Хет-трик «КАМАЗ-мастер»: россияне заняли все призовые места ралли «Дакар»

«Дакар» — это сотни километров гоночной дистанции по дюнам, оврагам, лесам, пустыням и улицам Аргентины, Боливии и Чили. Раньше гонка проходила в Африке, но после возросшей террористической угрозы соревнования перенесли в Латинскую Америку.

   
   

В общей сложности 406 участников отправились в двухнедельный рейд по бездорожью. Гонщикам предстояло из Буэнос-Айреса отправиться в Чили, пройти маршрут по пустыне Атакама, заехать в боливийский Уюни, где главная достопримечательность — кладбище поездов, а затем — через Чили — вернуться в аргентинскую столицу.

Фото: Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»

Равнение на «КАМАЗ»

Главным фаворитом любых ралли-марафонов в категории грузовиков считается «КАМАЗ-мастер». Первую победу татарстанская команда одержала в 1996 году, а уже четырьмя годами позже началась эпоха Владимира Чагина — за семь побед соперники зовут его «Царь». Перед стартом «Дакара»-2015 на счету «КАМАЗ-мастер» было уже 12 побед, включая триумфы Андрея Каргинова в прошлом году и Эдуарда Николаева в 2013-м.

Соперники российской команды к гонке подготовились основательно. IVECO выставила новый грузовик Torpedo — девятитонного монстра с 13-литровым двигателем под капотом. Машина неплохо зарекомендовала себя в Марокко, и Ханс Стейси с Жераром де Роем отправлялись в Аргентину с большими надеждами.

Фото: Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»

На доработанной машине на «Дакар» отправилась и Veka MAN Truck. В статусе однозначного лидера команды на соревнованиях приехал Алеш Лопрайс, долгое время выступавший за Tatra, однако и его партнёры — Петер Версляйс и Марсель ван Влит — представляли угрозу.

После первого «разминочного» этапа на первой строчке оказался Ханс Стейси, но уже со второго этапа «КАМАЗы» начали штамповать лучшие времена. На конец третьего дня гонки диспозиция была таковой: три экипажа «КАМАЗ-мастер» во главе турнирной таблицы. Тройка российских грузовиков быстрее всех прошла по пустыне Атакама, держась всего в трёх минутах друг от друга.

Фото: Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»

После сильного начала гонки экипажам предстояло справиться с опасностями трассы. На пятый день гонки не повезло Андрею Каргинову — две шины лопнули во время прохода ямы на скоростном узком участке. Инициативу в гонке перехватил Эдуард Николаев. Три дня подряд он шёл по трассе быстрее всех и оторвался почти на 14 минут, но на седьмой день из строя вышел турбокомпрессор. Его температура в боевом режиме около 700 градусов, и устранять поломку экипажу пришлось прямо на трассе. Николаев и его партнёры справились менее чем за полтора часа. «Такую скорость замены можно считать своеобразным рекордом, — отметили в команде. — Но вряд ли это может подсластить ситуацию».

   
   

Устранив все неполадки, Николаев помчался навёрстывать упущенное, выиграл два этапа и догнал лидеров. Первым в этой группе шёл Айрат Мардеев, которому удалось избежать серьёзных проблем. Всего в одиннадцати минутах позади на втором месте — Эдуард Николаев, Андрей Каргинов замкнул тройку сильнейших. В таком порядке они и достигли финиша в Буэнос-Айресе.

Фото: Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»

Это уже двенадцатая победа «КАМАЗ-мастер» на «Дакаре». Айрат Мардеев стал шестым гонщиком, которому удалось привести российский грузовик к победе в главном ралли-рейде планеты. Николаев и Каргинов в итоге проиграли партнёру 14 и 51 минуту, соответственно. Финишировавший четвёртым Алеш Лопрайс проиграл почти два часа. Пятёрку сильнейших замкнул экипаж Дмитрия Сотникова — «техничка» «КАМАЗ-мастер».

Ханс Стейси остался только шестым, голландцы Марсель ван Влит и Жерар де Рой заняли восьмое и девятое место. Замкнул десятку белорусский экипаж «МАЗ-СПОРТавто» с Сергеем Вязовичем во главе.

Фото: Reuters

Другие герои

Ралли «Дакар» в данный момент проводится в трёх категориях. Помимо грузовиков, здесь также соревнуются внедорожники, мотоциклы и квадроциклы. В классе автомобилей уже во второй раз сильнейшим стал Нассер Аль-Аттия из Катара. Четыре года назад он выиграл «Дакар» за рулём прототипа Volkswagen, а теперь стал первым защищая цвета X-Raid Mini.

«Помню, в 2011-м финиш был в Барадеро, — говорит триумфатор. — Но этот момент — особенный. На этот раз мы уверенно лидировали с самого старта, контролировали ход гонки, день за днём делали все как надо. Я должен поблагодарить очень большое количество людей за это, но теперь я ещё больше хочу выиграть снова».

Конкуренцию Аль-Аттия пытался составить Жиниэль ди Вильерс, но гонщику Toyota отчаянно не хватало скорости, а под самый конец гонки он допустил ошибку в навигации и окончательно потерял все шансы. «Да, это была глупая ошибка, — признался он сам. — Она стоила нам всей гонки». Ещё раньше из-за технических проблем из сражения выбыли гонщики Peugeot, в том числе Карлос Сайнс по кличке «Матадор» и многократный чемпион «Дакара» Стефан Петерансель. Уже в первый день не повезло Нани Роме — действующий победитель гонки потерял несколько часов из-за поломки трансмиссии.

Нани Рома. Фото: Reuters

Среди мотоциклистов уже третий год подряд нет равных Марку Коме. Испанец уже 12 лет защищает цвета KTM, за это время это уже пятая его победа. В категории квадроциклов успех праздновал поляк Рафал Соник на Yamaha Raptor.

Дальнейшие планы

Финиш марафона — это маленькая пауза перед большим стартом подготовки к новому сезону. Гонщики скоро разъедутся по домам и смогут какое-то время побыть с семьями, но затем всё начнётся заново. «Дакар» 2016 года стартует уже сейчас — в планах менеджеров команд и идеях инженеров. Остаётся менее года прежде, чем новинки будут додуманы, внедрены, протестированы на полигонах, опробованы в гонке «Шёлковый путь» или на этапах Dakar Series и снова выйдут на старт «Дакара».