Пока Альбина Ахатова, Екатерина Юрьева и Дмитрий Ярошенко дожидались приговора, директор Московского научно-практического центра спортивной медицины Зураб Орджоникидзе рассказал «Аиф» про генетику на службе у спорта и допинг-баронов.
По сути, допинг - это любое средство, которое даёт превосходство над соперником. Допинг вчера - это психостимуляторы и анаболические стероиды (препараты, способствующие увеличению мышечной массы. - Ред.). Сегодня - эритропоэтин или препарат третьего поколения (CERA) (так называемый искусственный гормон крови, в употреблении которого обвиняются российские спортсмены. - Ред.). Завтра? Усовершенствование запрещённых препаратов происходит непрерывно. Поэтому принято решение о хранении допинг-проб спортсменов в течение 8 лет для повторного тестирования с помощью новых технологий. Впрочем, очевидно, будущее - за генным допингом, который действует на клеточном уровне и позволяет усиливать свойства организма.
Кто снабжает атлетов запрещёнными препаратами? Зачастую запрещённые фармакологические средства, в том числе и допинг, закупают сами спортсмены. Атлеты- старожилы сообщают новичкам, где можно приобрести препараты. Тренеры дают воспитанникам эти вещества в погоне за результатами. На самом деле сегодня в тех же фитнес-клубах без проблем можно купить стероиды. И это по-настоящему опасно. Там же никто не контролирует применение этих препаратов. А в результате людям грозят бесплодие и различные мутации.
Возможна ли полная победа над допингом? Сегодня накроют одно место, а завтра «филиал» откроется в другом. Есть наркобароны, так вот допинг-бароны тоже существуют. Они работают с лучшими фармакологами, у них отлаженная сеть поставок. Допинг-бароны применяют метод пристрелки, чтобы их новейшие разработки не были раскрыты. Они, якобы помогая антидопинговым лабораториям, могут «сдать», например, два своих новых препарата, а другие четыре - поставить на поток. Пока лаборатории ищут то, что им «сдали», спортсмены используют скрытые четыре средства. В этой сфере крутятся огромные деньги и затронуты интересы целых государств, поэтому антидопинг всегда будет на шаг отставать от допинга.
За последний год зафиксировано более 20 положительных допинг-проб у наших спортсменов. Нет ли здесь заговора против России? Случаи, когда «ошибаются» с допинг-пробами не в нашу пользу, были и есть. Сильных никто не любит. «Подрывная» работа против наших спортсменов, наверное, ведётся. Но не стоит убеждать себя в том, что все обвинения в их адрес беспочвенны.
Комментарий специалиста
Исполнительный директор Союза биатлонистов России Елена Аникина:
- Мы сами заинтересованы, чтобы выявить подлинную картину по допингам в своём хозяйстве. Но то, как ведут себя чиновники международной федерации - с вызовом и агрессией, с подменой документов (за день до заслушивания комиссия поменяла в обвинительном отчёте 16 листов с анализами совершенно другого спортсмена) и непредоставлением нам защитного слова, даёт повод подумать о преднамеренном выводе наших спортсменов из строя перед Олимпиадой-2010.
Смотрите также:
- Химия Симоны. Спортсменкой 2016 года стала американка, принимающая допинг →
- Мутко взял на себя ответственность за допинг-скандал в российском спорте →
- Сенатор: в ситуации с мельдонием на карту поставлена репутация страны →