К истокам
Хронология развития шахмат исчисляется сотнями лет. Еще в царской России шахматы были очень популярны в кругах аристократии. В 1924 года советская власть выдвинула лозунг «Шахматы в массы!».
«Тогда партия искала малобюджетный способ занять досуг граждан и объединить многонациональную страну. Экономическая составляющая радовала власть: чтобы организовать турнир, государству требовалось лишь расставить столики и стулья, а не строить стадионы и футбольные поля. Активно поддерживал шахматное движение в СССР Сталин. Многие исследователи считают, что это объяснялось политическими причинами. Игра помогала объединять многонациональный народ и постепенно повышать статус страны. Именно шахматистам Сталин разрешил выезжать “за железный занавес” для посещения мировых шахматных турниров», — говорит Светлана Чередниченко.
Модно и престижно
С 1930-х годов шахматы стали активно вводиться в досуг молодежи. Открывались шахматные секции во Дворцах пионеров и Детско-юношеских спортивных школах. Проводились всесоюзные детские и юношеские соревнования.
«Закончив заниматься в классе шахмат, советский школьник возвращался домой, где в родном дворе велись любительские турниры между соседями. В соревнования вовлекались все. Обучаться мастерству было модно и престижно. Во многих фильмах герои увлеченно играли в шахматы в свой обеденный перерыв, на заводе. Невероятно популярны были журналы, посвященные игре: «64», «Шахматы в СССР», «Шахматный бюллетень», «Бюллетень ЦШК СССР». В любом приличном санатории или доме отдыха устанавливались масштабные шахматные поля с массивными фигурами», — сообщила Светлана Чередниченко.
Путь к звездам
Любой юный шахматист мог стать участником всесоюзного турнира «Белая ладья», который ежегодно проводился среди всех школьников страны. Педагоги отбирали талантливых детей и направляли их в известную школу чемпиона мира Михаила Ботвинника, которая воспитала немало гроссмейстеров.
«Шахматы давали возможность ребенку из простой рабочей семьи на большой успех в жизни. Гроссмейстеры в СССР были уважаемыми и узнаваемыми людьми, могли выезжать за рубеж и получали хорошие гонорары за сеансы одновременной игры. Так, в 1985 году Гарри Каспаров вышел на шахматный поединок с Анатолием Карповым в Москве. Призовой фонд матча составлял 1,6 млн швейцарских франков, из них 880 тысяч получил Каспаров как победитель, а 720 тысяч франков отошли Карпову», — считает Светлана Чередниченко.
Кризис
Хотя в СССР была хорошо разработана система шахматного образования, масса нюансов ослабила шахматную политику страны.
«Во-первых, пропаганда шахмат в Союзе имела искусственное происхождение, вызванное политическими интересами. Национальности нужно было объединять, и решение было найдено. Но с развалом СССР рухнула как сама цель, так и вся шахматная структура. Лучшие тренеры и шахматисты эмигрировали на запад, распалась система финансирования, шахматные кружки стали платными. Во-вторых, появление интернета и компьютеризация населения уменьшили интерес к игре — вариантов досуга стало больше, как и способов личностного развития», — предполагает Светлана Чередниченко.
На вопрос, почему шахматы оказались в кризисе, интересно ответил в книге «Давид против Голиафа» советский гроссмейстер Давид Бронштейн: «Потому что они уже изучены. Исчезло ощущение тайны! Это уже не импровизация, не вдохновение, не поиск чего-то неизведанного. Уже никто не ищет “лошадь Пржевальского"”... Сегодня шахматы держатся на прекрасной памяти молодых. Они жалуются, что наше поколение не понимает, как это трудно: переваривать тысячи партий, запоминать массу информации, не сбиться в порядке ходов, воспроизводя на доске 20-ходовый теоретический вариант… Да, я понимаю, какое это огромное напряжение. Но это не имеет ничего общего с теми шахматами, в которые играло моё поколение».
Возвращение
К 2000-м годам кризис удалось преодолеть. У родителей появились деньги, чтобы вкладывать в развитие детей, и, желая защитить их от агрессивных увлечений в период взросления, они стали возвращаться к некогда популярной интеллектуальной игре.
«Один из важных навыков, которые развивают шахматы, — это умение оценивать и анализировать возможности своих действий. Дети, которые умеют играть в шахматы, осознаннее. Они лучше понимают последствия употребления наркотиков, сигарет и других вредных привычек, а значит, больше нацелены на успех в жизни», — считает Светлана Чередниченко.
Исправление ошибок
В последнее десятилетие в России уже ведется работа по развитию и популяризации шахмат. К весне 2019 года в 18 тысячах учебных заведений страны шахматы ввели в качестве предмета для начальных классов. В марте этого года Министерство спорта РФ утвердило программу развития шахмат на 2021-2024 годы, которая станет определять стратегию и подготовку спортсменов сборной команды страны к международным соревнованиям.
«Чтобы развивать шахматы, нужно создавать шахматные кружки, стимулировать опытных педагогов к обучению детей. Помогло бы и снижение финансовой нагрузки, которая лежит на плечах родителей. Много талантливых детей не добиваются высоких результатов, потому что родители не имеют возможности оплачивать профессиональных тренеров и выезжать на серьезные турниры», — сказала Светлана Чередниченко.