Лё Катюша или Приключения «русских» во Франции

Гонщик команды «Катюша». Фото: АИФ

Французы вообще обижены на весь мир: за что-то на англичан, за что-то на русских, за что-то на немцев, недолюбливают испанцев… Выражается это в том, что россиянам они готовы делать мелкие гадости, штрафовать за непристегнутый ремень, например, и чуть ли не полчаса выписывать квитанцию. Англичанам же они мстят, отказываясь разговаривать на их языке. Страдают, к сожалению, не только англичане, но и все, кто старается общаться во Франции на языке международной коммуникации.

   
   
Гонщик российской велокоманды «Катюша». Фото: Степан Чаушьян, АиФ.ru

Те же из них, кто не так щепетилен, в первую очередь спрашивают «откуда вы?», услышав родное для нас до боли слово «раша», расплываются в улыбке, мурлыкая на свой манер «Лё Катюша!».

На Туре, да как впрочем и на любой другой многодневки Мирового тура, «Катюша» становится синонимом России, вытесняя на второй план водку, медведей, перестройку и даже интернациональную уже матрешку.

Велосипеды команды «Катюша». Фото: Степан Чаушьян, АиФ.ru

Тур де Раша

Жаль только, что к российским болельщикам, и вообще россиянам, на Тур де Франс, Вуэльте, Джиро и на других гонках Мирового тура пока не привыкли — не популярен у нас этот вид спорта. Менеджеры «Катюши» изо всех сил стараются что-то изменить, но пока к российской команде удалось приучить лишь иностранную публику, и то, поддерживающую наших ребят в основном благодаря своим персональным пристрастиям, к Александру Кристоффу, или к Хоакину Родригесу, например. Но это все-таки лучше, чем ничего. Начинать с чего-то ведь надо, а мы все понимаем, что с теми амбициями, которые демонстрируют гонщики «Катюши» (ни много ни мало Родригес изначально рассчитывал выиграть Тур де Франс — и с тем же рассчетом наверняка примет участие в Вуэльте) — это лишь начало долгого и славного пути.

Александр Кристофф абсолютно спокоен перед стартом 15-го этапа. Фото: Чаушьян Степан, АиФ.ru

Есть кое-что, способное изменить ситуацию и заставить события развиваться быстрее, гораздо быстрее — собственная российская многодневка в составе Мирового тура. Но даже при ее наличии, результат почувствуется не сразу, а только чрез несколько лет. Ведь и Тур де Франс приобрел культовый статус не сразу. Главное — чтобы терпения хватило гонок на десять-пятнадцать.

Кстати, разговоры о возможности организовать подобный «Тур де Раша» ведутся, правда, пока все утыкается в Международную федерацию велоспорта, за которой окончательное решение по составу Мирового тура.

Конечно, смотреть, как «Катюша» защищает честь страны на мировых трассах захватывающе, но совсем другое дело — наблюдать за лучшими гонщиками мира, в том числе и в нашей форме, проносящимися мимо тебя с дикой скоростью. Тем более, если на одном из них будет красоваться желтая майка лидера. Да и в нашей стране есть такие места, которые ни Испанским равнинам, ни французскому побережью, ни даже итальянским Альпам и не снились. И очень хочется познакомить нашего болельщика с культурой «суппорта» (поддержки) на велогонках — им обязательно понравится.

   
   
Дьявол - один из самых известных болельщиков в Мировом туре. Фото: Степан Чаушьян, АиФ.ru

Как на Тур де Франс: едешь впереди гонки, чтобы встретить победителя на финише, и видишь, что болельщики занимают место у трассы за несколько часов до того момента, как полторы сотни велосипедистов на огромной скорости пронесутся мимо — все ради этих пары минут.

Кроме того, гонка уровня Тур де Франс — это праздник для каждого городка, будь то стартовый пункт, место финиша, или даже поселение посреди трассы, в который гонка заглянет на пару минут. Вдоль дороги стоят палатки, рядом с которыми в шезлонгах лежат их хозяева с детьми, припаркованы дома на колесах из всех стран Европы, ежедневно путешествующие за гонкой, есть велолюбители, двигающиеся на собственных велосипедах за Туром. Некоторые из них известны даже больше отдельных гонщиков, год из года преследуя пелотон.

На болельщиков, зачастую, даже интереснее посмотреть, чем на гонщиков. Те, кто не может проехать 250 км по холмистой, включают выдумку, чтобы, как и гонщики, войти в историю Тура, приманив одинокий глаз камеры хотя бы своим экстравагантным видом: с крашенными волосами, обтягивающими цветными комбинезонами, с фаерами и дымовыми шашками, трещотками, колокольчиками, костюмами и надписями на теле…

Легенда

В этом году гонка впервые за всю свою историю приехала на остров Корсика, где Тур ждал горячий южный прием. После третьего этапа, объехав Корсику практически полностью, Тур переехал на континент и гонка пошла по накатанной, за более чем столетнюю историю, колее. В какие-то городки велосипедисты приезжали впервые, население в них начинается от двух с половиной тысяч человек. В другие, как Марсель, велосипедисты заглядывали уже чуть ли не в сороковой раз. Победителя же определит Париж, в котором гонка завершается, начиная с 1903 года. Завершается, чтобы через год вновь привезти во Францию великий велосипедный праздник.

Болельщик на Тур де Франс. Фото: Степан Чаушьян, АиФ.ru

Не мудрено, что за все эти годы Тур де Франс оброс сотнями легенд, баек и откровенных сказок. Кто-то обсуждает автобус, застрявший во время одного из прошлых туров, не поместившись в высоту в финишном створе. Тогда даже хотели перенести финиш в другое место, пока, как гласит легенда, маленькая девочка не предложила простой и гениальный выход — приспустить колеса на автобусе, чтобы сделать его ниже и отогнать командный транспорт — этап был спасен. Другие рассказывают, как прямо на их глазах произошел грандиознейший завал, чуть ли не решивший исход Тура. Третьи клянутся, как видели гонщика, зацепившегося за технический автомобиль, помогавший ему двигаться в горку. Историй миллионы, и с каждым годом их становится все больше и больше.

Караван — рекламно-развлекательная процессия, движущаяся за час-два до самих гонщиков по трассе. Фото: Степан Чаушьян Степан, АиФ.ru

Расклад

После 15-го этапа нынешнего Тур де Франс, одного из самых тяжелых, наверняка обрастет легендами рывок, предпринятый в крутую гору лидером общего зачета Крис Фрум из команды Sky. Так Альберто Контадора уже давно никто, как стоячего, не обходил. «Россиянин», Родригес из «Катюши» в самом начале 15-километрового подъема также несколько раз пытался рвануть, но неудачно. Приблизиться к Фруму Пурито, что означает в переводе с родного для Хоакина испанского «бычок», удалось только в самом конце, но до победы испанец не дотянул, финишировав в одно время с третьим местом Микелем Ниеве, и отстав от второго Наира Кинтаны почти на минуту. Зато в общем зачете Родригес идет на восьмой позиции, оставляя себе неплохие шансы на попадание в тройку призеров всего Тур де Франс. А возможно, чем черт ни шутит, Пурито удастся отыграть 7 минут 11 секунд у Фрума и выиграть уже вторую многодневку для «Катюши» в своей карьере. Среди горняков он — шестой, а в зачете по набранным очкам в пятерку входит норвежский гонщик российской команды, Кристофф. Сама «Катюша» в общекомандном зачете занимает шестую строчку, уступая лидерам из «Саксо-Тинькофф» чуть больше 23 минут.

Крис Фрум — лидер общего зачета после 15-ти этапов Тур де Франс. Фото: Степан Чаушьян, аиФ.ru

Теперь до финиша всей веломногодневки не осталось ни одного равнинного этапа, кроме последнего, почти выставочного, из Версаля в Париж. «На самом деле Тур де Франс начинается именно сейчас», — говорят в российской команде. Тот кто лучше остальных справится с перепадами высот с нуля до двух тысяч метров над уровнем моря, тот и выиграет в итоге, учитывая, конечно, что Фрум сделал себе неплохой отрыв на первых этапах и 15-м, с финишем в Мон Ванту.

Впереди после изнурительного 242-километрового этапа единственную российскую велокоманду в Мировом туре, как, впрочем, и всех остальных, ждет день отдыха и новое испытание — 172-километровый переезд из Везо-ла-Ромен до Гапа с двумя затяжными подъемами и быстрым финишем на спуске.

Финиш российскго гонщика из команды «Катюша». Фото: Степан Чаушьян, АиФ.ru