На днях Международный Союз Велосипедистов опубликовал очередной рейтинг UCI Europe Tour, согласно которому единственная континентальная российская команда «Итера-Катюша» третий месяц подряд продолжает удерживать лидерство среди всех европейских континентальных команд, при этом занимая рекордную 7-ю строчку в общем Европейском командном рейтинге.
Заслуженный тренер СССР, тренер сборной СССР по шоссе на Олимпиаде-1980 Николай Морозов рассказывает об источнике успехов «Итера-Катюша», о профессиональной команде «Катюша» и Общенациональном российском проекте развития велоспорта.
- Николай Григорьевич, во-первых, разрешите поздравить Вас с тем, что «Итера-Катюша» находится на первом месте в рейтинге континентальных команд. Это серьезное достижение.
- Наверное, еще рано принимать поздравления. Вот закончим мы сезон на высоте, на первом месте, тогда можно будет и поздравить. А пока, думаю, это еще лишь промежуточные результаты. Нам надо лидерство не только закрепить, но и удержать. А это – непросто.
- Тем не менее, «Итера-Катюша» уже третий месяц обладает статусом лучшей континентальной команды Европы. Ведь это не просто сиюминутный результат, за этим должна стоять большая работа…
- Когда в рамках Общероссийского велосипедного проекта в 2010 году появилась наша континентальная команда как ближайший резерв большой «Катюши», руководство - Игорь Макаров, президент Федерации велосипедного спорта России и глава компании «ИТЕРА», и Андрей Чмиль, президент «Катюши» - поставили перед нами несколько основных задач. Среди нихх главными были развитие и подготовка молодых и перспективных российских велогонщиков, обкатка их и в национальных соревнованиях, и на международном уровне. Мы не особо думали о том, какое место займем в рейтинге, а просто стремились к победам и добивались серьезных результатов. И это было самым важным.
Конечно, когда выиграв 20 гонок за первый сезон, мы финишировали на 4-м месте в рейтинге среди континентальных команд Европы, в нынешнем сезоне мы не могли занижать планку, и, естественно, должны были стремиться вверх. Но опять же, не ставя перед собой цель заработать очки для удержания позиций, а правильно выбирая пути подготовки, предварительные и основные соревнования, акцентируя внимание на важнейших стартах, таких как чемпионат России, чемпионаты Европы и мира, другие серьезные старты, где наши молодые ребята гоняются бок о бок с профессионалами.
Сейчас, когда мы по ходу сезона стали лидерами, конечно, хочется удержать эту позицию. И наше руководство объективно оценивая ситуацию, среди прочих, ставит перед нами и эту задачу. Но главное все же – это постоянное, не прекращающееся развитие.
- Вы сказали, что в прошлом году в рамках Общероссийского проекта развития велоспорта, первой частью которой стала профессиональная команда «Катюша», была создана и континентальная команда «Итера-Катюша». В этом году, насколько известно, к этим двум командам присоединились еще две молодежные. Вы занимаетесь и этими велогруппами?
- У нас большой проект. И с каждым годом он растет и развивается. Команде «Катюша», где выступают профессиональные гонщики, 3 года, нашей континентальной команде – 2, а молодежные команды до 23 лет и до 21 года проводят свой первый сезон. Возможно, в обозримом будущем в проекте появятся и новые направления. Ведь, чем больше будет команд, тем больше молодых ребят мы сможем просмотреть, подготовить к этому серьезному уровню, оценить и, в конце концов, вывести в профессиональный мир. В России есть гонщики, молодые ребята появляются каждый день, это я вам точно говорю. В трех командах «Итера-Катюша» у нас 37 молодых спортсменов, а за пределами проекта есть еще гонщики, которых можно и нужно будет привлечь в будущем. Конечно, если бы в России было несколько таких проектов, как наш, было бы гораздо проще и легче развивать велоспорт в стране. Но пока мы одни, других желающих серьезно инвестировать и работать – не видно.
Мнений, конечно, может быть много, но истина одна – сегодня в современном велосипедном спорте подготовить команду для выступления в чемпионатах мира и Олимпийских Играх можно только через профессиональные команды, через гонщиков, которые выступают в профессиональном календаре, в самых престижных мировых гонках. Ну и естественно, что такая профессиональная команда по всем мировым стандартам должна быть подкреплена резервом – континентальными и молодежными командами. Именно поэтому, наш проект пошел по такому пути. Другого и не существует.
- Результаты «Итера-Катюши» говорят сами за себя – у одной только континентальной команды за первую половину сезона 29 побед и 47 призовых мест, а еще есть успехи молодежных команд. Очевидно, что молодые российские спортсмены получают все необходимое для того, чтобы добиваться высоких результатов. Но кто работает с ними? Только вы?
- Нет, что вы. Один бы я не справился. Три команды – это очень большой коллектив. Мы же готовим не только спортсменов, но и тренеров. Причем, таких специалистов, которые понимают, что такое европейский, мировой велоспорт. Они получают международный опыт, напрямую соприкасаются с профессиональным спортом. Пока таких в нашей стране немного, но вот мы и стараемся это количество увеличить. Например, в континентальной команде работает молодой Алексей Щебелин, который растет на глазах. Возможно, ему еще рано быть спортивным директором профессионалов, но уверен, что через пару лет он дорастет до того, чтобы занять место в нашей профессиональной команде. А вот в молодежной команде до 23 лет работает совсем еще юный тренер Евгений Попов. Ему еще многому предстоит научиться, пока он работает с нашими, так называемыми андерами, набирается опыта: и через российские гонки, и через европейский календарь. Такая школа дает неоценимый практический опыт, который должен получить, как мне кажется, любой тренер, который хочет, как и спортсмены, добраться до профессионального уровня.
Так что, как видите, мы не только спортсменами занимаемся. Сейчас в нашей профессиональной команде «Катюша» два российских спортивных директора - Дмитрий Конышев и Геннадий Михайлов – это люди с богатым профессиональным опытом, знающие, что и как в профессиональном веломире. Дмитрий Конышев, по моему мнению, вообще очень быстро прогрессирует, очень серьезно занимается сборной командой, подготовкой профессиональных спортсменов в ракурсе их выступлений за национальную команду. Я уверен, что через несколько лет в «Катюше» смогут работать еще несколько российских специалистов, прошедшие школу молодежных и континентальных команд.
Ведь весь наш проект рассчитан на развитие – и спортсменов, и тренерского штаба, и технического персонала, и всей структуры. Знаете, легко, взяв лучшее, получить сиюминутный результат. Гораздо сложнее применить другой подход – путь долгого и кропотливого труда, медленно, но верно добиваться нужного результата. Мне кажется, он самый правильный.
- В начале этого сезона четверо ваших воспитанников, гонщиков континентальной команды «Итера-Катюша» подписали профессиональные контракты с командой «Катюша». Налицо – преемственность и образование некой вертикали, лестницы перехода от любительского до профессионального уровня. Как бы вы оценили успехи ребят в «Катюше», растут ли они, развиваются?
- Переход в профессионалы – дело нелегкое. И для того, чтобы выступать на таком уровне, да еще и добиваться результатов, нужна не только подготовка соответствующая, но и индивидуальные качества спортсменов.
Я доволен тем, как в «Катюше» раскрывается Саша Порсев. К сожалению, падение и травмы, полученные накануне «Тур де Франс», не позволили ему впервые попробовать свои силы на таком высочайшем уровне, но его время придет. Надо признать, что в «Итера-Катюша», на нашем континентальном уровне, получить большего он не мог, а вот в «Катюше» перед ним открылись новые горизонты и возможности. В первой половине сезона он по-настоящему стал расти. Я желаю Саше скорейшего выздоровления и возвращения в строй.
В целом, мне нравится, как прогрессирует Петр Игнатенко. В отличии от Порсева, который является спринтером, у Игнатенко более долгий путь, как многодневщика и как горного гонщика – тут нужен не только опыт, но и возраст, соответствующее физическое развитие. И то, и другое приходит со временем. В «Катюше» Игнатенко получает все, на мой взгляд, для поступательного развития, и я уверен, что скоро он продемонстрирует всем нам свои способности.
А еще я жду возвращения Тимофея Крицкого. Вся эта история с его травмой, переломом ноги, надолго выбила его из строя. Но сейчас, кажется, все позади. Мы работаем с Тимофеем в континентальной команде, обкатываем его на европейских гонках для того, чтобы он смог восстановить то, что упустил за последние два года. Уверен, что вернувшись в «Катюшу», Крицкий громко заявит о себе.
Если говорить о других молодых гонщиках, выступающих сейчас за «Катюшу», то конечно, нельзя не отметить заметный рост Дениса Галимзянова и Егора Силина, тем более, если сравнивать их с молодыми российскими гонщиками в других командах, например с Иваном Ровным, процесс развития которого как профессионального гонщика заметно отстает от того же Силина.
- Николай Григорьевич, вы – один из самых опытных и именитых тренеров в России. Через ваши руки прошли очень многие спортсмены, которые впоследствии добивались самых высоких результатов на профессиональном уровне. Поэтому хотелось бы узнать ваше мнение об итогах «Тур де Франс» для команды «Катюша». На ваш взгляд, российский состав на «Большой Петле» - это хорошо или плохо?
- Ну что значит, хорошо или плохо? Наверное, это просто правильно. И результаты у нашей команды были хорошими. А вы хотели, чтобы в этом году «Катюша» выиграла «Тур де Франс»?
- Наверное, в России все этого хотят.
- Тогда, придется немного подождать. Выступим раз таким составом, выступим два, глядишь, на третий раз сможем за что-то побороться. А в спорте по-другому не бывает. Сходу добиться успеха на «Туре», тем более мононациональной командой вряд ли возможно. Я не помню таких команд. В мире есть много профессиональных команд, делающих ставку на своих гонщиков, – голландский «Rabobank», бельгийская команда «Lotto», испанская «Illes Balears», которая сейчас, по-моему, называется «Movistar», французские коллективы – «Cofidis» или «Francaise des Jeux». Все они существуют много лет, но пока только мечтают о победе на «Тур де Франс», радуясь локальным успехам. А у «Катюши» третий сезон – надо серьезнее относиться к вопросу и не требовать невозможного. Все будет – но в свое время. Главное на данный момент это то, что у нас есть большая профессиональная команда, у которой уже есть определенный опыт и ряд успешных результатов. Все остальное, в том числе и громкие победы придет со временем.
- А нужны ли такие эксперименты? Может, лучше было бы пригласить в команду иностранных звезд, Альберто Контадора, например…
- Контадоров на всех не хватит. Это я вам точно говорю. Да и зачем нам берег турецкий? Есть в России гонщики. Да, они молодые пока, но мы оглянуться не успеем, как они начнут во весь голос заявлять о себе. А мне как человеку, проводящему с ними большую часть жизни, поверьте – голоса у них громкие. Иногда даже слишком.
Если серьезно говорить, то мне, как тренеру, долгое время проработавшему в шоссейном велоспорте, после «Тур де Франс» видны определенные результаты – то есть видна перспектива, видны сдвиги, виден фронт работы. Надо было пойти на такой рискованный шаг, даже если сейчас все вокруг его ругают, для того, чтобы получить неоценимый опыт. Наше руководство все правильно сделало. Теперь мы видим, что делать дальше, в какую сторону развиваться. А все разговоры – ни о чем.
- В заключение нашей беседы разрешите поблагодарить вас и пожелать «Итера-Катюша» остаться лучшей континентальной командой Европы и в конце сезона?
- Спасибо за пожелание. Мы будем стараться.
КСТАТИ:
Международный Союз Велосипедистов 27 июля опубликовал очередной рейтинг UCI Europe Tour, то есть Европейский велосипедный рейтинг.
Согласно данному рейтингу, единственная континентальная российская команда «Катюша» уже третий месяц продолжает удерживать лидерство среди всех континентальных команд Европы.
На счету «Итера-Катюша» 863 очка, что на 90 очков больше, чем у идущей на втором месте голландской команды «Rabobank Continental Team» из Голландии, и на 336 очков больше, чем у занимающей третью позицию «Loborika Favorite Team» из Хорватии.
На счету «Итера-Катюша» к данному моменту 51 призовое место в гонках UCI Europe Tour, из которых 20 – это победы.
Среди всех команд, участвующих в рейтинге UCI Europe Tour, (80 континентальных и 19 профессиональных команд Европы), «Итера-Катюша» удерживает за собой высокое 7-е место, оставив за спиной 12 профессиональных команд, такие как «Geox-TMC», «Farnese-Vini», «Colnago-CSF Inox», «CCC Polsat Polkowice», «Bretagne Schuller» и «Team Type 1».
По сути дела, «Итера-Катюша» в рейтинге опережают только 6 профессиональных команд, четыре из которых только что завершили свое выступление на «Тур де Франс».
Лидером общекомандного европейского рейтинга является профессиональная команда «Francaise des Jeux», на счету которой 1550,6 очка.
В индивидуальном рейтинге UCI Europe Tour по-прежнему лидирует Тома Воеклер из команды «Team Europcar», в течение 10 дней носивший желтую майку лидера «Большой Петли», который заработал 481 очко. Гонщик команды «Итера-Катюша» Никита Новиков находится на 32-м месте, набрав в сумме 166 очков. Вслед за ним, на 33-й строчке разместился другой гонщик «Итера-Катюша» Алексей Цатевич, который набрал 165 очков. Среди гонщиков континентальных команд в индивидуальном рейтинге UCI Europe Tour, Никита Новиков и Алексей Цатевич занимают 9-е место и 10-е места, соответственно.
В национальном рейтинге UCI Europe Tour Россия продолжает удерживать 5-е место, набрав в сумме 1250,07 очков (863 очка добыты гонщиками команды «Итера-Катюша»). Лидирует в национальном рейтинге Франция, у которой 2438 очков.
Смотрите также:
- Куда бегут кубинцы? Спортсмены отказываются возвращаться на родину →
- Но пасаран! Фаворитом Вуэльты стал гонщик «Катюши» →
- «Катюша» дает газу →