Российский гроссмейстер и свежеиспечённый чемпион мира по блицу Сергей Карякин в интервью АиФ.ru рассказал о недавней победе в Дохе, матче за звание чемпиона мира и многом другом.
Николай Чегорский, АиФ.ru: На днях в голландском Вейк-ан-Зее завершился первый в этом году супертурнир, на котором вы заняли шестое место. Это неудача или рабочий результат?
Сергей Карякин: Вполне рабочий результат. В целом я играл неплохо, но два обидных поражения перечеркнули всё. Думаю, не будь их, поборолся бы за призовую тройку. Надо понимать, что с момента сбора перед матчем за звание чемпиона мира, который начался в Майами в октябре, я не отдохнул не то что ни дня — ни часа! Теперь я понимаю, что имел в виду известный гроссмейстер Борис Гельфанд, когда говорил: «После чемпионского матча надо на год отключать телефон». С того момента, как 2 декабря я сошёл с трапа самолета Нью-Йорк — Москва, и до начала чемпионата мира по блицу, я, по сути, занимался популяризацией шахмат в России.
— Кто-то может сказать, что и личным пиаром. В конце года вы стали самым популярным спортсменом страны, а за матчем Карякин — Карлсен следили миллионы.
— Пусть говорят, что это личный пиар, но на данный момент о шахматах говорят буквально из каждого утюга. Такого интереса к ним в нашей стране не было со времён СССР. Одна история меня просто поразила: в самом начале января приехал на ВДНХ участвовать в сеансе одновременной игры для детей. Смотрю, а вокруг просто огромное количество журналистов, зрителей. Не поленился, пересчитал телевизионные камеры вокруг: их было 15. Потом у ваших коллег спрашивал, почему, мол, в новогодние праздники вы приехали сюда? «Потому что там будет выступать Сергей Карякин», — ответили мне.
— А пока вы готовились к решающей встрече с Карлсеном в матче за звание чемпиона мира, в Москве обсуждали, правда или фейк фотография с телетрансляцией из Нью-Йорка, которая в минус 15 градусов собрала полную Красную площадь.
— Я видел её, да. Конечно, никакой трансляции на Красной площади в такой мороз никто не устраивал. Но тот факт, что подлинность фотографии вызвала такие споры, показывает одну вещь: люди допускали, что в России такое возможно. Потому что интерес к матчу был невероятным.
— Перед Новым годом вы выиграли чемпионат мира по блицу. И в том числе победили Магнуса Карлсена в личной встрече. Променяли бы тот успех на тай-брейк в матче за шахматную корону?
— Классика есть классика, это самый престижный шахматный трофей. И если возвращаться к нью-йоркскому матчу, то изначально поговаривали, что он закончится досрочно. Даже Виши Ананд у себя дома в Индии проиграл Карлсену, и матч прекратился уже после десятой партии из двенадцати возможных. На бумаге Магнус выглядел явным фаворитом и в итоге выиграл титул. Но я проиграл достойно, ведь никто не ожидал, что будет тай-брейк. Поражениям нет оправданий, но немного подслащает пилюлю то, что никто прежде не сводил вничью чемпионский матч в классические шахматы.
— Победу над Карлсеном на чемпионате мира по блицу в Дохе расцениваете, как реванш?
— Не реванш, а, скажем так, реваншик. Очень приятно, что мне наконец, покорилось звание чемпиона слова мира в блице. Звание чемпиона по быстрым шахматам я выиграл ещё раньше, поэтому теперь дело за королевой шахмат — классикой.
— Карлсена вообще реально победить на дистанции матча за звание чемпиона мира?
— А почему нет? Мне же удалось свести с ним вничью матч из 12 партий в Нью-Йорке. И если совсем недавно все считалили, что Карлсен побеждает чуть ли не на всех турнирах, в которых принимает участие, то Вейк-ан-Зее показал обратное. То, что Магнус не компьютер, а тоже человек. Что он тоже очень устал после чемпионского матча. И ситуация, когда он не смог найти мат в три хода в одной из партий супертурнира, вообще поразила весь шахматный мир.
— На одном из самых престижных турниров года в Вейк-ан-Зее победил 23-летний Уэсли Со. Вы стали гроссмейстером в 12 лет, Карлсену, Со, Каруане слегка за 20, а вы вместе уже входите в элиту шахмат. Почему в современных шахматах так много вундеркиндов?
— Шахматы, правда, очень помолодели. А всё потому, что современные технологии позволяют быстрее тренироваться, анализировать партии, и, главное, делать это ещё и дистанционно. В мире существует достаточно ограниченное число действительно выдающихся тренеров, и раньше некоторым гроссмейстерам приходилось ездить в другие страны, чтобы работать с ними. Сейчас тот же Уэсли Со признаётся, что ни разу лично не занимался с тренером Владимиром Тукмаковым. Однако постоянно тренируется с ним по скайпу. Он не проигрывает уже 56 партий подряд — это совершенно уникальная серия. Но я бы хотел отметить другое: тот факт, что люди из совсем другого поколения — Владимир Крамник и Виши Ананд, которым уже за сорок — до сих пор держатся в десятке сильнейших мирового рейтинга, показывает их высочайший уровень игры и подготовки.
— Сейчас вы занимаете девятое место в мировом рейтинге. Позиция не самая высокая, но ко всем важнейшим турнирам вы обычно подходите в отменной форме: турнир претендентов, Кубок мира, матч за звание чемпиона мира. Как удаётся так себя настроить?
— Я уже далеко не первый год в шахматах, поэтому научился распределять нагрузку, расставлять приоритеты. Это именно полноценная и точечная подготовка, а не фарт, как утверждают некоторые. Подобные слова слышать довольно забавно. Кубок мира и турнир претендентов на везении не выигрываются. Особенно, когда ты подходишь к этому турниру седьмым по рейтингу из восьми участников. И матч 12 партий в классические шахматы с действующим чемпионом мира вничью на одном везении не сводится. Это ежедневная, многочасовая подготовка за доской: анализ партий соперников, поиск новинок.
— Как возможно не просто сидеть за доской 6-7 часов, но и при этом сохранять всё время максимальную концентрацию?
— Серьёзные физические нагрузки. Когда кто-то посмеивается, мол, зачем шахматисту нужно ходить в спортзал... Хочется ответить: просто посиди на одном месте и порешай простые математические задачки. На сколько обычного человека хватит? Два часа, три? А здесь, как вы правильно отметили, важна максимальная концентрация. Когда на 70-80 ходу гроссмейстер не видит элементарного решения — это именно что усталость, как психологическая, так и физическая.
— В российском спорте сейчас появилась уже целая «династия» Сергеев Карякиных. Вы, самый молодой в истории чемпион мира по пятиборью, а теперь есть ещё и победитель ралли «Дакар». Поддерживаете связь со своими полными тезками?
— В четверг в Доме книги я буду проводить встречу с болельщиками, и ваши коллеги с телевидения как раз организуют нам встречу с победителем «Дакара». Очень жду встречи с третьим членом нашего «клуба», хочу узнать, что это за Сергей Карякин из мира автоспорта. Хотя я следил за его выступлениями на ралли. Даже доходило до смешного. В январе в соцсетях начал получать много поздравлений, радостных откликов. И все эти люди поздравляли меня с победой на «Дакаре». А с пятиборцем Сергеем Карякиным я не просто поддерживаю связь, а дружу. Нас когда-то познакомил мой менеджер Кирилл Зангалис, и с тех пор мы очень хорошо ладим. Достаточно сказать, что я отмечал день рождения в очень узком кругу друзей и родных, и Сергей был в числе гостей.