«Вернуть награду биомусора». Как на Украине встретили чемпионку Магучих

Российская спортсменка Мария Ласицкене и украинская спортсменка Ярослава Магучих обнимаются на фоне российского и украинского флагов на Олимпиаде в Токио, 08.07.2021 г. © / Reuters

На Украину рейсами из Токио возвращаются спортсмены олимпийской сборной страны. И им приходиться держать ответ и оправдываться за свое недостаточно «патриотичное» поведение.

   
   

Асфальт в награду за медаль

158 украинских спортсменов на Играх в Токио принимали участие в 25 видах спорта. На их счету 1 золотая, 6 серебряных и 12 бронзовых наград.

Данный результат можно оценивать по-разному. Например, в Рио у украинцев было всего 11 медалей, и по сравнению с этим наблюдается очевидное улучшение.

С другой стороны, впервые в своей истории сборная Украины на летних Играх завоевала только одну золотую медаль. Самой успешной была Олимпиада-1996 в Атланте, когда украинцы завоевали сразу 9 золотых медалей, добравшись до высокого 9-го места в неофициальном командном зачете. Сейчас же Украина осталась на самом худшем для себя 36-м месте.

В течение Олимпиады сами спортсмены не раз говорили о том, что является главной проблемой.

Украинский стрелок Павел Коростылев в интервью изданию «Суспільне спорт» рассказал, в каких условиях шла подготовка: «У нас в Украине что? Уже все. Один тир, который был, сгорел, и больше ничего нет... Во Львове был тир олимпийской подготовки. Там были все тиры: открытые, закрытые, с тремя-четырьмя дистанциями. А я сейчас во Львове, значит, 10 метров тренирую в одном месте, потом еду на „Динамо“ через весь город на 25 метров».

Бронзовый призер Олимпиады в стрельбе Олег Омельчук в беседе с украинским изданием «Страна» вторит коллеге: «Не строят нам спортивные тиры, хотя должны это делать, чтобы у нас были условия для тренировок. Мы часто проводим сборы во Вроцлаве. Хотелось бы у себя дома тоже проводить сборы, чтобы и у нас была своя база и к нам приезжали спортсмены из других стран. К Олимпиаде готовились во Вроцлаве. Раньше во Львове готовились, но там тир сгорел два года назад и пока его не восстановили».

   
   

Омельчук, вернувшись домой в Ровно, в качестве награды попросил... заасфальтировать улицу, на которой живет. Прямо весь участок длиной аж в 80 метров. Ровенские власти пошли навстречу и пообещали решить проблему оперативно.

«Посчитали, что не нужен тренер для шеста»

Прыгун на батуте Николай Просторов в беседе с «Суспільне спорт» также говорит о том, что тренироваться дома очень сложно: «Ничего не изменилось. Наверное, эта тема остается болезненной в нашем виде спорта. По всем вопросам необходимо обращаться к руководителям нашего вида спорта — к главному и ведущему тренерам сборной, к другим лицам, которые этим занимаются... Однако, к сожалению, прыжки на батуте это не тот вид спорта, что можно, условно, на полу бороться, таскать гантели. Это так не сработает».

Украинская прыгунья с шестом Мария Килипко, занявшая 5-е место, в интервью чуть не плакала: «Почему здесь нет моего личного тренера? Я до сих пор ни от кого не услышала ответа. Я просила, говорила, что мне нужен тренер! Посчитали, что не нужен тренер для шеста. Я не понимаю, почему так происходит в нашей стране. По каким критериям это делается. Я просила, три раза слезно просила, что мне нужен тренер, возьмите».

Украину, в отличие от России, никто санкциями в спорте не обкладывал. Тем не менее положение атлетов бедственное, и никто его менять к лучшему не собирается.

На этом фоне каждая завоеванная награда — настоящий подвиг. Вот только героям Игр дома приходится сталкиваться с претензиями на тему «недостаточной политической бдительности».

«Спорт — политическая категория»

Главной пострадавшей стала 19-летняя прыгунья Ярослава Магучих, которую в течение нескольких дней строго порицают за фото с россиянкой Марией Ласицкене. Дальше всех пошла экс-депутат Верховной Рады Ирина Фарион, в эфире телеканала НТА заявившая: «Спорт, как и религия, как любая другая сфера жизнедеятельности, — политическая категория. И то, что сделала эта спортсменка — она ​​на весь мир заявила, что мы один народ, подтвердила тезис Путина. Я бы вернула награду этого биологического мусора назад. Потому что, как говорил великий Аристотель, „если ты не уважаешь родителей своих, то ничего не доказывай, просто карай“».

Разумеется, нашлись и те, кто встал на защиту Ярославы Магучих. Но общая тональность защитников тоже весьма специфическая — предлагают простить девушку ввиду того, что она не поняла серьезность момента в силу молодости и наивности.

Никто не собирается ставить на место госпожу Фарион, никто не собирается отказываться от агрессивной риторики. Да и о каком отказе может идти речь, если сам президент Украины Владимир Зеленский предлагает покидать страну тем, кто не разделяет сегодняшний политический курс?

Половина сборной Украины — русскоязычные выходцы из восточных и южных регионов страны. Спортсмены, защищающие честь страны, отказывающей им в языковом равенстве. Но и этого мало — политические функционеры зорко следят за тем, чтобы атлет под украинским флагом не позволил себе лишнего рукопожатия, а тем более объятий с россиянином.

И в итоге спортсмен, сумевший в максимально неблагоприятных условиях выиграть для Украины медаль, по возвращении обязан каяться за свое поведение, как провинившийся школьник.

Пусть выступают Фарион и Зеленский

Нахождение в украинском спорте все чаще становится похоже на сделку с собственной совестью. Украинский футбол в этом плане ушел далеко вперед — теперь на майки абсолютно всех украинских профессиональных команд нанесен лозунг «Слава Украине! Героям слава!» Таким образом, вступая в чемпионат Украины, любой игрок де-факто приобщается к культу украинских коллаборационистов. И тут уже приходится выбирать между футболом и совестью. Судя по отсутствию громких демаршей, украинские мастера мяча стремительно освобождаются от того, что один австрийский художник именовал химерой.

19-летняя Ярослава Магучих — девушка с колоссальным талантом, и есть огромное количество стран, которые примут талантливую спортсменку с распростертыми объятиями и создадут нормальные условия для тренировок. И вряд ли ее смогут заменить экс-депутат Ирина Фарион или языковой омбудсмен Тарас Креминь, хорошо разбирающиеся в правильном политическом поведении и любви к Украине.