«АиФ»: Давайте сначала поговорим немного об организационных моментах. Как проходил отбор компаний, претендующих на проектирование медали?
Максим Вайнберг: Организационным комитетом Первых Европейских игр «Baku-2015» (BEGOC) был объявлен тендер, в котором могла принять участие любая компания. Летом 2014 года мы направили предварительную заявку о своем желании принять участие в тендере, в октябре начался этап конструктивных переговоров: нам был передан бренд-бук, техническое задание, в котором была изложена общая концепция, видение того, каким должен был быть главный символ Первых Европейских Игр, а также ряд рекомендованных технических характеристик. Мы направили эскизы медалей, требуемую по условиям тендера документацию. В начале декабря нам было предложено доработать два варианта, мы оперативно внесли изменения, а в январе получили сообщение, что один из вариантов медали от «Адамас» утвержден. Как выбирался победитель, мы со своей стороны можем только предполагать: традиционно тендеры такого уровня проводятся в закрытом режиме, а их участники не разглашаются. За 100 дней до Игр в Баку состоялась торжественная презентация первых образцов, и мы могли уже открыто говорить о своей победе в этом знаковом международном конкурсе.
– Расскажите немного о техническом задании. Как была сформулирована задача?
BEGOC был сформулирован общий концепт, это весьма внушительное ТЗ примерно на 20 листах А4, где в частности прописано, что медали «Baku-2015» должны отражать уникальность впервые проводимых Европейских Игр, богатое культурное наследие принимающей их страны, традиции Олимпийского движения. Также были заданы рекомендованные технических характеристик: максимальный диаметр – 8 см, толщина – не более 8 мм, вес – до 400 грамм. Что касается визуального решения медалей, его, безусловно, ждали от участников конкурса.
– Сколько всего вариантов медалей было предложено комитету на рассмотрение?
– Всего семь вариантов.
– Расскажите немного об узоре, который в итоге победил.
– Гранат – главный символ Игр в Баку, действительно очень символичный. Это не только плод, которым славится Азербайджан, в нем считывается бессмертная птица феникс, пламя олимпийского огня, весьма органичное завершение – корона – чашечка граната. В бренд буке, который был нам передан на этапе конкурса, наглядно показано, как все эти символы сливаются в единый гранат – и это действительно очень сильное креативное решение. По смысловой нагрузке, которую он в себе заключает, гранат логично стал центральным акцентом медали. Узор, размещенный по окружности, представляет собой элементы кроны гранатового дерева, они также фигурируют в бренд-буке. Нам показалось логичным отразить «восточный» характер этой удивительной страны, сложив их в такой традиционный орнамент. На самом деле, общаясь со спортсменами, видя, какими глазами смотрит чемпион на медаль, осознавая, чего стоит победа или поражение, невольно глубоко проникаешься, и задача «создать медаль» становится не просто бизнес-проектом или частью твоей работы, а искренним желанием найти действительно лучшее решение. Наверное, именно поэтому все удается, и медали действительно становятся самыми-самыми.
– Дизайн медалей до официальной презентации хранят в тайне. Сколько человек занималось разработкой наград? И какие меры предпринимались для того, чтобы сохранить интригу?
– В рамках данного проекта – довольно ограниченный круг людей, порядка 20 человек, каждый из которых понимал всю ответственность. Когда делали первые образцы для Сочи, то вначале преподнесли рабочим на производстве легенду, что медали делаем к 20-летию компании. Но потом просто собрали всех, объяснили задачи и значение того, что каждый из них делает, и почему до официальной презентации необходимо соблюдать конфиденциальность. Такие меры, когда весь коллектив разделяет ответственность, работают намного лучше любых запретов.
– Были ли какие-то сложности при воплощении дизайна? Расскажите немного о них.
– Мы сделали все от нас зависящее, чтобы у коллег – производителей медалей их не возникло. По нашему опыту в рамках Сочи 2014 мы хорошо помнили, что такое разработать технологию производства под «оторванный от практики» эскиз, поэтому сразу создавали комплексное решение и даже изготовили первые образцы. Объективная сложность, которую наши коллеги из Азербайджана успешно преодолели, это создать рекордное количество медалей – 253 комплекта в столь сжатый срок. Это в 2,5 раза больше, чем для Игр в Сочи! Могу сказать, что организовать такое колоссальное производство фактически за 100 дней – это очень серьезное достижение.
– А курьезные моменты были?
– Наверное, самый курьезный момент, о котором мы сегодня вспоминаем с улыбкой: «внеплановый» вариант дизайна медали, который в итоге и выиграл. Мы направили его в последние минуты обозначенного дедлайна. Формально этот этап проекта уже был завершен, и вдруг Елена Слепушкина, руководитель Службы дизайна, показывает такую картинку, посмотрев на которую всем сразу стало очевидно, какими должны быть медали «Baku-2015». Руководитель проекта Алексей Александров экстренно направил запрос о возможности принять еще один эскиз на конкурс, Организационный комитет пошел на встречу, и в дальнейшем этот момент и стал определяющим.
– И последний, наверное, вопрос к Вам, Максим: помог ли опыт разработки дизайна медалей для Олимпийских игр в Сочи при создании медалей для «Baku-2015»?
В рамках Сочи 2014 мы выступали поставщиками медалей, авторство дизайн-концепции принадлежит бюро «Leo Burnett», мы лишь доработали ее до возможности технической реализации в производстве. Но после Сочи, мы выступали поставщиками наград нескольких международных событий, полностью реализуя концепт от момента создания эскизов до производства: кубок Гран-При «Formula-1», медали Чемпионата мира по шахматам, Международных турниров по бодибилдингу «Power Pro Show» и других. И, безусловно, нам помог опыт этих проектов: глубоко вникнуть в цели и задачи, предъявляемые к медалям со стороны организаторов, понять, что такое медаль для спортсмена, переосмыслить наши компетенции производителя и ювелирной компании. Ведь медальные традиции во многом перекликаются с ювелирными: когда на память о важном событии в жизни мы хотим иметь что-то драгоценное, что сохранит наши воспоминания.