Если честно, начиная вести этот «дневник» чемпионата мира по лёгкой атлетике, боялся, что, подводя итоги, придётся писать некролог, если не атлетам, то как минимум организаторам всего этого действа.
В итоге же в Москве, впервые с советского времени познакомившейся с лёгкой атлетикой на таком уровне, получилось вполне себе удобоваримое действо, ничем не уступающее «западным аналогам». Причём этот взгляд не какой-то однобокий. За время чемпионата, хоть и не специально, но пришлось побывать в трёх шкурах: журналиста, болельщика на трибунах и телеболельщика.
Единственное, чего не дано было испытать, — участь спортсменов. Но они, сколько мне ни приходилось с ними общаться на эту тему, на организацию не жаловались. Были какие-то частные претензии, но ведь и угодить всем просто невозможно. Системных сбоев атлеты не выявили — что-что, а принимать гостей мы умеем.
Учимся на ошибках
В принципе, по «дневнику», если очень того захотеть, можно проследить, как негатив первых дней, к которому я испытываю большую тягу, сменялся позитивом, вылившимся в почти всенародный праздник благодаря нашим спортсменам. Не умаляя их заслуг, отмечу, что и без общекомандной победы по золотым медалям организация чемпионата была бы оценена очень высоко.
Очень порадовало, что российская сторона наконец-то начала учиться на своих ошибках. Ещё похвальнее то, что это происходило не спустя несколько месяцев или лет, а прямо по ходу турнира. Мы осознали, что, если все вокруг стонут и ноют от чего-то, дело не в них, не в тех, кто ноет, дело в том, ЧТО им не нравится. А за это «что» как раз и отвечают организаторы.
Если жителям во время марафона невозможно пройти к своему жилью, это не их вина, это вина организаторов — поняли, решили. К концу чемпионата подобных вопросов не возникало.
Если трибуны не были битком в первые дни, то это не вина людей. И, как оказалось, никого за уши бесплатно на трибуны тянуть не надо было. В полупустых трибунах виноваты специалисты, ответственные за рекламу мероприятия. Ведь после того, как сводки с ЧМ-2013 стали регулярно появляться в новостях, народ с трибун было не выгнать. Билеты, которые зачастую стоили дороже, чем на популярный у нас футбол, покупались, а не раздавались. Люди приходили и болели. А на момент начала чемпионата многие даже не подозревали, что в Москве будет происходить событие мирового масштаба. Просто не знали.
Если в первые дни присутствовавшим на стадионе болельщикам вообще не было понятно, что происходит, кто где бежит и кто куда прыгает, то под конец мы научились пользоваться тремя огромными цветными табло «Лужников» правильно, выводить на них необходимую информацию, показывать повторы, крупные планы, результаты и стартовые протоколы, объявлять виды программы на весь стадион, в конце концов.
Побеждаем
На самом деле эти вещи абсолютно не связаны друг с другом, но, чем комфортнее делалось пребывание на соревнованиях, чем больше людей приходило на трибуны, тем лучше были результаты наших спортсменов.
Прогнозируемое безмедалье первых дней сменилось золотой лихорадкой дней последующих. Причём мы такого количества золота даже не ожидали. В свете напряжённого лета, которое благодаря Универсиаде выдалось у многих российских сборников, на домашнем чемпионате мира чиновники позволили себе мечтать лишь о пяти – шести медалях высшего достоинства, тогда как наши спортсмены завоевали семь золотых наград. А ведь могли взять и десять, и двенадцать, как США два года назад.
Семь неожиданных медалей и неожиданное первое место в общекомандном зачёте. Но удачей или, если хотите, везением этот успех назвать невозможно. Разве можно списать на случай победу Олимпийской чемпионки Светланы Лысенко в метании молота с рекордом чемпионатов мира? Или золото Александра Иванова, прошедшего саранскую школу, в ходьбе на 20 километров? Или триумф Лены Лашмановой на той же дистанции у девушек? А золото Светланы Школиной в прыжках в высоту? Мы ждали этого золота, только от Чичеровой — её подстраховали. А победа не привыкшего ещё к славе Александра Минькова в прыжках в длину? Да, это неожиданность, но не везение. Саша это доказал другими попытками — это не случайность. А победа в женской эстафете 4×400? Тоже не случайно: палочку никто не терял, никого из соперников не дисквалифицировали — всё, как говорится, «по чесноку». И, конечно, золото Елены Исинбаевой — вообще вне всяких сомнений.
Если бы нам ещё и везло, медалей было бы больше. Немного попутного ветра копьеметательнице Марии Абакумовой, более внимательные судьи в ходьбе на 50 километров у Михаила Рыжова или хотя бы присутствие здорового Кирдяпкина на этой дистанции, больше везения Марии Савиновой и Екатерине Коневой — было бы у нас как минимум 11 медалей высшего достоинства.
Естественно, то же самое справедливо и по отношению к другим сборным. Так что ни о каком везении и речи быть не может — труд, пот и кровь — вот залог успеха наших спортсменов. План они не только выполнили, но и перевыполнили.
Есть план
Вопросы остались лишь к составителям этого более чем скромного медального плана. Почему команда, которая два года назад взяла девять золотых, четыре серебряных и шесть бронзовых наград, у себя дома должна выступить настолько хуже?
Не берусь утверждать и выдавать свои выводы за правду в последней инстанции, но рассуждения привели меня к выводу, что чиновники на фоне мегауспешной Универсиады решили просто перестраховаться. В худшем случае наши спортсмены выполняли бы их план, в лучшем — перевыполняли, что они и сделали. И всё в полном порядке. И овцы целы, и волки сыты: никому финансирование не урезали, руководство страны и российского спорта довольно, болельщики ликуют, уровень патриотизма зашкаливает, спортсмены счастливы!
Вот только ещё раз повторю мысль последнего дня: обольщаться не надо. За всю историю чемпионатов мира золота у победителей меньше было лишь дважды. Первый раз — в 1997 году, когда США стали первыми в общем зачёте с шестью золотыми наградами. Россия тогда была девятой с одним золотом. Второй раз — в 2001 году, когда победу праздновала уже Россия — 5 золотых наград. Столько же было и у США, которым не хватило двух серебряных медалей по сравнению с нашими.
Вся эта история с медальными планами и общими зачётами, конечно, очень интересна и увлекательна, а зачастую и полезна для повышения уровня патриотизма раз в два – четыре года. Но это не имеет никакого отношения к спорту. Лёгкая атлетика — не командный вид спорта. Здесь между собой соревнуются не сборные, а атлеты. Общий зачёт — развлекуха для зрителей и ширма для чиновников. А поэтому я мечтаю, чтобы после этого чемпионата мира в памяти россиян отложились не цифры общей таблицы медального зачёта, а имена тех спортсменов, которые отдали всех себя, чтобы мы этими цифрами гордились:
- Золотые: Татьяна Лысенко, Александр Иванов, Елена Лашманова, Юлия Гущина, Татьяна Фирова, Ксения Рыжова, Антонина Кривошапка, Елена Исинбаева, Александр Миньков и Светлана Школина.
- Серебряные: Екатерина Конева, Мария Савинова, Михаил Рыжов и Анисия Кирдяпкина.
- Бронзовые: Дмитрий Тарабин, Мария Абакумова, Сергей Шубенков, Максим Дылдин, Лев Мосин, Сергей Петухов, Владимир Краснов и Анна Чичерова.
И, по традиции: Молодцы! Молодцы! Молодцы!!!