Начнём с того, что на первом в истории страны настоящем Гран-при «Формулы-1» я присутствовал не как журналист, а как VIP-гость, которого посмотреть на «королевские» гонки пригласил производитель шин Pirelli. Для кого-то это стало возможностью насладиться фуа-гра под бокальчик изысканного шампанского. Я же воспользовался приглашением для того, чтобы поближе изучить повадки особей, представляющих высшие сословия нашего общества в естественной для них «среде обитания».
Квалификация в стиле VIP
Субботний день, на который были запланированы две гонки младших серий GP-2 и GP-3, мне предстояло провести на трибуне, которая называется «Паддок-Клуб» — это три этажа VIP-лож, расположенных над боксами, в которых стоят автомобили «Формулы-1». Простому смертному, чтобы попасть в такую ложу, пришлось бы отвалить организаторам Гран-при без малого 200 тысяч рублей. За эти деньги ты получаешь доступ в ложу на лучшие места напротив стартовой прямой, возможность посетить боксы команд и понаблюдать за работой механиков «Формулы-1», наслаждаться изысканными блюдами и алкогольными напитками в перерывах между гонками и даже во время них, а также возможность провести всё это время в обществе таких же, как и ты, «болельщиков», которые могут позволить себе заплатить две сотни тысяч рублей за место в этой ложе.
Многие же из посетителей «Паддок-Клуба» получили доступ в ложи не за деньги, а благодаря приглашению либо от своих зажиточных друзей, либо от компании, выкупившей ложу полностью. Это, кстати, стоило нескольких миллионов рублей. Поэтому с лучших мест на всей трассе за квалификацией и гонкой наблюдали успешные бизнесмены, их упакованные в шикарные платья от всемирно известных дизайнеров супруги и по больше части невоспитанные отпрыски. Первых больше интересовали разговоры о бизнесе внутри ложи, где не было слышно рёва моторов. Вторые всё больше налегали на бутерброды с икрой, исчезнувший с прилавков сыр с плесенью и изысканные вина и коньяки. За гонками наблюдали лишь третьи — дети, которым гонки ещё были интересны в силу возраста.
В те минуты, когда мужчины всё же решались выйти на трибуну и посмотреть, что же там происходит, следовали весьма показательные вопросы, типа, «а кто из них Даниил Квят?» — имя российского пилота на удивление знали все. Услышав в ответ, что здесь нет Квята — это гонка GP-2, господа удивлённо смотрели на ответившего и начинали настоящий расспрос о том, чем же эти гонки отличаются от «Формулы-1» и когда же наконец начнётся то, ради чего они сюда пришли. Спустя минут десять после начала квалификации, правда, потеряв всякий интерес к непонятным перемещениям в стартовом протоколе, бизнесмены возвращались в ложи, чтобы продолжить обсуждение падения спроса, роста евро по отношению к рублю и особенностей логистики в связи с закрытием границ России с Украиной.
Гонка на голодный желудок
На следующий день стартовала гонка, за которой я наблюдал уже из другого места — более доступного для простых смертных, но всё же считавшегося привилегированным — с центральной трибуны. Билеты на неё стоили 25 тысяч рублей за место — в пять раз дороже билетов, которые покупают настоящие фанаты «Формулы-1» — в зону свободного размещения за 5 тысяч рублей. Прямо над нами располагались три ложи VIP: Platinum, Gold и Silver. Попасть в них можно было за скромную плату от 50 до 100 тысяч рублей с человека. Здесь тоже были бутерброды с икрой, но уже с красной. Было шампанское, но уже не «Вдова Клико», а более привычное Martini Asti. Словом, всё было на уровне, но скромнее, чем в «Паддок-Клубе».
Для посетителей же центральной трибуны, таких как я, к услугам было весьма ограниченное количество буфетов в подтрибунном помещении с весьма ограниченным выбором продуктов. Как-то существование «истинных поклонников „Формулы-1“» скрашивали ларьки с блинами, пиццей и хот-догами. Еда не пользовалась такой популярностью, как продававшееся там пиво, которое, на удивление, разрешалось проносить на трибуны.
Также перед гонкой можно было закупиться в магазинах, где продавали атрибутику от официальных организаторов Гран-при и от команд. Обычная кепка здесь в день гонки стоила 3500 рублей, аляповатая футболка — от 4000 тысяч рублей, поло — от 6000 рублей, зонтик — от 4500 рублей, куртка — от 10 000 рублей. Даже две резиновых затычки в уши, беруши, обошлись бы в 500 рублей. Матрёшка от организаторов, весьма оригинальный сувенир, стоил от 3100 рублей — немного дороговато.
И несмотря на цены, всё это пользовалось огромной популярностью у людей, потративших на билет 25 000 рублей. Писком моды было оставить в таком магазине несколько десятков тысяч рублей и тут же отправиться в уборную, чтобы облачиться в «правильную» одежду. Под словом «правильная» многие подразумевали дикую смесь из кепки «Феррари», футболки «Мерседес» и рубашки команды «Маруся».
Но самое интересное началось, когда автомобили «Формулы-1» сорвались со старта. Первые десять кругов, пока отрывы ещё не достигли 20–30 секунд и не появились «круговые», трибуны сохраняли интерес к гонке. Но, как только непосвящённым стало совершенно не понятно, что происходит, особенно после череды пит-стопов, народ потянулся со своих мест. К 30-му кругу из 53-х я понял, что вокруг меня при изначально забитых трибунах осталось больше свободных кресел за 25 000 рублей каждое, чем занятых. Секрет пропажи «фанатов» «Формулы-1» раскрылся, когда мне потребовалось на минутку отлучиться в уборную. Все «пропавшие» стояли в огромной 20-минутной очереди за хот-догами в буфеты в подтрибунном помещении. Многие даже отправились в ларьки, которые находились в нескольких минутах ходьбы от трибун, за пивом. Так они и не увидели финиш гонки. Но он им, как оказалось, был и не нужен. Задача на гонку выполнена: кепка куплена, фотография на фоне трибун сделана, билет, которым можно хвастаться на работе и перед одноклассниками/одногруппниками, — в кармане.
Но ещё больший шок я испытал, когда вернулся на трибуну и бросил взгляд на «Паддок-Клуб», находившийся напротив главной трибуны. На выходе из него в ожидании специального шаттла, который должен увезти VIP-болельщика с трассы, столпилась толпа из нескольких десятков мужчин со своими жёнами. Это-то за 20 кругов до финиша. Напомню, что билет в «Паддок-Клуб» стоил по 200 тысяч за человека, а в ложе предлагали изысканные блюда и алкоголь — всё бесплатно.
Видимо, и у VIP-ов задачи не шли дальше покупки кепки и пары «селфи» на фоне ревущих своими турбо-моторами автомобилей. Разве что бизнесмены ещё успели провести деловые переговоры со своими партнёрами, пригласившими их на «Формулу-1», чтобы придать встрече статуса. Эдакий дорогой заменитель бани, которая была основным местом деловых встреч ещё 10–15 лет назад.
Всех этих желанных гостей ярмарки тщеславия под названием Гран-при России провожали стройные девушки-модели. Для того чтобы в Сочи всё было на мировом уровне, специально для Гран-при были отобраны 50 девушек-моделей с «параметрами тела не более 92-62-92» — так было указано в размещённом на сайте «Госзаказа» тексте. Возраст девушек должен укладываться в диапазон от 18 до 25 лет, рост — от 173 до 183 сантиметров. На это правительство Краснодарского края выделило из своего бюджета без малого 5 миллионов рублей. В эту сумму не входили расходы на расселение, питание и транспорт для 50-ти моделей, которые в красивых синих платьях держали таблички, стоя у спортивных автомобилей, встречали и провожали гостей «Паддок-Клуба» и продолжали работать на «мероприятиях» даже по окончании гонки. Их рабочий день официально начинался в 9:00, а заканчивался в районе полуночи.
Самое время, чтобы закрыть нашу первую в истории сверкающую яркими огнями, но не греющую душу ярмарку имени Берни Эклстоуна. Кстати, только за право проведения этого Гран-при вплоть до 2020 года Россия ежегодно будет тратить по 2 миллиарда рублей, или по 31 миллиону фунтов стерлингов, делая нашу гонку самой дорогой из всех 19-ти гонок в мировой серии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции