретать новые. Самый позитивный мужчина из тех, с кем я общалась за последнее время. И ещё самый честный. «Знаете, Оля, ведь иногда теннисные победы за границей в категории «95 плюс» даются мне сказочно легко. Ну, просто мои соперники не приезжают - по состоянию здоровья...» Он родился ещё при Николае Втором: «Ой, когда иностранцы об этом узнают, охают и ахают: «Вау, январь 1912 года - это ж несколько месяцев до трагедии «Титаника». До пяти лет Александр (просит, чтобы без отчества - а то как-то по-стариковски совсем!) был подданным Российской империи - и аристократизм в речи и манерах не выветрился до сих пор. «Не желаете ли, Оля, составить мне компанию в игре в теннис?» - Каптаренко смотрит на меня с мужским вызовом. Я и мальчишки из Броваров - это посёлок под Киевом, где самый известный в мире долгожитель живёт с семьёй дочери, - в праздничном волнении. Александр прыгает, растягивается чуть ли не в продольный шпагат, крутит кисти и стопы. И наконец, отвешивает мне такую подачу, отбить которую я не могу, хотя и выворачиваюсь всем телом, которое после матча со столетним теннисистом болит ещё неделю. Он выигрывает у меня практически всухую, а ведь я моложе почти в три раза!!!
«Как вам это удаётся?» - максимум, что я способна спросить, устало дыша.
Жуйте дольше!
А.К.: - У меня постоянно спрашивают, что за диету я соблюдаю, чтобы оставаться в форме. Главное правило - пережёвывать пищу тщательнее, чем принято. У меня на это обычно уходит в 2 раза больше времени, чем у остальных. Ещё важный момент - не переедать. Не потому, что боюсь потолстеть. Просто излишества в еде, и не только в ней, притупляют интерес к самому процессу.
«АиФ»: - То есть ваш секрет - сдержанность?
А.К.: - Мой секрет - наслаждение каждой минутой, тут я страстный последователь Эпикура. Старайтесь, чтобы всё, что вы делаете, приносило радость. Если у вас на столе шкварчит свежайшая свиная отбивная с зелёным горошком и хрустящей жареной картошечкой, но вы при этом читаете журнал или книжку - ни удовольствия, ни пользы не получите. Учитесь наслаждаться каждым процессом, в котором принимаете участие!
«АиФ»: - Что ещё позволило вам сохранить такую восхитительную форму?
А.К.: - Спорт. Три раза в неделю тренируюсь, плюс зарядка по утрам. В бассейне плаваю. Быстро бегать нельзя - мерцательная аритмия, но это не значит, что я должен залечь в спячку возле телевизора! Спорт люблю с детства - сначала на коньках бегал, а в 1953-м, когда работал в Новосибирске (ещё в начале войны эвакуировался туда с авиационным заводом, на котором работал конструктором), влюбился в настольный теннис. Любовь до сих пор не прошла. Ещё дети шутят: я хорошо сохранился, потому что много лет провёл в холоде, в Сибири, как мамонт. Юмор тоже очень поддерживает. Знаете, какие анекдоты мне бабушка рассказывала, прибалтийская немка Елизавета Павловна? «Мужчина, которого полицейский пристыдил за то, что он справлял нужду за углом здания таможни, оправдывается: «Я всё делал по правилам. Ведь написано: «Там можня!»
«АиФ»: - Спиртное, думаю, в вашем возрасте - ни-ни?
А.К.: - Вы меня обижаете. Напиваться, как свинья, не нужно. А 50 грамм хорошего коньяку или бокал красного сухого для крови всем очень рекомендую.
Для котлет и жизни
«Отец у меня удивительный, - рассказывает дочка Ольга Сокур. - Недавно, после чемпионата по теннису в Чехии, свозила его в Париж - он давно об этом мечтал. Так я за ним угнаться не могла! Он по 20 км в день с фотоаппаратом наматывал! И ни разу лекарства не понадобились. Папа вообще без таблеток обходится. Только витамины принимает и травяные чаи пьёт, фаворит у него - клевер. Медицинской карточки в поликлинике нет, участкового врача знать не знает. Врать не буду - проблемы со здоровьем были, сделали ему операцию на глазах. Но обошлись без капельницы для поддержания работы сердца, папа сказал, что это ни к чему, у него всё в организме сбалансированно. И, слава богу, хирургическое вмешательство отлично перенёс».
«АиФ»: - Как получилось, что с годами вы не утратили прежние навыки, а приобрели новые?
А.К.: - Мне всегда было интересно жить. Был смекалистым мальчишкой - читать выучился в 4 года. Всю жизнь учил языки, не давал мозгам расслабиться - и имею конкретный результат. В 90 (!) лет опубликовал первую книгу рассказов, потом ещё и ещё, мечтаю завершить «Театральный роман» Михаила Булгакова. Способности вроде всегда были, но в молодости никак руки не доходили до творчества. С теннисом тоже смешно получилось - у меня просто нет достойных соперников-однолеток, выигрываю у тех, кто младше меня на 20 лет, это очень подстёгивает! Опять же в солидном возрасте научился виртуозно готовить, внучка даже стих сочинила: «В мире нет вкусней котлет, чем те, что делает наш дед!» А секрет простой: брать для котлет самое лучшее мясо, не перемалывать в фарш всякую ерунду, это ж вам потом есть! В принципе это мой главный девиз по жизни - обеспечивать качество во всех мелочах. Ведь из них складывается наша с вами жизнь.
И мозги, и тело
«Это я так, выпендриваюсь перед вами, а сам не перестаю удивляться, что столько прожил. Ведь много раз мог погибнуть! В 7 лет чуть не утонул и тут же, возвращаясь весь мокрый домой, попал под поезд, но выжил! В 1937-м расстреляли почти всех моих коллег по заводу, а меня не тронули. Потому что, говорят, кто-то пошутил: «Какой Каптаренко оппозиционер? У него на уме одни бабы!» И это немножко правда, женщин я любил всегда - возможно, именно они давали мне энергию для жизни. Недавно написал такой стих: «На увлеченья мимолётные я трачу золото души. Найду ли счастье беззаботное иль сгину где-нибудь в глуши? Ведь снова призраком окажется мой новый бог и мой кумир. Всё идеальное лишь кажется, давно об этом знает мир!» Одна беда - любимая жена Маргарита Петровна ждёт меня на небесах, родив двух дочек - Ольгу и Веру. А врачи снова жениться запрещают, якобы нагрузки вредны для сердца. А разве ж любовь - это нагрузка?
Вот американцы кучу книг наиздавали с советами, как сохранить ясный ум в пожилом возрасте, - провожая меня, подытоживает Александр. - Там много вроде как толкового: писать попеременно правой и левой руками, чтобы оба полушария нагружать, и пр. А я считаю: нужно просто заниматься интеллектуальным спортом, всем рекомендую настольный теннис. Тут же главное не ракеткой махать, а уметь разгадать коварное намерение противника. Тренируются и тело, и мозги одновременно, стареть некогда...»
Смотрите также:
- Любимые мужчины Ирины Слуцкой.«Семья для меня стала намного важнее» →
- Надежда Гуськова: «Важно делать в жизни то, что нравится» →
- Мария Бутырская: «Втяните себя в игру с весом!» →