В бесконечном сериале о «российском допинге» произошел сюжетный поворот, который еще месяц назад казался совершенно невероятным.
9 голосов из 12
20 сентября 2018 года на заседании исполкома Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) на Сейшельских островах большинством голосов было принято решение о полном восстановлении в правах Российского антидопингового агентства (РУСАДА).
За данное решение проголосовали 9 из 12 членов исполкома. Два члена исполкома высказались против, один воздержался.
Решение о восстановлении РУСАДА в правах подтвердил глава Всемирного антидопингового агентства Крейг Риди.
Созданное в 2008 году Российское антидопинговое агентство было лишено всех прав осенью 2015 года. Тогда независимая комиссия ВАДА опубликовала отчёт, в котором обвинила РУСАДА в массированном и систематическом сокрытии применения допинга российскими спортсменами.
В отчёте говорилось, что РУСАДА заранее предупреждало спортсменов о тестах на допинг и скрывало случаи непрохождения атлетами обследований. РУСАДА также допускало отстранённых спортсменов к участию в соревнованиях до истечения срока запрета.
Что дает нынешнее решение?
Отстранение РУСАДА означало, что Россия не имеет права проверять допинг-пробы собственных спортсменов, а также иностранцев, участвующих в соревнованиях на территории РФ. Эти полномочия были делегированы лабораториям других стран под общим руководством Британского антидопингового агентства (UKADA).
Отстранение РУСАДА было лишь одной из санкций в этой долгой истории. Однако восстановление в правах национальной антидопинговой лаборатории стало пунктом, без осуществления которого ряд международных организаций отказывались восстанавливать Россию в своих рядах. В первую очередь речь идет о Международном паралимпийском комитете и Международной федерации легкой атлетики.
Сегодняшнее решение теоретически снимает главный барьер на пути полного восстановления в правах наших легкоатлетов и паралимпийцев.
Кроме того, признание РУСАДА со стороны ВАДА снова позволяет России претендовать на проведение на своей территории крупнейших международных соревнований. Ранее международным федерациям рекомендовалось отклонять российские заявки.
Два проблемных пункта
ВАДА разработало так называемую «дорожную карту», выполнение пунктов которой должно было позволить РУСАДА восстановиться в правах. Большинство этих пунктов были выполнены, за исключением двух: признание Россией выводов «доклада Макларена» и передача ВАДА оригинала электронной базы данных (LIMS) из Московской антидопинговой лаборатории, а также доступ к самим пробам.
В первом случае Россия категорически отказывалась признавать существование в стране «государственной системы поддержки допинга». Передача же базы данных была невозможна из-за того, что она была арестована правоохранительными органами в рамках расследования «дела Родченкова».
В течение нескольких месяцев ситуация казалась тупиковой. Однако за кулисами, как выяснилось недавно, шла оживленная переписка между ВАДА и российскими спортивными чиновниками.
Стороны искали компромиссный вариант. Надо сказать, что с обеих сторон у этой линии было немало противников, но она в конечном счете возобладала.
На чем же сошлись?
Россия признает вину, но частично, и открывает доступ к пробам, но под контролем СКР.
Россия признала выводы доклада не комиссии Макларена, а работавшей под эгидой МОК комиссии Шмида. Разница в том, что Шмид, в отличие от Макларена, обнаружил не государственную систему поддержки допинга, а лишь причастность ряда высокопоставленных чиновников к допинговым историям.
Также ВАДА получит базу данных Московской антидопинговой лаборатории. Доступ к самим допинг-пробам получит независимый эксперт под контролем Следственного комитета России.
ВАДА при принятии нынешнего решения особо заострило на этом внимание. Оригинал базы данных должен быть передан до конца 2018 года, а затем эксперт оперативно должен получить интересующие его пробы.
Почему к базе данных приковано такое внимание? Дело в том, что она — это, так сказать, последний козырь небезызвестного Григория Родченкова. По его свидетельству, в ней таятся сведения о многочисленных нарушениях российских спортсменов, совершенных в прошлые годы.
Известно, что копия базы есть в распоряжении ВАДА. Считается, что руку к этому приложил все тот же Родченков, который заполучил ее благодаря своим старым связям в России.
Еще в декабре 2017 года проходила информация о том, что в базе могут содержаться сведения о 300 российских спортсменах, сдававших положительные пробы.
Возможно, что некоторые из последних по времени случаев отстранения россиян и лишения их наград связаны как раз с данными из этой базы.
Однако стопроцентного доверия к этим данным нет. Не только в России, но и в ВАДА знают, что собой представляет Григорий Родченков. Версия о том, что он мог сфабриковать данные о положительных допинг-пробах, имеет право на существование.
Доступ к оригинальной базе и самим допинг-пробам должен снять все вопросы.
Пожертвовать прошлым ради будущего
Может возникнуть вопрос: а вдруг там действительно есть информация о положительных допинг-пробах?
Тогда мы потеряем еще некоторое количество медалей с соревнований прошлых лет, а ряд известных спортсменов будут дисквалифицированы.
Многие из них уже завершили карьеру, а другая часть, видимо, завершит ее в ближайшем времени.
Тем, кто ранее попал под обвинения в употреблении допинга и не смог оправдаться в Спортивном арбитражном суде, придется смириться. Тем, кого обвинят после ознакомления с базой Московской лаборатории, придется смириться или бороться в одиночку.
Российские спортивные власти, идя на компромисс с ВАДА, фактически перечеркивают прошлое ради возможности для нового поколения спортсменов выступать на международных аренах под флагом России и без каких-либо ограничений.
Назвать это победой не поворачивается язык. В ходе этой затянувшейся войны были разрушены судьбы десятков российских спортсменов, как действительно виновных, так и совершенно «чистых», таких, как олимпийская чемпионка Елена Исинбаева.
Нет гарантии, что наши «доброжелатели» не будут вновь пытаться раздуть истории о «российском допинге».
Но надо признать, что в мировом спорте немало и тех, кто устал от этой мыльной оперы и хочет ее скорейшего завершения. Наверное, благодаря им и было принято нынешнее решение.