Фанаты для фанатов: для чего футбольным болельщикам собственное посольство

«Фан-посольство» поможет болельщикам решить возникающие проблемы. Фото: Фан-посольство. © /

Готовясь к Чемпионату Европы по футболу 2016 года, который в июне – июле этого года пройдёт во Франции, мы наткнулись на организацию, которая называется «Фан-посольство». Из материалов официального сайта стало ясно, что это своего рода служба, находящаяся под эгидой Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), но созданная футбольными фанатами и работающая для футбольных фанатов, отправляющихся на крупный международный турнир.

   
   

Оказалось, что своё «Фан-посольство» есть и в России. Чтобы лучше понять, какими вопросами ведают наши «послы», мы обратились к сотрудникам «Фан-посольства», представительства которого есть в Санкт-Петербурге и в Москве. Рассказать о своём детище согласились две страстные любительницы футбола, две Елены — Еркина и Попова, из города на Неве и из столицы соответственно.

Елена Попова. Фото: Фан-посольство.

Степан Чаушьян, АиФ.ru: Для начала расскажите, что такое «Фан-посольство» и чем оно занимается?

Елена Еркина: «Фан-посольство» — это специальная информационная служба, предоставляющая консультационные и информационные услуги для поддержки болельщиков во время выездных матчей или международных турниров в другой стране.

Основной задачей «Фан-посольств» является предоставление точной, актуальной, надёжной и объективной информации по любым вопросам, представляющим интерес для болельщиков. «Фан-посольство» также предоставляет информацию, касающуюся таких важных тем, как международная фан-культура и альтернативные мероприятия в принимающем городе.

Елена Попова: «Фан-посольство» обеспечивает помощь и поддержку в случае экстренных ситуаций (физическое насилие, кража) и может быть посредником в конфликтных ситуациях. Наличие службы, которая предоставляет точную информацию и способствует созданию дружественной атмосферы среди болельщиков, может помочь в значительной степени уменьшить чувство опасности и изолированности среди болельщиков. Тем самым оно способствует снижению напряжённости, которая, в свою очередь, может породить насилие.

Елена Еркина (слева). Фото: Фан-посольство.

— Какие проблемы, возникающие у российских болельщиков, вы можете решить на месте?

   
   

Е. П.: Если говорить о проблемах, то прежде всего это касается нашей помощи в экстренных ситуациях, таких как кража. Обратившись в «Фан-посольство», болельщик может получить профессиональную и быструю помощь на русском языке. Например, сотрудник «Фан-посольства» сможет вызвать полицию и помочь с разъяснением ситуации, также при необходимости сопровождать пострадавшего в полицейский участок для дальнейшего разбирательства. Дело в том, что сотрудники «Фан-посольства» сохраняют тесные связи со всеми ключевыми учреждениями, которые обеспечивают безопасность, порядок и реагируют в экстренных ситуациях.

В распоряжении «Фан-посольств» должны быть контакты для связи с полицией, медицинскими службами, пожарной охраной, а также списки аптек, врачей и адвокатов, владеющих иностранным языком.

Е. Е.: Другая проблема может быть связана с потерей документов, например, заграничного паспорта. В этом случае «Фан-посольство» может оперативно обратиться в Посольство России, чтобы помочь решить возникшую проблему. В связи с такими ситуациями, как потеря паспорта, «Фан-посольство» тесно контактирует с Посольством России и находится на прямой связи.

— С какими самыми сложными проблемами вам уже приходилось сталкиваться? Как удалось выйти из ситуации?

Е. Е.: На Евро-2012 в Польше, во Вроцлаве, после матча чемпионата Россия – Чехия к нам обратился парень из Москвы. Он где-то потерял деньги и документы. Мы пришли в офис, связали его с российским консульством, полицией, дали ему денег, паёк и усадили на поезд до Гданьска. А там уже его ждали, чтобы передать необходимые документы. Фактически мы спасли человека из неприятной ситуации.

Е. П.: В Варшаве 12 июня в результате беспорядков до и после матча Россия – Польша на горячую линию «Фан-посольства» поступали звонки из России от родителей тех, кто находился в Польше, с просьбой выяснить местонахождение их родственников и помочь связаться, также от Посольства России в Польше для уточнения оперативной информации о пострадавших, которые находились в больнице, или о тех, кому требовалась оперативная помощь. Кроме того, звонили журналисты из различных СМИ со всех концов России для получения достоверной информации обо всех происходивших событиях в тот день. В результате сотрудники «Фан-посольства» смогли оперативно решить все поступающие вопросы и стали, по сути, координационным центром для российских болельщиков.

Как пройти к стадиону и как добраться до гостиницы - такие вопросы помогают решить в организации. Фото: Фан-посольство.

— Как в случае необходимости можно быстро обратиться в «Фан-посольство»? Есть ли какой-то общий телефонный номер на случай, если интернет в чужой стране на телефоне не работает, а беспроводной сети поблизости нет?

Е. П.: «Фан-посольство болельщиков России» имеет развитые каналы связи с болельщиками. Прежде всего, на протяжении всего турнира будет работать горячая линия 24/7. Позвонив по ней, болельщик сможет задать интересующие его вопросы, обратиться за помощью, получить консультацию. Телефон горячей линии предоставляется телекоммуникационной компанией — спонсором турнира. Номер телефона российского «Фан-посольства» будет известен к маю. Мы будет активно распространять номер горячей линии через СМИ, посредством социальных сетей и печатных изданий «Фан-посольства».

Е. Е.: Также для российского болельщика будут доступны такие средства для получения информации, как печатный фан-гид. В нём будет приведена полная информация обо всех городах турнира, обо всех национальных сборных, принимающих участие в Евро-2015. Фан-гиды содержат туристическую информацию от А до Я, дополненную интересными фактами и рассказами о командах-участницах и их болельщиках, а также о местной фан-культуре. Кроме того, российское «Фан-посольство» имеет свои регулярно обновляемые страницы в таких социальных сетях, как «ВКонтакте», Facebook, Twitter, и собственный канал на YouTube.

Работа идет каждый день. Фото: Фан-посольство

— Что представляет собой посольство в городе, где проходит матч?

Е. Е.: В каждом принимающем городе будут работать «Фан-посольства» стран-участниц турнира. Как правило, они располагаются на местах со свободным доступом, расположенных на центральных площадях, в оптимальной доступности до стадиона и основных мест сосредоточения болельщиков. Но идея «Фан-посольства» заключается именно в его мобильности, а именно — в сопровождении болельщиков к их местоположению в городе или за городом. Работники «Фан-посольства» всё время находятся рядом с болельщиками своей страны.

Благодаря этому, легче предотвратить потенциальные проблемы. Уже за день до начала матча и в сам матчевый день команда «Фан-посольства» предлагает свои услуги и консультации в местах с наибольшей концентрацией болельщиков сборной России. Для этого они устанавливают специальные стенды, часто с использованием микроавтобусов или пикапов. Внешне «Фан-посольство» чётко обозначено на своём национальном языке. Инфраструктура мобильного «Фан-посольства» представляет собой микроавтобус или автомобиль, который легко переместить и быстро установить, уличные столы и скамейки, зонтик от солнца, ноутбук. Наши сотрудники имеют специально подготовленную форму: футболки с логотипом и надписью «Фан-посольство России». Нас достаточно легко различить в толпе.

— Есть ли возможность с помощью посольства приобрести билеты? Может, вы будете выполнять какую-то посредническую функцию?

Е. П.: «Фан-посольства» не продают билеты, но должны иметь актуальную информацию от организаторов турнира о наличии билетов, ценах, местах и условиях продажи. «Фан-посольство» может вести неофициальный мониторинг ситуации на чёрном рынке, чтобы иметь возможность сообщить болельщикам о количестве доступных билетов и ценах на них. Необходимо предоставлять информацию о местных нормативно-правовых актах, регулирующих вопрос покупки билетов с рук, сохраняя при этом объективность и беспристрастность подачи информации.

— До чемпионата Европы остаётся более трёх месяцев. Чем сейчас занимаются сотрудники посольства? Организуются ли какие-то мероприятия? С каким вопросом и как фанаты могут сейчас обратиться к вам?

Е. Е.: Команда российского «Фан-посольства» активно готовится к предстоящему турниру. Приготовления касаются операционных вопросов планирования пребывания самой команды на турнире, а также самой сути реализации нашей работы с болельщиками. Мы готовим материалы для фан-гидов, ведём работу в социальных сетях, проводим опросы среди российских болельщиков для информирования оргкомитета турнира об особенностях приёма россиян. Помимо этого, «Фан-посольства» активно взаимодействуют со своими коллегами — болельщиками по группе, планируя совместные мероприятия: дружеские встречи и товарищеские игры.

Благодарные болельщики делают фото на память. Фото: Фан-посольство.

Е. П.: Также команда «Фан-посольства» России планирует свою работу на товарищеском матче Россия – Франция 29 марта 2016 года в Париже, после чего отправится на ознакомительные визиты в принимающие города, где наша сборная сыграет в группе. Уже сейчас болельщики могут писать нам по вопросам, которые могут возникать по географии принимающего города, наличию жилья, особенностям транспорта, по питанию и развлечениям, правилам поведения на стадионе. Также, если болельщики, планирующие поездку на Евро-2016, столкнулись с какими-то проблемами и им нужна помощь в посредничестве с принимающим городом, то мы с удовольствием придём на помощь. С нами легче всего связаться в нашей группе в социальных сетях (https://vk.com/super_futbol).

— Исходя из опыта, большой ли процент российских болельщиков знает о существовании такой полезной организации, как «Фан-посольство»?

Е. Е.: Сложно сказать в точном процентном выражении, сколько российских болельщиков воспользовались услугами «Фан-посольства», но исходя из полученной статистики по всем болельщикам после Чемпионата Европы – 2012, были получены следующие цифры: более 285 000 болельщиков воспользовались прямыми услугами «Фан-посольств», и более чем 450 000  болельщиков использовали цифровые средства информации «Фан-посольств» через сайт, Twitter, Facebook и электронную почту.

— Часто ли к вам обращаются за помощью?

Е. П.: Можно сказать, что довольно часто. Мы со своей стороны сами обращаемся к нашим болельщикам во время турнира, а именно — на улицах принимающих городов раздаём материалы, выходим на прямой контакт через диалог, чтобы они знали о нас и смогли обратиться в случае необходимости.

— По каким вопросам чаще всего в «Фан-посольство» обращались российские болельщики?

Е. Е.: Чаще всего возникают вопросы о том, как добраться до стадиона, есть ли возможность где-то приобрести билеты, где находится фан-зона и какие там проходят мероприятия, чем заняться и как провести время до матча, за сколько времени начинают пускать на стадион.

— Если я правильно понимаю, то работа в «Фан-посольстве» похожа на волонтёрскую. Есть ли возможность каким-либо образом устроиться работать в «Фан-посольство»? Какими умениями для этого необходимо обладать, под какие критерии должен подпадать успешный кандидат?

Е. П. «Фан-посольство» — это волонтёрский проект, который реализуется экспертами из среды футбольных болельщиков, а также социальными работниками. Работа сотрудника посольства не оплачивается и основывается на добровольном принципе.

Успешный кандидат должен иметь связь с болельщиками своей страны и пользоваться доверием с их стороны, иметь знания и глубокое понимание особенностей фан-культуры своей страны, способность находить общий язык и работать с разными группами, иметь ответственность перед другими сторонами, задействованными в работе «Фан-посольства», свободно владеть иностранным языком и, что самое главное, обладать сильной мотивацией и желанием помогать своим болельщикам.

— Есть ли у сотрудников «Фан-посольства» какие-то преференции? Это может быть оплата дороги, проживания, билеты на мероприятия и т. д.

Е. Е.: На Чемпионате Европы – 2012 проект «Фан-посольств», который является частью официальной программы социальной ответственности УЕФА, непосредственно финансировался УЕФА. При тех обстоятельствах членам команды были оплачены все операционные расходы, связанные с их пребыванием в Польше: дорога, проживание и суточные расходы. На сегодняшний день УЕФА пересмотрел систему финансирования проекта, с тем чтобы федерации футбола стран-участниц взяли на себя расходы команды «Фан-посольства» своей страны. Это связано с осознанием определённой ответственности со стороны федераций футбола перед своими болельщиками и c необходимостью активной интеграции работы «Фан-посольств» в систему работы федераций. Насколько нам известно, УЕФА настоятельно рекомендует федерациям-членам поддержать свои «Фан-посольства» и всячески содействовать их работе.

Е. П.: Также партнёрами «Фан-посольства» могут стать коммерческие организации, которые имеют определённую программу социальной ответственности бизнеса и не равнодушны к футболу. Что касается работы «Фан-посольства», то в условиях сегодняшних реалий им теперь самим приходится выстраивать отношения со своими партнёрами, искать спонсоров, чтобы проект в итоге состоялся.

— Наверное, самая проблемная группа — это так называемые «ультрас», футбольные хулиганы. Есть ли у вас связи с этой группой болельщиков? Как вы организуете работу с ними, если это вообще возможно?

Е. Е.: Мы работаем для всех болельщиков на конкретном мероприятии, таком как чемпионат Европы. Нашей задачей не является специальное выстраивание отношений, а скорее помощь широкому кругу болельщиков, которые к нам обращаются. Что касается проблемных групп болельщиков, то для работы с ними есть специальные службы безопасности и нашей страны, и государства, принимающего чемпионат. Со своей стороны, если кому-то из них понадобится помощь в рамках нашей компетенции, мы не откажем, так как должны находить общий язык с разными группами болельщиков.