Гонки в долг. История российской команды Marussia

В конце мая этого года самый престижный гран-при «Формулы-1» уже второй год подряд выиграл Нико Росберг. Занявший второе место Льюис Хэмилтон остался недоволен напарником, а бронзовый призёр гонки Даниэль Риккардо светился от счастья — он в третий раз в жизни поднялся на подиум. Но где-то в глубине крошечного паддока была ещё одна команда, праздновавшая прошедшую гонку, словно чемпионский титул, — Жюль Бьянки финишировал девятым и принёс Marussia первые очки с момента прихода коллектива в «Формулу-1» в 2010-м. Это была высшая точка отечественных команд в чемпионате мира.

   
   

Пролог

В 2009 году в ответ на уход из «Формулы-1» трёх крупных автопроизводителей — BMW, Honda и Toyota — устроители чемпионата объявили набор новых команд. В их числе была известная по младшим сериям Manor. Первоначально она выступала как Virgin Racing — по имени титульного спонсора.

Тогда «Формуле-1» обещали радикальное снижение расходов, чтобы даже с мизерными бюджетами в $50–75 млн новички могли быть конкурентоспособными. Однако этого так и не произошло, и с точки зрения финансовых возможностей новички сразу оказались далеко позади. Ни у одной из трёх команд прежде не было опыта работы в «Формуле-1», им пришлось начинать с чистого листа, догоняя старожилов первенства.

Справка
Ричард Брэнсон – британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group. Брэнсон является одним из самых богатых жителей Великобритании, его состояние оценивается в $5 млрд. Брэнсон занимает 298-е место в списке самых богатых людей мира по версии Forbes. В общей сложности ему принадлежит более 400 активов, включая авиакомпанию Virgin Atlantic Airways, космический проект LauncherOne, а также студии Virgin Produced и Virgin Gaming.

С момента образования к команде Manor, помимо Virgin, в качестве спонсора присоединилась и Marussia. После двух безуспешных сезонов Ричарду Брэнсону надоела новая игрушка, и логотипы Virgin пропали с красно-чёрных автомобилей. В этот момент на первый план в команде вышла Marussia — теперь российский производитель спорткаров стал титульным спонсором, команду переименовали в Marussia, и с тех пор она выступала под российским флагом. Официальное переименование произошло ровно три года назад — 31 декабря 2011-го.

Уже в 2012 году на старте первого гран-при стояли две красно-чёрные машины MR01 — первая модель автомобиля Marussia Racing. Коллектив отказался от перспективных, но пока не зарекомендовавших себя технологий компьютерного моделирования и больше работал в аэродинамической трубе. Из-за задержек с разработкой автомобиля Marussia пропустила предсезонные тесты, а MR01 впервые появилась на публике уже на первых соревнованиях в Австралии.

Откровенно говоря, MR01 вышла не самой удачной машиной, однако Hispania оказалась позади, и Marussia немного подтянулась к Caterham. Тройке новичков оставалось лишь мечтать, чтобы когда-нибудь побороться с другими командами. До очков никто из них не добирался, и борьба между Caterham, Marrusia и Hispania шла только за десятое место Кубка конструкторов.

   
   

Начать заново

К концу 2012-го стало ясно, что существенного прогресса добиться не удалось, и Marussia начала всё заново. Полностью был обновлён состав пилотов — вместо Шарля Пика пришёл обеспеченный британскими спонсорами дебютант Макс Чилтон, а на роль лидера команды пригласили протеже Ferrari Жюля Бьянки, одного из лучших молодых французских гонщиков.

К новому сезону инженеры впервые подготовили электронную систему KERS, кратковременно повышавшую мощность двигателя. Вместе с этим было подписано техническое соглашение с McLaren, по которому Marussia получала право пользоваться продвинутой аэродинамической трубой и другими наработками британцев.

Жюль Бьянки на Гран-при Канады. Фото: www.globallookpress.com

MR02 стал своего рода прорывом — с первых же гонок Marussia поехала быстрее Caterham. Уже во второй гонке Жюль Бьянки финишировал тринадцатым, хотя об очках думать команде было ещё рано. С течением сезона в Caterham добились некоторого прогресса, и в конце сезона Marussia вновь была позади, однако результат Бьянки в Малайзии обеспечил десятое место по итогам сезона.

Успешный в целом сезон и плодотворное сотрудничество с Бьянки позволили заменить устаревшие двигатели Cosworth на более современное оборудование Ferrari. Помимо этого, «Скудерия» консультировала инженеров Marussia, а также регулярно устраивала для Бьянки тренировочные сессии на собственном симуляторе.

В 2014 год Marussia вступала полной надежд. Этот сезон ознаменовался революцией технического регламента, и каждой команде пришлось строить принципиально новые машины. В таких условиях у вчерашних неудачников появляется шанс — достаточно одной хорошей идеи. Именно так в лидеры чемпионата в своё время выходили Renault, Brawn и Red Bull. MR03 же была самой сложной и технически совершенной машиной, когда-либо построенной Marussia.

Правда, новые правила всегда несут с собой новые проблемы. Турбированные двигатели оказались существенно дороже атмосферных, больших финансовых затрат также потребовали «электронные тормоза» и другие новинки. Справиться с новым вызовом удалось не всем, а на первых зимних тестах ни один автомобиль не смог преодолеть дистанции гонки. Больше всех возникло проблем у Renault, но и моторы Ferrari регулярно выходили из строя.

Жюль Бьянки перед парадом пилотов в Монако. Фото: www.globallookpress.com

Пятый год в «Формуле-1»

Сезон 2014 года традиционно стартовал в Мельбурне. Слухи о подавляющем преимуществе Mercedes подтвердились: ни McLaren, ни Red Bull угнаться за лидерами не удалось. У Ferrari дела шли ещё хуже — теперь «Скудерия» с трудом боролась за подиумы, не то что за победы. Зато выстрелили в Williams, куда из Marussia перешёл опытный специалист Пэт Симмондс.

В стане Marussia не изменилось ничего. Команда по-прежнему была далека от борьбы за очки и боролась с Caterham да откатившимися назад Lotus и Sauber. Основной проблемой был двигатель. Если в Renault бросились навёрстывать упущенное и дорабатывать мотор, то в Ferrari сосредоточились на собственной команде, а клиенты — Marussia и Sauber — должны были обходиться своими силами. Marussia оказалась лучшей в «обойме» клиентов Ferrari, но в абсолютном исчислении это было место в конце стартовой решётки.

При этом машина была очень сложна в управлении и нестабильна. Если Бьянки за счёт природного таланта удавалось её «приручить», то Чилтону, у которого было меньше опыта, приходилось гораздо труднее.

Макс Чилтон во время зимних тестов в Бахрейне. Фото: www.globallookpress.com

Фактически, команда уже пятый год топталась на месте. Да, Manor/Virgin/Marussia стала лучшей среди новичков «урожая» 2010 года, однако пойти дальше сил так и не хватило. В апреле стало известно, что российская компания Marussia больше не имеет отношения к проекту, а Андрей Чеглаков ищет способы избавиться от актива. Теперь это вновь была та самая Manor под управлением Джона Бута и Грэма Лаудона, но уже без титульных спонсоров или поддержки Virgin или Marussia.

Над командой сгустились мрачные тучи, но никто не обращал на это внимания — сезон только начинался, все в «Формуле-1» интересовались лишь Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом, претендентами на чемпионское звание. До аутсайдеров никому не было дела.

Казино «Монако»

Гран-при Монако считается центральной гонкой «Формулы-1» по нескольким причинам. Во-первых, в княжестве собирается весь европейский бомонд, спонсоры устраивают специальные акции, а по боксам разгуливают сбившиеся в кучки знаменитости. Победителя награждает сам князь. Во-вторых, уличная трасса в Монте-Карло — узкий, извилистый, не прощающий ни малейших ошибок трек. На одном круге гонщик переключает передачи десятки раз, по несколько раз за круг меняет баланс тормозов. Трасса Монте-Карло включает в себя как самый медленный поворот чемпионата — шпильку «Гранд Отель» (менее 50 км/ч), так и самый быстрый — «Тоннель» (свыше 260 км/ч на апексе).

Иногда в Гран-при Монако не происходит ни одного обгона — настолько узкая здесь трасса. В другие годы соревнования превращаются в напряжённый триллер или боевик с десятком аварий.

В этом году события в гонке развивались относительно спокойно, но под конец началось самое интересное. Сначала Жюль Бьянки очень рискованным манёвром прошёл Камуи Кобаяси. «Он просто выдавил меня с трека», — жаловался затем японец. Вскоре Жюль отыграл позицию из-за штрафа другого пилота, поднялся ещё на одну строчку после отказа двигателя Боттаса. Под финиш Эстебан Гутьеррес разбил автомобиль в повороте «Раскасс», а в той самой шпильке, на скорости менее 50 км/ч, Кими Райкконен протаранил Кевина Магнуссена…

Жюль Бьянки добрался до финиша восьмым. К его результату добавили штрафные пять секунд, и француз откатился на девятую строчку, но всё же набрал очки. Это был настоящий триумф. В боксах Marussia праздновали шампанским и прикидывали призовые по итогам сезона — два очка выводили команду на девятое место Кубка конструкторов, за которое полагались солидные бонусы. Российский производитель спорткаров больше не поддерживал команду, но призовые помогли бы ей удержаться на плаву в 2015-м.

Жюль Бьянки на Гран-при Монако. Фото: www.globallookpress.com

Японская трагедия

Четырьмя месяцами позже «Формула-1» приехала в Японию, на 15-й этап чемпионата. За несколько дней до этапа к месту проведения соревнований начал приближаться тайфун «Фанфон». Синоптики утверждали, что трассу он не заденет, но климатические катаклизмы в виде штормового ветра и ливня могут обрушиться на трек в любой момент. За два часа до старта Чарли Уайтинг, гоночный директор «Формулы-1», готовил журналистов к отмене гран-при. Однако со временем тучи рассеялись, и гонка всё-таки началась.

Ливень вернулся за десять кругов до финиша. Из-за чёрных туч трассу почти не было видно, а на трассе образовались лужи. Организаторы гонки вывесили жёлтые флаги, нейтрализовав борьбу, но даже на медленной скорости удержать машину в таких условиях было чрезвычайно трудно. На 42-м круге в седьмом повороте с трассы вылетел Адриан Сутиль. Ничего серьёзного — гонщик выбрался из автомобиля, который уже начали эвакуировать трактором за пределы трека. Это стандартная процедура.

Через пару минут в этом же месте проезжал Жюль Бьянки. Он, как и Сутиль, задел колесом лужу, но, в отличие от немца, попытался стабилизировать машину обратным движением руля. Но это привело к тому, что в лужу француз приехал ещё двумя колёсами и неуправляемый автомобиль по прямой потащило мимо трассы. Бьянки отчаянно пытался сбросить скорость, но «электронные тормоза» отказали. Гонщик влетел прямо в трактор — удар пришёлся в голову. «Я не могу это описать, это был кошмар», — рассказывал стоявший в нескольких метрах от инцидента Сутиль.

Бьянки с тяжёлой черепно-мозговой травмой доставили в местный госпиталь. Гонщик был без сознания, его поместили в искусственную кому. Несколько дней о нём не было никаких известий, и лишь спустя несколько недель медики сообщили, что Жюля вывели из комы и он может дышать самостоятельно. Сейчас Бьянки находится во французском госпитале, три месяца спустя он по-прежнему не пришёл в себя и находится в тяжёлом состоянии.

Медики эвакуируют Бьянки из автомобиля после аварии в Японии. Фото: www.globallookpress.com

Лебединая песня в Сочи

Следующая гонка «Формулы-1» проходила в Сочи. В своё время Николай Фоменко заявил, что автоспортивный проект Marussia создаётся именно для Гран-при России. Праздника не вышло — команда приехала в Сочи с одним гонщиком. В честь Бьянки механики собрали в боксах его автомобиль, он стоял в полной боевой готовности в ожидании своего водителя. В гонке же Marussia в одиночку представлял Чилтон.

Впрочем, вся команда была явно деморализована, и ни о какой борьбе речи уже не шло. Все надеялись просто дотерпеть этот сезон и мысленно были уже в следующем году. Но тут подоспели очередные плохие новости — у команды не осталось денег. Последние недели Marussia жила лишь за счёт спонсоров Макса Чилтона и запасных пилотов, но теперь никто не хотел размещать свои логотипы на машине, на которой разбился Жюль Бьянки. Многие также вспомнили страшную аварию Марии де Вильоты, в которой она потеряла глаз, — пилотесса скончалась через год от осложнений после полученных травм.

На Гран-при США и Бразилии Marussia не поехала вовсе. Началась процедура банкротства, коллектив перешёл под внешнее управление. В середине декабря имущество Marussia начали распродавать с аукциона. Например, носовой обтекатель машины Макса Чилтона купили за $23 тысячи, гоночный комбинезон бывшего пилота Тимо Глока — за 700 фунтов стерлингов. Базу команды купил американец Джин Хаас, который придёт с собственной командой Haas Racing в 2016-м. Автомобили Marussia продаются по частям, так как двигатели Ferrari с них были возвращены «Скудерии».

Макс Чилтон на Гран-при России. Фото: www.globallookpress.com

Вырученных на аукционах денег явно не хватало, чтобы покрыть задолженность команды. Сотрудничество с другими коллективами стоило денег, в результате Marussia осталась должна McLaren $11 млн, а Ferrari — $26 млн. Помимо этого, задолженность Marussia компании Lloyds Banking Group составляет $20,5 млн.

На данный момент от команды осталось лишь одно слово — Manor. Под этим именем она фигурирует в заявочном листе «Формулы-1» на 2015 год, но у большинства специалистов большие сомнения в том, что эта команда когда-либо выйдет на старт. Правда, генеральный промоутер чемпионата Берни Экклстоун уже пообещал помочь коллективу, если тот найдёт хоть каких-то спонсоров.