Вячеслав Фетисов: мало называться «Красной машиной», надо «ехать», как она

Вячеслав Фетисов. © / Сергей Гунеев / РИА Новости

Дмитрий Гранцев, «АиФ»: Самый страшный период в истории нашего хоккея, слава богу, остался позади. Мы долго пожинали плоды 90-х, когда рухнула система ценностей, по­строенная на великих традициях и людях. Всё шло на продажу, героями дня становились бандиты и проститутки. Какой тут хоккей! 14 лет не могли выиграть чемпионат мира (с 1994 по 2008 г. - Ред.).

   
   

Вячеслав Фетисов: Сейчас? Да, очень много делается для популяризации хоккея. Если уже и президент страны сам играет!.. Но у меня всё равно есть вопросы, ответы на которые я не нахожу. Смотрите: международные эксперты выбирали символическую сборную за 100 лет. Из 6 лучших хоккеистов века 4 оказались нашими: Харламов, Третьяк, Макаров и я (также в сборную попали канадец Гретцки и швед Сальминг. - Ред.).

Никто в России этому признанию особого значения не придал! Хотя, казалось бы, вот что надо пиарить, как теперь модно говорить. Столько ребят можно было хоккеем увлечь! Я не могу понять, почему американцы о советской «Красной машине» художественные и документальные фильмы снимают, а нашим чиновникам это, по сути, вообще неинтересно.

- Ну почему же? Например, для нынешней сборной даже официальный девиз придуман: «Красная машина. Новая сборка».

- Мало называться «Красной машиной», надо ещё и «ехать», как она. В моё время сначала были выдающиеся достижения, а уже потом имя. Сейчас же имя пришло раньше результата.

Блатные дети

- Вы как-то сказали, что защитников у нас в стране по пальцам можно пересчитать. Почему не растут новые Фетисовы?

   
   

- Если взять лучшие сборные мира, можно увидеть, что очень часто игроки обороны там активно участвуют в нападении. У нас защитников такого плана почти нет. Почему? Видимо, это изъяны в работе всей системы.

- Обычно на этом моменте начинают говорить про недостаточное количество крытых катков. Но ведь в СССР их не было, а таланты всё равно росли.

- В СССР вся работа была подчинена результату, а не доходам. Тогда не существовало никакого бизнеса, тем более в детском хоккее. Не было такого явления, как блатные дети, ­которым родители ­деньгами пробивают дорогу. Сейчас для малообеспеченных семей хоккей стал почти недоступным видом спорта. А ведь откуда вышли все наши великие мастера? Из простых семей - ни у кого с рождения не было золотой ложки во рту. Тренеры тогда ездили по школам, дворам, искали мальчишек. А мальчишкам не надо было думать, на что клюшку купить. Вот и не терялись таланты. Система давала шанс всем. Именно в этом плане многое надо менять. Причём в масштабах всей страны.

Владимир Путин и Вячеслав Фетисов. Фото: РИА Новости/ Сергей Гунеев

- Когда мы в финале прошлого чемпионата мира проиграли канадцам 1:6, вы для себя как этот разгром объяснили?

- Просто канадцы показали нам наше место, а заодно и свою силу. По всем статьям мы им проиграли. Но вы меня простите, поиски объяснений у нас начинаются только тогда, когда мы проигрываем. Когда выигрываем, считается, что всё хорошо. Вот одержали победу на чемпионате мира в Минске (2014 г. - Ред.), и все довольны - проделали отличную работу. А то, что за несколько месяцев до Минска был провал в Сочи? Мне кажется, что мы извлекли не все уроки из той Олимпиады. Федерация хоккея не стала площадкой, объединяющей мнения заинтересованных людей. А надо бы послушать всех - и ветеранов, и молодёжь, и спортивную науку и т. д. Только слыша друг друга, мы сможем чего-то добиться. Всё-таки в основе работы федерации должно быть развитие хоккея, а не какие-то частные амбиции.

Канадец в сборной?

- Удивился, услышав ваше предложение привлечь в тренерский штаб российской к­оманды канадца Майка Кинэна, работавшего с магнитогорским «Металлургом». Где гарантия, что он не будет докладывать наши секреты североамериканцам? Да и потом, только представьте, что сказал бы Тарасов, услышав про канадца в сборной?

- А какие секреты у нас в хоккее есть? (Смеётся.) Майк Кинэн очень сильный аналитик, так почему бы не использовать его. А Тарасов? Он в своё время тоже учился и у чехов, и у канадцев. И никогда это не скрывал.

- Ваше заявление «Нель­зя отпускать наших молодых игроков в Северную Америку» вызвало кучу критики. Так, знаменитый Фил Эспозито сказал, что Фетисов пытается вернуться к коммунизму. Своё мнение на этот счёт не изменили?

- Мои слова интерпретировали, как часто у нас бывает, через одно место. С Эспозито мы потом разговаривали, и он меня услышал. Я говорил о том, что должны быть разумные ограничения, хоккеист не может переходить куда-то, руководствуясь только своими желаниями. И в самой НХЛ это правило существует. Кстати, когда я оказался в Америке, мне было уже 30 лет, и попал я не в самый успешный клуб. Меня никто не спрашивал, где хочу играть и что делать.

Здесь есть о чём подумать. С одной стороны, мы видим, как ещё несозревшие молодые игроки уезжают в Америку и ломаются там психологически, оказываются на скамейке. Но есть пример и Артемия Панарина, который фантастически вырос в НХЛ, и это мы видим по его игре в сборной. В любом случае надо садиться и разбираться с ситуацией и с тем, что мы получим, если попытаемся её изменить.

Чемпионат мира и Европы по хоккею с шайбой во Дворце спорта Центрального стадиона им. В.И. Ленина. Вячеслав Фетисов, капитан и защитник сборной команды СССР, наблюдает за игрой со скамьи запасных. Москва, 1986 год. Фото: РИА Новости/ Юрий Сомов

- Глава Федерации хоккея Владислав Третьяк пообещал, что сборная выиграет Олимпиаду-2018. Не погорячился ли он?

- Он может говорить что угодно… У нас людям за невыполнение своих обещаний, как правило, ничего не грозит.

- Вы, кстати, будете участ­вовать в новых выборах главы Федерации хоккея России? Или после прошлой попытки, когда проиграли Третьяку, повторять не хочется?

- Не сказал бы, что с моей стороны это была какая-то попытка. Я просто не понимал, как можно было устраивать «безальтернативные выборы» Третьяка после провала в Сочи. Я шёл потому, что хотел просто выразить свою позицию, обнародовать программу. А итог мероприятия, где результат были известен заранее, я как своё поражение не рассматривал. Посмеялся после всего этого. Хотя, честно говоря, наблюдая за какими-то вещами в нашем хоккее, скорее плакать хочется.

- 44-летний чех Яромир Ягр ещё вовсю играет. Когда смотрите на него, не возникает мысль: «Не рано ли я закончил?»?

- Возникает. Может, не будь аварии, в которую я попал с Константиновым, было бы больше здоровья и поиграл бы ещё (Фетисов закончил карьеру в 40 лет. - Ред.). А Ягр молодец - снимаю перед ним шляпу. И хочу пожелать ему получать удовольствие от каждой игры, потому что без этого чувства в его возрасте играть нереально.