Вероятность того, что Олимпийские игры в их современном виде в недалеком будущем прекратят свое существование, растет. Некогда прочный олимпийский дом сейчас поджигают сразу с нескольких углов, и есть основания думать, что последствия будут необратимыми.
«Призрачные» Игры в Токио
История с экзекуцией в отношении одной из ведущих спортивных стран мира — Россией — стала уроком для многих. Когда державу, являющуюся постоянным членом Совета безопасности ООН, лишают гимна и флага, поражают в правах ее спортсменов, представители государств рангом поменьше задаются резонным вопросом: как же в таком случае могут поступить с нами?
Пандемия коронавируса, заставившая перенести Олимпиаду-2020 на год, по-прежнему оказывает влияние на спортивный мир. Уже известно, что в Токио не смогут приехать иностранные болельщики. Да и сами спортивные делегации ожидают жесткие ограничения. В общем, если в итоге Игры и состоятся, то традиционного праздника спорта явно не получится. Не говоря уже о финансовых потерях организаторов, которые нет шансов компенсировать.
Остается вариант, при котором в Токио Международный олимпийский комитет не досчитается целого ряда стран, которые не уверены в безопасности своих спортсменов. Причем опасения относительно угрозы COVID-19 беспочвенными никак не назовешь. Первопроходцами стали представители КНДР — как сообщают западные СМИ, в Пхеньяне принято решение свою делегацию в Японию не отправлять.
Нехватку зрителей и спортсменов могут компенсировать политические скандалы — США и другие западные страны добиваются от МОК фактической отмены 50-й статьи Олимпийской хартии, запрещающей выражение политической и общественной позиции в ходе соревнований и официальных церемоний. Представители Соединенных Штатов готовятся проводить акции в поддержку чернокожих, трансгендеров и других угнетенных групп.
Если МОК поддастся давлению представителей США в этом вопросе, то дальше нас ожидает лавинообразный эффект — политические манифестации в ходе состязаний станут обычным делом.
«Один из вопросов, который стоит на повестке дня»
Еще не состоялись многострадальные Игры в Токио, как тучи начали сгущаться над зимней Олимпиадой-2022 в Пекине.
Официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс, отвечая на вопрос, обсуждает ли Вашингтон со своими союзниками идею бойкота Игр, заявил, согласно «Интерфаксу»: «Это то, что мы, безусловно, хотели бы обсудить, и, безусловно, мы понимаем, что скоординированный подход будет отвечать не только нашим интересам, но и интересам наших союзников и партнеров. Так что это — один из вопросов, который стоит на повестке дня как сейчас, так и в будущем».
Заявление получилось настолько резким, что анонимный представитель Госдепа в беседе с изданием Politico поспешил сделать шаг назад: «Наша позиция по Олимпийским играм 2022 года не изменилась. Мы не обсуждали и не обсуждаем вопрос о каком-то совместном бойкоте с союзниками и партнерами... Как заявлял Госдепартамент, мы регулярно обсуждаем общие проблемы в отношении КНР с нашими союзниками и партнерами. Мы это продолжим, сознавая, что общий подход всегда будет отвечать нашим интересам».
«Китай накажет»
Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь в ответ заявил, что его страна осуждает политизацию спорта, противоречащую духу Олимпийской хартии и наносящую вред интересам атлетов всех стран.
«Насколько мне известно, представитель госдепартамента уже пояснил соответствующие комментарии: в заявлениях американской стороны не звучало идей о бойкоте зимних Олимпийских игр в Пекине», — приводит РИА Новости слова китайского дипломата.
CNBC, в свою очередь, приводит мнение экспертов Евразийской группы: «Китай накажет страны, которые станут бойкотировать Игры, с помощью политических санкций и ответных действий в торговле; но в случае бойкота спортсменов строгость будет гораздо выше. Если какая-то компания не бойкотирует Игры, она рискует получить ущерб для своей репутации от потребителей на Западе. Но если бойкотирует, она рискует оказаться за границами китайского рынка».
«Нам надо сесть и подумать всей командой»
Право на проведение Олимпиады-2022 Пекин получил в 2015 году. Тема возможного бойкота Игр в связи с нарушением прав человека в КНР, в частности с притеснениями мусульман в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, озвучивается на протяжении всех последних лет, но особенно активно — с осени 2020 года.
Тогда более 160 организаций по защите прав человека отправили письмо в МОК с призывом перенести Олимпиаду-2022 из Пекина. Затем зазвучали слова политиков — как правило, речь шла о парламентариях тех или иных стран, требовавших покарать Китай.
Однако об официальной позиции государств и, главное, НОК различных стран речь пока не шла.
Голоса в поддержку бойкота Игр звучат и в Норвегии, и на них вынужден реагировать даже лидер национальной сборной по лыжным гонкам Йоханнес Клебо. В беседе с NRK он заявил: «Обсуждение этого будет развиваться по мере приближения Олимпиады, и нам нужно будет занять определённую позицию. Я думаю, нам надо сесть и подумать всей командой, подключить тренеров и персонал. В одиночку ничего не сделать, мы должны действовать как команда. Мы обдумаем это в ближайшие месяцы».
Большой кризис 1980-х
Институт бойкота на Олимпиадах существовал практически с самого начала существования Игр современности, но своего пика он достиг в 1980-х.
С подачи президента США Джимми Картера под предлогом «советского вторжения в Афганистан» летнюю Олимпиаду-1980 в Москве бойкотировали спортсмены из 64 государств мира. Представители 15 стран, включая Великобританию, Францию, Италию, Швейцарию, Испанию, Бельгию, Австралию, выступали не под национальным, а под олимпийским флагом.
Ситуация стала настолько сложной, что американский медиамагнат Тед Тернер предложил альтернативу Олимпиадам — Игры доброй воли. Впервые они были проведены в 1986 году.
Глава МОК Хуан Антонио Самаранч, понимая, что олимпийское движение находится на грани краха, сумел добиться введения жестких санкций за пропуск Игр по политическим мотивам — теперь страна, идущая на такой шаг, может быть отстранена от Олимпиад на 8 лет.
«Дубина Самаранча» стала одним из факторов, благодаря которым удалось избежать бойкота летней Олимпиады-2008 в Пекине и зимних Игр-2014 в Сочи. И в том, и другом случае политики ратовали за демарш, но в конечном счете дело до него не доходило.
Что мог Самаранч, то не под силу Баху
Нынешний глава Международного олимпийского комитета Томас Бах выступает категорически против возвращения к практике 1980-х годов: «Бойкот Москвы-1980 ничего не достиг. И это признано всеми основными фигурами того времени в ФРГ. Спустя пару месяцев после Игр в общении со мной они признавались, что совершили ошибку, находясь под давлением канцлера Гельмута Шмидта, который выступал за бойкот. Но даже он в 2008 году признал эту ошибку. Посмотрите на факты: советская армия, чье вторжение в Афганистан было причиной бойкота, осталась там более чем на девять лет. Спортсмены многих стран стали жертвами не только того бойкота в 1980-м, но и ответного, в 1984-м, который был местью соцлагеря. Два поколения спортсменов лишены олимпийской мечты — оказалось, что они годами готовились к... ничему».
Но если во времена Самаранча МОК мог уверенно проводить независимую политику, то сейчас ситуация гораздо сложнее. Его функционеры находятся под постоянным давлением, их обвиняют в потакании диктаторским режимам, а Всемирное антидопинговое агентство (WADA) пытается перетянуть себе право на ключевые решение, касающиеся дальнейшей судьбы мирового спорта.
В последние годы стали очевидными попытки западных политиков установить контроль над управлением ключевыми мировыми спортивными структурами, поскольку это дает прекрасный инструмент для давления на страны, образно говоря, идущие не в ногу.
Экзекуция, которой была подвергнута Россия, многих на Западе разочаровала — там хотели полного отстранения нашей страны от мирового спорта и ее изоляции. Поэтому несчастный Томас Бах и другие функционеры МОК постоянно вынуждены отбиваться от обвинений в «потакании Кремлю». Не исключено, что в ближайшем будущем Баха сменит фигура, которая будет прислушиваться к голосам политиков. И тогда политические санкции в спорте станут обычным делом.
Олимпиад не станет вовсе?
Общее ухудшение международной обстановки давит на спорт. И это значительно повышает вероятность того, что политический бойкот Пекина-2022 станет реальностью.
Как и в 1980-х годах, спортсмены оказываются заложниками чужих решений. Им остается только верить в то, что здравый смысл возьмет верх.
Сегодняшний Китай — это не та страна, которая позволит безнаказанно над собой издеваться. Бойкот Олимпиады или, того хуже, ее срыв по политическим мотивам неизбежно повлечет за собой ответные меры. И это почти наверняка будет означать, что Игры в их современном виде прекратят свое существование. Что придет им на смену? Возможно, некая альтернатива, из управленческих структур исчезнут страны, заигравшиеся в политику. А может быть, Олимпиад не будет и вовсе — ведь существовал же мир многие столетия без них.
Хотя, конечно, это самый печальный сценарий из всех возможных.