Фальшивые ноты Баха. МОК отстранил ОКР за новые регионы

Президент Международного олимпийского комитета Томас Бах выступает на заседании Исполнительного совета перед 141-й сессией МОК в Мумбаи, Индия. © / Reuters

Отношения Международного олимпийского комитета и России все ближе к «абсолютному нулю». На сегодняшний день ни о каких компромиссах речи быть не может.

   
   

«До дальнейшего уведомления»

Накануне Международный олимпийский комитет объявил об отстранении Олимпийского комитета России «до дальнейшего уведомления».

Поводом стало включение в состав ОКР олимпийских советов Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Херсонской и Запорожской областей, в чем МОК усмотрел нарушение Олимпийской хартии.

Решение о включении комитетов новых регионов в состав ОКР было оглашено в начале октября, и оно, очевидно, не было скоропалительным. Просто российские спортивные функционеры посчитали, что дальнейшие уступки Томасу Баху не имеют смысла.

Каждый пошел своей дорогой — ОКР исполнил Конституцию РФ, согласно которой речь идет о российских регионах, а МОК продолжил настаивать на том, что «це Украина», что формально действительно является нарушением Олимпийской хартии.

Это было неизбежно

Что касается страшных заявлений о том, что ОКР теперь «не может исполнять функции», то они совершенно ничего не значат. Каким-то образом приостановить деятельность ОКР на территории России Томасу Баху не под силу, а за ее пределами с весны 2022 года мы и так полностью ограничены — как раз таки из-за политических санкций, никакой Олимпийской хартией не предусмотренных.

Но почему только сейчас в России, что называется, стали сжигать мосты? Почти полтора года наши функционеры говорили о необходимости неких компромиссов, и вдруг...

   
   

Не вдруг. Бах сделал сразу несколько шагов, после которых стало ясно, что в настоящее время говорить с ним не о чем.

Шаг первый. «Нейтральный статус» по Баху

Напомним, с осени 2022 года глава МОК рассуждал о необходимости возвращения россиян. С начала 2023 года шли разговоры о выработке критериев данного возвращения. Появились они только в марте и явно оказались совершенно не такими, как ожидали в России.

Вместо просто нейтрального статуса — отказ в допуске спортсменов ЦСКА и «Динамо», требования отсутствия поддержки СВО в любой форме. А еще — запрет на выступления в командных дисциплинах.

Последнее вообще не поддавалось никакой логике — почему спортсмены, прошедшие по остальным критериям, не могут выступать вместе? Потому что.

Как ни крути, но «правила Баха» были восприняты у нас как унизительные.

Шаг второй. История с Харлан и Смирновой

Тем не менее в нейтральном статусе по Баху россияне стали выезжать на международные турниры. И на чемпионате мира по фехтованию приключилась всем теперь уже хорошо известная история. В которой Бах повел себя как заинтересованное лицо. Несмотря на то, что украинка вопиющим образом нарушила правила фехтования, которые существовали много лет, глава МОК встал на ее сторону, пообещав Харлан автоматический допуск на Олимпиаду в Париже. Тем самым глава МОК показал, что никакого соблюдения прав нейтральных атлетов он не гарантирует. Более того, он сам готов их попирать.

Шаг третий. Срыв участия в Азиатских Играх

В январе 2023 года Олимпийский совет Азии выступил с приглашением России и Белоруссии принять участие в XIX Азиатских играх в сентябре. Бах приветствовал эту инициативу, однако никто никуда не поехал. Глава ОКР Станислав Поздняков сказал по этому поводу: «Мне сложно сказать, что происходило на Олимпийском саммите, на котором были приняты последние рекомендации МОК, по сегодняшний момент. МОК не признал выборы руководства Олимпийского совета Азии и, соответственно, не позволил российским спортсменам принять участие в Азиатских играх».

Подтвердил это и Олимпийский совет Азии, сообщив: «Никаких российских или белорусских атлетов. Это решение МОК». В самой конторе Баха объявили, что «концепция оказалась неосуществимой».

По сути, глава МОК сознательно торпедировал возможность сотен российских атлетов выступить в крупнейших международных соревнованиях. В отговорки МОК в Москве никто не поверил.

Шаг четвертый. Недопуск россиян на зимние юношеские Олимпийские игры-2024

Игры пройдут в январе-феврале в Южной Корее, и в пресс-службе МОК объявили: «Если говорить о зимних юношеских Играх-2024, то ни один нейтральный спортсмен в индивидуальном порядке не может участвовать в Канвондо».

Недопуск на соревнования несовершеннолетних, мальчиков и девочек в возрасте 15-18 лет, демонстрирует, что ни о каких компромиссах и послаблениях речи быть не может.

Правда, потом в МОК сообразили, как это выглядит, и пояснили: «На данном этапе ни один индивидуальный нейтральный спортсмен не квалифицирован для участия в зимних юношеских Играх. Никакого дальнейшего решения принято не было».

На дворе октябрь, до Игр три месяца, и если бы у МОК в этом вопросе была хоть малейшая заинтересованность, ситуация выглядела бы совсем иначе. А после истории с Азиатскими играми все довольно очевидно.

До лучших дней

После всего этого искать точки соприкосновения с Бахом устали даже самые доброжелательные российские деятели.

Что до желания главы МОК заполучить в Париж некоторое количество нейтральных атлетов из России, то тут ничего не меняется. Более того, теперь ОКР полностью умывает руки — сейчас это проблема исключительно «живущих ради мечты» и Баха. МОК должен платить за всю эту историю, обеспечивать безопасность и т. д. Если в итоге хоть кто-то из россиян на Игры вообще поедет.

Вся проблема в том, что Бах весной 2022 года поставил все на поражение России. Сам уж додумался до этого, или кто-то подсказал, но глава МОК был уверен, что Москва, потерпев сокрушительное военное и политическое поражение, вернется к нему в виде побитой собаки, а он милостиво будет диктовать условия исправления.

Однако ожидание такого исхода для Баха затянулось, что его крайне раздражает. Выйти же из ситуации, созданной им самим, он уже не может.

Если говорить без обиняков, то выстраивание новых договоренностей в спорте привязано к успешному окончанию СВО, и никак иначе. А пока можно тестировать и продвигать площадки вне формата Международного олимпийского комитета.