Прохоров начал революцию в биатлоне

Михаил Прохоров. Фото: www.globallookpress.com

   
   

О логичной и продуманной программе «подъема» отечественного биатлона свидетельствует и то, что решениям СБР предшествовала статья его президента Михаила Прохорова в «Коммерсанте», стиль которой можно условно обозначить как аналитически-программный. Михаил Прохоров начал с того, что ответил на вопросы общества и спортивных функционеров, возникшие после не слишком удачного выступления отечественных спортсменов на завершившемся чемпионате мира в Рупольдинге.

«Я вижу, что в любом случае большая часть того, что делалось нами за последние три года, было стратегически верным, — отмечает Михаил Прохоров в своей статье в «Коммерсанте». — Мы четко выстроили схему подготовки резерва: детский биатлон — юноши — юниоры — молодежная команда — основной состав. Система финансирования российской сборной совместно с Минспорттуризма является, на мой взгляд, практически оптимальной при данной системе управления большим спортом в стране, и СБР уже близко подошел к пределу своих возможностей как отдельно взятой федерации (за исключением внутренней коммуникации между тренерами)».

По оценке президента СБР, сейчас российские биатлонисты испытывают острейшую конкуренцию со стороны спортсменов из Германии, Франции, Швеции, Словакии, Украины, Белоруссии и Австрии. В то же время стоит отметить — в прошедшем сезоне российские спортсмены завоевали — впервые! — мужской и женский Кубок наций, а также выиграли Малый хрустальный глобус в смешанной эстафете.

В то же время сейчас все интересы СБР, тренерского штаба, самих сборных должны быть направлены на одно — как можно более достойно подготовиться к Олимпиаде в Сочи. Время для того, чтобы вдумчиво исправить имеющиеся недоработки, пока есть.

Прохоров видит три главные ошибки в современном российском биатлоне. Прежде всего, тренеры перегрузили подготовкой женскую сборную, почему наши биатлонистки и не смогли продемонстрировать безусловно имеющийся у них класс в Рупольдинге. Затем, отмечает глава СБР, специалисты-техники интернациональной сервис-группы на ЧМ неправильно подготовили лыжи. Третью ошибку Прохоров видит в отсутствии у российских сборных «химии тренеров». «Во время сезона имели место конфликты и разногласия по методикам тренировок внутри тренерского состава, между личными и командными тренерами — и, как следствие, отсутствовал единый командный дух и настрой», - отмечает он.

В то же время есть и ошибки системного характера, которые исправить силами одной только федерации невозможно. Например, подготовить лыжи на современном высокотехнологичном уровне. «Наша страна сама ничего не производит — ни современных лыж, ни пластиков, ни парафинов, ни восстанавливающих фармпрепаратов, — поясняет Прохоров. — Хочу пояснить наше отставание на одном примере: подготовка лыж. Здесь важны три технологические составляющие — пластик, из которого сделаны лыжи, структура снега (его температура и влажность), а также парафины и смазки для процесса водоотталкивания (проще говоря, чтобы снег не налипал на лыжи). Ничего из этого в России не производится, не изучается (системно этим занимаются производители современных лыж, создавая уже себе проектные лаборатории, коих у нас, естественно, нет). Поэтому работаем старым проверенным дедовским способом — закупаем современные материалы за границей, что предопределяет текущее отставание».

Впрочем, СБР руки не опускает. Подана заявка в Минспорттуризма на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания сверхгидрофобной (водоотталкивающей) скользящей поверхности лыж.

   
   

Одновременно идет патентный поиск по лыжным смазкам, отмечает Прохоров. Другая проблема «стрелков на лыжах» уже практически решена: СБР совместно с Минспорттуризма и частным бизнесом разработали и профинансировали модель нового ствола и затворной части биатлонной винтовки; завезли современное оборудование; выпустили первые образцы. Сейчас уже идут их испытания в тире и на стрельбище, винтовка дорабатывается. «В сочетании с новым патроном эта винтовка даст лучшую в мире кучность стрельбы», - убежден Прохоров.

Есть и другие проблемы, которых коснулся Прохоров в своей статье. И если вопрос допинга после известного скандала 2009 года удалось решить жестко и бесповоротно, то с фактической ликвидацией после распада СССР подготовки тренеров и спортивных врачей справиться не так просто и быстро. Сейчас настал этап, когда вкладываться надо не в инфраструктуру, которой уже достаточно, а в людей — спортсменов, врачей, тренеров, детский спорт. Что-то СБР может решить сама, что-то — в тесном сотрудничестве с министерством, региональными и местными властями, частным бизнесом.

Так, уже сделаны перестановки в тренерском штабе. Вчера в Москве состоялось заседание правления СБР, на котором было предложено утвердить в должности старших тренеров Николая Лопухова (мужская сборная) и Вольфганга Пихлера (женская команда). Юниорскую команду возглавит Александр Касперович.

Также изменены критерии отбора спортсменов на централизованную подготовку в сборную. Для более эффективной подготовки и уменьшения расходов количество спортсменов на централизованной подготовке сокращено с прошлогодних 84 до 60 человек: 20 мужчин и женщин в основной группе главной команды, 20 мужчин и женщин в резервной группе, а также 20 мужчин и женщин в юниорском и юношеском составе.

«Мы хорошо понимаем, что провал на Олимпиаде в Сочи для всех нас может быть национальной катастрофой, — отмечал Прохоров. — Поэтому вся программа развития подчинена именно успешному выступлению на Олимпиаде».

Смотрите также: