Забыть о работе и стать «Шумахером». Один день с гонщиком-любителем

© / Александр Шахов / Из личного архива

«Отпросился с работы, последние штрихи подготовки авто запланировал на завтра, всё по плану». «Сход-развал есть. Еду масло менять». «Ковш есть, колеса еще — выбиваюсь из графика». «Возможно спать не получится», — примерно такие сообщения приходили в переписку под названием «Гонки», посвященную последнему этапу чемпионата RHHCC — серии любительских гонок, которые проводятся на тех же трассах, что и этапы «Формулы-1», DTM и многих других всемирно известных гоночных серий.

   
   

Автор — Александр Шахов. В обычной жизни он — заместитель начальника железнодорожной станции, но несколько раз в году, как доктор Джекил превращается в мистера Хайда, он становится гонщиком команды TRTeam, а его потрепанный вишневый Ford Focus из городской машины перевоплощается в гоночный болид.

Происходит это буквально на глазах: задний диван демонтируется, как и кресло переднего пассажира. Запаска летит в угол гаража. Вместо штурмана и его кресла справа от водителя — огнетушитель. Вместо обычного водительского кресла — так называемый «ковш» — монолитное гоночное облегченное кресло. Вместо обычных ремней безопасности — специальные, гоночные, четырехточечные. Авто на домкрат, обычные колеса долой — их место занимают специальные мягкие покрышки, которые будут идеально держать машину на поворотах. Покрышки на специальных дисках — ВСМПО.

«ВСМПО — это Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение — крупнейший в мире производитель титана и изделий из него. На этом заводе сейчас изготавливают детали для “Боингов”. В какой-то момент производство простаивало. Чтобы не упускать прибыль, ребята наладили производство автомобильных дисков. Сейчас их уже практически не производят, поэтому очень развито восстановление бывших в употреблении дисков ВСМПО. Особенно они ценятся у гонщиков. Их покупают по несколько десятков штук. Диски производились по авиационным технологиям и по своим характеристикам заметно превосходят обычное литье», — объясняет Саша.

Александр Шахов. Фото: Из личного архива/ Александр Удовидченко

Последний этап чемпионата проходит под Смоленском — на трассе Смоленское кольцо. От Москвы путь составляет 4-5 часов. Чтобы успеть протестировать автомобиль и трассу в специальный тестовый день, приходится выезжать в ночь с четверга на пятницу, ехать по темноте, а потом, не смыкая глаз — накручивать круги по трассе. Но для этого предварительно нужно еще и на работе отпроситься.

«Раньше у меня была работа в смену — поменялся и едешь спокойно на гонку. Теперь — повысили, но и обязанностей прибавилось. Заменить некем — вот и приходится работать по 15-16 часов всю неделю, чтобы выкроить один лишний день для гонок», — рассказывает Александр.

В Смоленске у него, можно сказать, две команды. Первая — крупная и официальная TRTeam, от которой в девяти разных классах последнего этапа этого любительского чемпионата принимают участие сразу 18 гонщиков. Вторая — личная — два друга, Артём и Дима. Первый — механик, который помогает Саше работать с «железом», второй — больше организатор-администратор, помимо этого оказывающий Шахову и спонсорскую поддержку.

   
   

«Карточка есть? Банковская, скидочная, любая? А обезжириватель?, — спрашивает Дима, примеряя только что купленные белые виниловые полоски на капот Сашиного «Форда». — Экспресс-тюнинг. Теперь уж точно покажем лучший результат на этой трассе».

Фото: Из личного архива/ Вячеслав Алиев

Так, в делах, беготне, суете, доводках и доработках, в пробах трассы и разных настроек проходит первый день. В процессе выясняется, что на ночлег, запланированный в соседнем селе, в 16 километрах от трассы, лучше не соваться. «Клоповник» — так описали выбранную для аренды квартиру товарищи Саши по команде. Тут же подыскиваем новый вариант — ночевать прямо на трассе.

Прямо над боксами организаторы сдают просторные помещения с 5-6 двуспальными двухэтажными кроватями в комнате. Из щели в стене немного дует, за дверью постоянный шум моторов, но это никого не смущает — так даже лучше — утром встал, спустился по ступенькам и сразу в гараж — проводить последние приготовления к гонке.

Фото: АиФ/ Степан Чаушьян

Но спать никто не торопится. Тренировочные сессии закончились, трасса закрыта, боксы и стоянка у трассы постепенно пустеют. Кто-то отправляется по соседним деревухам на ночлег, кто-то, как и мы, будет спать в гоночном «хостеле», кто-то ночует прямо в автомобиле — многие приехали в «домах на колесах», а команды с серьезными спонсорами, из другого чемпионата — и вовсе в специальных трейлерах.

Свет остается включенным лишь в паре-тройке боксов. В большинстве из них кипит работа. Где-то меняют подвеску, где-то — пытаются полностью перебрать пострадавший в пятницу двигатель за одну ночь (и им это удается). Но бокс команды TRTeam — особенный. Здесь своя атмосфера, почти семейная: разговоры о политике, бизнесе, спорте, и, конечно, о гонках. Со двора уже раздается запах запеченного на углях мяса, на столе появляется звенящая тара, из чьего-то авто достается кальян — начинаются традиционные для любого этапа посиделки.

Кто-то разъезжает по стране и принимает участие в гонках ради победы, кто-то борется сам с собой, пытаясь каждый раз улучшить свой результат, а кто-то здесь — именно ради этой вот тусовки. Но большинство гонщиков все же пытаются совмещать приятное с еще более приятным, в разных пропорциях. Безудержного веселья нет — завтра гонки, и все об этом помнят, оставляя силы для трассы и завтрашнего вечера, ведь этап в Смоленске закрывает весь сезон.

Фото: АиФ/ Степан Чаушьян

Саша не спал сутки — он уходит в «хостел», когда на часах еще нет полуночи. Но и остальная команда задерживается ненамного дольше, собираясь встать пораньше. Заезды начнутся с самого утра.

Для гонщика нет ничего лучше, чем проснуться под звук моторов и визг колес на треке. Импровизированный «хостел» на смоленском кольце дает такую уникальную возможность. Даже появляется мысль записать звук мотора и поставить его в качестве звонка на будильник в телефоне, чтобы и домой увезти эту атмосферу. Утро начинается с того, что с трассы эвакуируют разбитую БМВ — гонщик не смог войти в поворот и улетел в отбойник.

Фото: АиФ/ Степан Чаушьян

«Разбитый автомобиль — не самое страшное, — объясняет Дима. — Команде теперь придется платить штраф. Естественно, за него будет отвечать тот, кто вылетел с трассы. Повреждение одного метра отбойников в Смоленске стоит 100 тысяч рублей. И это не самая дорогая трасса, хотя и не самая дешевая. А БМВ вчера повредил далеко не один метр заграждений».

Учитывая, что все участники — любители, многие из которых, как Саша, приехали на своих гражданских авто, несколько метров отбойника могут стать настоящей катастрофой для семейного бюджета. За пять метров придется заплатить 500 тысяч рублей. Для сравнения — за эту цену можно купить готовый гоночный автомобиль, который способен приезжать в призах, как говорят здесь — «на тумбу». Да что там, на сайте RHHCC висит предложение по продаже чемпионского «болида» за 450 тысяч рублей.

Александр Шахов. Фото: Из личного архива/ Александр Удовидченко

«Само участие в отдельно взятой гонке стоит 6 тысяч рублей. К этому прибавляем расходы на дорогу, проживание, подготовку автомобиля... В среднем выходит порядка 50 тысяч рублей на один этап — 500 тысяч для участия во всех этапах, включая Грозный и Казань. А тут еще и траты на штрафы. Регламент жесткий: пролил масло в боксах — плати. Нарушил еще какой-то пункт регламента — плати. Строже всего — на Moscow Raceway», — рассказывает Саша.

Гонка

На второй день «Шах», как его называют в команде, не многословен. Во взгляде читается сосредоточенность, мысли — только о гонке. Нервы — в каждом движении, в каждом звуке. Впереди — пять заездов, пять попыток показать лучшее время на круге.

И вот начинается то, ради чего мы ехали под Смоленск — гонки. На старте самого «младшего» класса City Light выстраивается девять автомобилей. Стартовая решетка очень разношерстная — от полуспортивной Mazda MX-5 с самодельным жестким верхом до старенького «Москвича» АЗЛК-2141 и обычной отечественной «восьмерки».

«Mazda в одном классе с “Москвичом”?», — вопрос Диме, который наблюдает за гонкой друга с трибуны.

«Да что там Mazda. Нам бы ВАЗ обогнать», — отшучивается он, напряженно ожидая старта. К слову, ВАЗ 2108 команды TRTeam с пилотом Михаилом Хилковым занял первое место в классе Warm-Race.

Фото: АиФ/ Степан Чаушьян

У всех машин один общий показатель — схожее соотношение количества лошадиных сил, крутящего момента и массы, что позволяет «запихнуть» их в один класс.

Всю ночь лил дождь. К утру солнце начало периодически выглядывать из-за туч, но погода все равно промозглая и трасса отказывается сохнуть. Предстоит ехать по скользкому асфальту. В первом же повороте, на прогревочном круге, разворачивает белую «Фиесту». Чувствуется, что машины заносит чуть ли не на каждом повороте.

Фото: АиФ/ Степан Чаушьян

Круг, другой, третий — клетчатый флаг. Пилоты спешат за своими результатами и — в боксы, вносить очередные доработки, что-то менять, что-то улучшать, анализировать данные с GPS-датчиков, еще раз мысленно проходить трассу (в тысячный раз), искать недочеты в технике, анализировать видео...

Саша «приезжает» в боксы со временем, которое он показывал разве что в первый свой год участия в гонках — не лучше 2:10. Автомобиль ведет себя из рук вон плохо. При торможении даже на ровном участке «болид» заносит, а коробка передач (КПП) просто отказывается включать «пониженную» с четвертой на третью.

Тут-то и познается команда: кто-то тут же подкатывает домкраты, чтобы поднять «Фокус»; кто-то уже бежит за новым набором тормозных колодок, чтобы сменить «тормоза»; кто-то звонит «специалисту» по КПП, чтобы узнать, в чем может быть дело с переключением с четвертой на третью. Кипит жизнь, от которой получаешь едва ли не больше кайфа, чем от самих двух минут на треке.

«Команда просто отличная — никогда в беде не бросят. В первый сезон, когда Саша принимал участие в гонках, ему помогли и с “ковшом”, и с ремнями, и со шлемом. Здесь любой готов прийти на помощь. Это очень важно во время гонок», — говорит Дима.

Фото: Из личного архива/ Александр Шахов

Тормоза в итоге удается отладить. С коробкой — не понятно. Провозились почти час, но протестировать ее негде — исправили ситуацию или нет, будет ясно лишь в следующем заезде.

Однако третья передача на понижение не начала «втыкаться» ни в следующем, ни в третьем, ни в каком другом заезде. Но трасса подсохла, что хоть как-то нивелировало проблемы с автомобилем. С последней сессии «Шах» приехал с рекордным для себя временем на «Смоленском кольце» — 1:59.034 — почти выехал из 1:59. Но улыбки на лице нет.

«Мог бы и лучше проехать. Я собой недоволен», — сокрушался он, завершив последний заезд.

Фото: Из личного архива/ Александр Удовидченко

Уговоры товарищей по команде, что лучший результат в карьере при неисправной коробке передач, без тормозов, даже еще и на влажной трассе говорят об одном — растущем мастерстве пилота, на Сашу влияния почти не оказывали. В конце дня он был мрачнее тучи, которая скрывала от нас солнце на протяжении всей первой половины субботы.

Вскоре, правда, гонщику удалось забыть о невзгодах. Помогли друзья, красочная церемония награждения победителей и призеров, в числе которых были и партнеры по команде, брызги шампанского, несмотря на прохладную погоду, праздничный банкет...

Но главное было еще впереди — сразу несколько «экипажей» отправились в супермаркет в соседнем селе — докупить углей, мяса, может даже по бутылке пива — в честь завершения сезона. Количество желающих отметить окончание последнего этапа в боксах TRTeam превзошло даже самые оптимистичные расчеты. Их гараж — традиционное место тусовки, куда зачастую заглядывают и друзья из конкурирующих «организаций». Зазвучала музыка, затрещал костер, начались разговоры.

«Ты спрашивал меня, зачем я этим занимаюсь, — начал Саша. — Да, с моим “Фокусом” даже в этом классе рассчитывать не на что. Он просто физически не может претендовать на “тумбу”. Гонки для меня — хобби. Я приезжаю сюда и забываю обо всем, о задержках поездов, о повышенном задании по погрузке, об эксплуатационных показателях станции, о более чем полутора сотнях подчиненных. Это просто необходимо».

Фото: Из личного архива/ Александр Шахов

Какие гонщик может ставить перед собой задачи при таком подходе? Все просто — с каждым новым кругом становиться лучше и быстрее. Еще у гонщиков есть огромное желание «собрать» лучший круг — показать в одном круге лучшее время дня на всех трех секторах трассы, для которых идет отдельная засечка. Саша этого сделать не смог, иначе выехал бы из 1:59 и показал бы результат в районе 1:58.

«Постепенно надо научиться всему в этом классе, чтобы потом можно было двигаться дальше. Конечно, можно купить себе автомобиль, который завоевывает призы в старших классах, но, сев за руль, ты на нем в лучшем случае покажешь время, как на моем “Форде”. В худшем — на первом же повороте вылетишь с трассы. Ко всему надо приходить постепенно», — уверен гонщик.

В планах на следующий сезон — привести автомобиль в полный порядок, подготовить его к началу соревновательного года и принять участие в максимальном количестве гонок. Учиться, учиться и еще раз учиться!