«Зенит» как символ футбольного кризиса России

Степан Чаушьян. © / АиФ

Первая стадия решения проблемы — признать её наличие. Мы уже готовы признать, что у нас в стране глубочайший футбольный кризис, но пока этого не сделали. Да, на каждом углу мы последними словами поносим наших «кривоногих» и «продажных», обвиняем «зажравшихся» и «престарелых». Но мы по-прежнему ждём как от сборной, так и от клубов побед на высоком уровне.

   
   

Покупаем седло

Вот и во вторник самый популярный, по официальной статистике, клуб страны, питерский «Зенит», считался фаворитом в матче четвёртого тура Лиги чемпионов против немецкого «Байера». И что? В итоге «Зенит» проиграл со счётом 1:2. Кержаков вновь не попал в ворота, не использовав два чистых выхода один на один с вратарём. Халк в очередной раз на протяжении всего матча передерживал мяч и постоянно утыкался в глухую оборону соперника. А Лодыгин... Новоиспечённый вратарь сборной России опять не спас. Андре Виллаш-Боаш, высокооплачиваемый португальский тренер, вместо того, чтобы принимать смелые решения по ходу матча, чтобы переломить ход игры, изображал не то свирепого льва, не то избалованного котёнка, пародируя характерные движения когтями.

Игрок «Зенита» Александр Анюков в матче 4-го тура группового этапа Лиги чемпионов между ФК «Зенит» (Россия, Санкт-Петербург) и ФК «Байер 04» (Германия, Леверкузен). Фото: РИА Новости / Игорь Руссак

Ведь надо учитывать, что играла объективно лучшая команда страны с пятой командой Германии, которую, кстати, даже у себя на родине многие считают выскочкой. «Зенит» вот уже на протяжении 12 матчей не знает поражений во внутреннем чемпионате — десять побед при всего двух ничьих. А матчи со всеми «грандами» уже сыграны.

Такой сильный в России и такой слабый в Европе «Зенит» позволил себе проиграть кипрскому АЕЛу, на своём поле сыграть в унылую трусливую ничью с кризисующим «Монако», идущим в слабеньком чемпионате Франции на седьмом месте, и дважды проиграть «Байеру».

В связи с этим вспоминается цитата из фильма «Счастливое число Слевина»: если тебя назвали лошадью один раз — ответь тем же. Если тебя назвали лошадью второй раз — ударь, так как слова не помогают. Ну а если тебя назвали лошадью в третий раз, то иди в лавку и покупай седло. Так же и с «Зенитом». Первое поражение от киприотов могло показаться недооценкой соперника. Ничья с «Монако» — досадной случайностью. Но после двух подряд поражений от не самой сильной команды Германии «Зениту» пора идти в магазин скобяных изделий за седлом. В Лиге чемпионов на них будут ездить.

Нам же всем пора понять, что Лига чемпионов — это лакмусовая бумажка для российского футбола. И если наши клубы проигрывают середнякам из европейских чемпионатов и не могут выиграть у откровенно слабых команд — это реальный уровень российского чемпионата, а не какой-то там всемирный заговор против российских клубов и не затянувшаяся чёрная полоса невезения. Пора признаться, что наш футбол находится в том месте, которым наши же клубы, да и национальная сборная, садятся в лужу раз за разом с завидным постоянством. 

Шоппинг вместо селекции

Но признание проблемы — это далеко не её решение. А с решением у нас наверняка возникнут огромные трудности. Согласитесь, сложно ещё что-то придумать, если проигрывает не затрапезный «Краснодар», а «Зенит», в составе которого играет один из лидеров сборной Бразилии, серебряный призёр чемпионата мира 2014 года, основные игроки сборной Бельгии, бывший футболист мадридского «Реала» и «Манчестер Сити», в нападении бегает бронзовый призёр чемпионата Европы 2008, а тренирует всю эту шайку победитель Лиги Европы и бывший наставник «Челси». Невольно возникает вопрос: что вам, блин, ещё надо, чтобы начать побеждать? Да хотя бы четвертьфинал Лиги чемпионов был бы уже относительным успехом. Но мы не можем добиться и этого.

   
   

Однако состав «Зенита» выглядит так красиво только на первый взгляд. «Газпром» пустил пыль в глаза, собрав в клубе отличных исполнителей. Обычно про такие команды говорят, что их мог бы тренировать и учитель физкультуры. По крайней мере, для российского чемпионата эта фраза к «Зениту» применительна. Но когда пыль, пущенная в глаза, начинает оседать, мы видим, что её подняла стая шопоголиков, носящихся по магазинам, как во время распродажи.

«Зенит» на протяжении последних лет старался скупать всё, что более или менее двигалось и соглашалось ехать в Россию, не думая о том, подойдут эти игроки друг другу, смогут ли они сплотиться в единый коллектив или нет. Да и действительно, кто станет слушать психолога с его страшилками, когда к нам готов приехать сам Халк!

В этом и заключается беда «Зенита» и во многом российского футбола — у нас практически полностью отсутствует культура поиска футболистов. Место вдумчивой селекции, благодаря которой живут успешные европейские клубы, у нас занял оголтелый шоппинг. Ситуация во время трансферного окна у большинства российских команд напоминает магазин дьюти-фри аэропорта «Шереметьево» за двадцать минут до начала посадки на рейс Москва — Хургада. Клубы носятся вдоль «полок», на которых расставлены футболисты, и хватают первое, что под руку попадётся, чтобы не дай Бог не опоздать. Это чистый шоппинг.

Как это происходит в Европе? Что такое селекция? В разных клубах по-разному. Такие команды, как мюнхенская «Бавария», обыгрывающая столичный ЦСКА, просто приходят в «элитный магазин», где всё гарантированно высшего качества, и по высокой цене выбирают футболистов на свой вкус, идеально подходящих. Они не мечутся, не кричат, не бросаются на первого попавшегося игрока. Такие команды, как «Байер», за покупками идут на условную «выставку», куда обычно приезжают молодые компании и предлагают свой товар. Но покупку «Байер», обыгрывающий питерский «Зенит», совершает только после целого ряда консультаций, дегустаций и серьёзного анализа «товара». Так в команде появляются Сон Хюн-Мини, Хаканы Чалханоглу и прочие Каримы Беллараби, заставляющие наших 40-миллионных Халков и Витселей поднимать ручки кверху. Это селекция.

Игрок «Байера 04» Хакан Чалханоглу в матче 4-го тура группового этапа Лиги чемпионов между ФК «Зенит» (Россия, Санкт-Петербург) и ФК «Байер 04» (Германия, Леверкузен). Фото: РИА Новости / Игорь Руссак

В это сложно поверить, но последним и единственным футболистом – не воспитанником клуба, на котором «Зенит» заработал больше 500 тысяч евро, был Мартин Шкртел, проданный в «Ливерпуль» в 2008 году. На остальных сине-бело-голубые либо теряли средства, либо зарабатывали по 100 и 200 тысяч — мизерный доход, который не покрывал даже зарплат этих игроков. Воспитанники команды, типа Денисова или Аршавина, не в счёт. Это не селекция, эта работа академии, которая в последние годы тоже оставляет желать лучшего.

Настоящей селекцией у нас занимаются только лишь клубы, которые не могут позволить себе бросаться десятками миллионов долларов, как это делает «Зенит». Поверьте, доберись и они до подобной «кормушки», политика подбора футболистов резко изменится.

Вот и получается, что беды российского футбола, как это ни банально, идут от государственного финансирования. Отсюда шоппинг вместо селекции. Отсюда отсутствие заинтересованности в развитии футболистов и, как следствие, деградация того же самого Халка. Отсюда и отсутствие результата при колоссальных затратах.

Футбол загнётся без господдержки в виде «Газпрома», РЖД, ВТБ и целого ряда регионов, вкачивающих деньги в «Уралы» и прочие «Крылья Советов» и «Алании»? Не стоит бояться. Свято место пусто не бывает. Футбол — это огромнейший рынок, место на котором тут же займут частные компании, мечтающие о такой возможности. Только они будут гораздо более мотивированы извлекать прибыть из футбола. И тогда мы увидим и селекцию, и результат, и даже поймём, что вопреки распространённому мнению, футбол в России может быть прибыльным.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции