«Убийцы» и «телохранители». Шесть звёзд «кровавой эпохи» НХЛ

Боб Проберт (справа). © / Кадр youtube.com

Ревущие от восторга трибуны беснуются, глядя, как два громилы на льду яростно дубасят друг друга. Наконец, один из них бессильно падает, а второй, с искажённым и окровавленным лицом, издаёт победный клич...

   
   

Такой представлялась Национальная хоккейная лига советским болельщикам конца семидесятых — начала восьмидесятых. И знаменитый возглас комментатора Николая Озерова «Нам такой хоккей не нужен!» искренне разделяли в нашей стране многие.

В Канаде в те времена действительно порой можно было услышать: «Я шёл на драку, а они вдруг начали играть в хоккей!» Североамериканцы любили зрелищные кулачные бои на ледовых аренах.

Советским зрителям, воспитанным на техничном и умном хоккее, всё это казалось кромешным ужасом. 

На самом деле всё это происходило из-за недопонимания другой хоккейной культуры, где отдельное место занимали игроки-бойцы (тафгаи).

Тафгаи были в НХЛ всегда, но расцвет этой профессии начался в семдесятые годы. В ту эпоху на лигу наводили ужас игроки команды «Филадельфия Флайерз» с силовым стилем, который считался жёстким даже по меркам НХЛ. В 1976 году, во время клубной суперсерии, под «каток» «Филадельфии» попала команда ЦСКА. Советских звёзд в тот день «размазали» по всем бортам, показав, что такое настоящий жёсткий хоккей.

Ничего постыдного для армейцев в этом не было. «Лётчики» из Филадельфии заработали себе бессмертную репутацию законченных мерзавцев и дома, чем весьма гордились.

   
   

Для того чтобы хоть как-то противостоять громилам, в команды НХЛ в массовом порядке начали набирать тафгаев.

Мир бойцов имел свою иерархию и строгий кодекс, который, к примеру, запрещал избивать вратарей, травмированных хоккеистов, не допускал атак сзади и тому подобных проявлений.

Позднее появилось и разделение на «провокаторов» и «телохранителей». Главной задачей первых считалось устрашение противника, вторые занимались защитой собственных звёзд.

«Телохранители» пользовались большим почётом и уважением вплоть до XXI века, когда со всё большей европеизацией канадского хоккея «старая школа» стала уходить в прошлое.

Дэйв Семенко

29 июня 2017 года официальный сайт клуба НХЛ «Эдмонтон Ойлерз» сообщил о кончине на 60 году жизни бывшего хоккеиста клуба Дэйва Семенко.

Дэйв Семенко, 2016 г. Фото: wikipedia.org

Это имя тем, кто не погружён в хоккейную тематику, мало что говорит. Зато даже далёкие от НХЛ люди слышали об Уэйне Гретцки, главном рекордсмене в истории лиги, одном из лучших игроков мирового хоккея.

Но Гретцки не стал бы тем, кем стал, и не имел бы столь продолжительную карьеру, если бы не Семенко.

Юный Гретцки по меркам НХЛ конца семидесятых казался маленьким, тщедушным цыплёнком. Правда, «цыплёнок» был невероятно техничен и ловок, и догнать его было не так-то просто. Но рано или поздно он всё-таки оказался бы сокрушён мощными соперниками, если бы не Семенко.

Дэйв, рост которого составлял 191 см, а вес — 100 кг, подъезжал к тому, кто, по его мнению, не слишком вежливо обходился с Гретцки, и уточнял, какие у парня планы и нужны ли ему проблемы. Если провокатор не унимался, Семенко тихо произносил: «Сейчас кому-то будет больно». И сбрасывал краги. Дэйв обладал не только мощным ударом, но и устойчивостью к атакам соперника, за что получил прозвище «Цементная голова».

За семь сезонов, что Семенко охранял Гретцки, тот пропустил всего семь матчей, не получил ни одной серьёзной травмы, бил один рекорд за другим. «Эдмонтон» в этот период был одной из сильнейших команд лиги и выиграл три Кубка Стэнли.

Чтобы понять, насколько крут был выходец из украинской диаспоры Канады, нужно знать, что в 1983 году он вышел на ринг против Мохаммеда Али. Да, самый известный боксёр-тяжеловес мира к тому времени закончил карьеру, а бой был показательным, но это не отменяет того факта, что тафгай достойно провёл три раунда против Али. И есть подозрение, что Мохаммед Али, попытайся он сразиться с Семенко на льду, выглядел бы куда глупее.

Вскоре после расставания с «Эдмонтоном» и Гретцки Семенко закончил карьеру. Можно сказать, что в своей профессии он достиг всего.

Марти Максорли

Максорли стал преемником Дэйва Семенко на посту «телохранителя» Уэйна Гретцки. Разница заключалась в том, что Максорли был более «играющим» тафгаем, то есть приносил команде значительную пользу и как обычный хоккеист.

Марти Максорли. Фото: Commons.wikimedia.org

За карьеру в НХЛ он забросил 108 шайб и набрал 359 очков, это очень высокий показатель для тафгая.

Это не помешало Максорли набрать в общей сложности 3381 минуту штрафа, что является четвёртым показателем в истории лиги.

Когда Гретцки был обменян в «Лос-Анджелес Кингз», Максорли отправился вслед за ним. Спустя несколько лет «телохранитель» отдал голевую передачу, с которой Уэйн Гретцки забросил свою 802 шайбу, побившую рекорд всех времён по количеству голов в регулярных чемпионатах, ранее принадлежавший Горди Хоу.

Долгая карьера Максорли в НХЛ закончилась весьма некрасиво. В феврале 2000 года, в самом конце матча, Максорли, игравший за «Бостон Брюинз», ударил клюшкой тафгая из «Ванкувер Кэнакс» Дональда Брашира. После удара Брашир упал на спину и сильно ударился головой о лёд. В результате падения и контакта со льдом Брашир потерял сознание и получил сотрясение мозга.

Максорли был дисквалифицирован до конца сезона, и на него завели дело о вооружённом нападении. Суд приговорил Марти к 18 месяцам условно, после чего его дисквалификация была продлена.

В обычной жизни Максорли — человек интеллигентный и уравновешенный. Ещё оставаясь действующим игроком, он снялся в нескольких фильмах: «Плохие парни», «Прощание с Парижем», «Воздушная тюрьма». Закончив карьеру, Марти обзавёлся семьёй, женившись на волейболистке, которая родила ему дочь, и стал вести размеренную жизнь североамериканского буржуа.

Джино Оджик

Джино Оджика в России знают лучше, чем других тафгаев. Индеец из племени алгонкинов стал «новым Семенко» для «Русской ракеты»: Павла Буре.

Появление в 1991 году в клубе «Ванкувер Кэнакс» молодой русской звезды произвело фурор. Корреспондент газеты «Ванкувер Сан» Йен Макинтайр заметил: «Это самое быстрое создание со времён советского спутника».

Джино Оджик. Фото: Flickr.com/ Stephen Dyrgas

Такую драгоценность нужно было охранять, что и было поручено Оджику. Со своей задачей тот справлялся вполне: на время под охраной Джино Оджика пришлись лучшие годы Буре в НХЛ. В сезонах-1992/93 и 1993/94 Буре забивал по 60 шайб. В 1994 году в Кубке Стэнли он забил 24 гола, вплотную подтащив команду к победе. Увы, в финале «Ванкувер» уступил в серии со счётом 3:4.

Интересно, что тот сезон оказался и самым результативным в карьере самого Оджика: он забил 16 шайб и набрал 29 очков.

За любое поползновение в сторону Буре Джино «снимал скальп» с агрессора молниеносно. Порой игроки, которых резко встретил сам россиянин, даже не тратили время на него, а сразу ехали разбираться к Оджику.

Отношения с Буре не ограничивались только ледовой площадкой. Одного из своих сыновей Оджик назвал ... нет, не Павлом, а Буре. Буре Оджик родился 29 октября. Под 29 номером в «Ванкувере» играл Оджик, а под 10 — Буре.

Джино Оджик, проведший в НХЛ 605 матчей и набравший 2567 минут штрафа, закончил карьеру в 2002. Его жизнь после хоккея была вполне благополучной, пока три года назад не стало известно о его тяжёлом заболевании. Недуг поразил сердце, которое работало на 20 процентов от нормальной мощности. Врачи не давали никаких прогнозов, но три года спустя Оджик жив, его сердце функционирует на 60 процентов. Он продолжает бороться, как боролся когда-то на льду.

Тай Доми

Родившегося в Онтарио сына албанских эмигрантов на самом деле зовут не Тай, а Тахир. Юноша с детства мечтал о карьере в НХЛ, выступая в молодёжных лигах в амплуа силового форварда. На тафгая Доми не тянул: с ростом 173 см трудно биться со «шкафами» на 20-25 см выше.

Тай Доми. Фото: Commons.wikimedia.org

Но Доми это не помешало. В первом сезоне в НХЛ (1989/90) он не набрал ни одного очка, зато отметился 42 минутами штрафа. Вскоре о нём заговорили как о новой звезде бойцовского цеха.

Никаких авторитетов Доми не признавал, и в девяностые стал, пожалуй, самым дерущимся игроком, за что и получил прозвище «Албанский агрессор». Родной командой для Доми стал «Торонто», где он дебютировал, а затем выступал с 1994 года до конца карьеры.

С 3515 минутами Доми — третий в истории НХЛ «штрафник». При этом за 1020 матчей в лиге он сумел преодолеть и отметку в 100 голов, записав на свой счёт 104 заброшенные шайбы.

Как-то в интервью Доми признался, что русских хоккеистов понять не может: на его взгляд, они слишком много возятся с шайбой и катаются, в то время как ему нравится бежать и бить. 

В битье «Албанский агрессор» знал толк. Он считается автором самого тяжёлого нокаута в истории лиги. После удара Доми Кэм Рассел из «Чикаго» находился в «отключке» 10 минут и в таком состоянии был отправлен в больницу.

При этом Доми имел ещё и репутацию «грязного» бойца. Он мог избивать недерущихся хоккеистов, а один раз, сидя на скамейке штрафников, умудрился подраться с болельщиком соперников. Как-то во время массовой драки в матче с «Филадельфией», избив довольно слабого оппонента, кругами бегал от тафгая Крейга Беруби, хохоча над ним.

Боб Проберт

До того как в девяностые «Детройт» прославился «русской пятёркой», эта команда немало лет провела в аутсайдерах лиги. Собирали публику в ту пору не технари, а тафгаи, самым ярким из которых стал Боб Проберт.

Боб Проберт. Фото: Кадр youtube.com

Уроженец Онтарио ростом 191 см и весом 102 кг был представителем «старой школы» бойцов. Он дрался яростно, не щадя ни себя, ни соперника, давая публике кровавое зрелище.

Тафгаем Проберт стал ещё в юниорах и в НХЛ пришёл сложившимся бойцом. В первом же сезоне за «Детройт» он набрал 186 минут штрафа, что стало третьим показателем в лиге, и отметился боем с Крейгом Коксом, который продолжался более минуты. Речь идёт не о вялых «обнимашках»: всё это время оппоненты обменивались мощнейшими ударами.

Его бои были тяжёлыми и кровавыми, и заглушать боль Проберт сначала стал алкоголем, а затем перешёл и на наркотики. В 1989 году его на три месяца отправили в тюрьму, поймав на перевозке кокаина.

Удивительное дело, но долгое время дрянь, которую он употреблял, не мешала ему не только драться, но и эффективно играть. В сезоне-1987/88 Проберт забил 29 шайб, набрал 62 очка и заработал 398 минут штрафа. Он успевал везде.

В девяностые годы за Пробертом закрепилось прозвище «Царь». Перейдя в 1995 году в «Чикаго», Проберт остался верен себе: он дрался с сильнейшими тафгаями лиги, чаще выходя победителем, нежели терпя поражение.

К концу девяностых «Царь» начал признаваться, что устал от драк. Сказывались пропущенные удары, алкоголь и наркотики. 

В 2002 году Боб Проберт закончил карьеру, проведя 935 игр, набрав 384 очка и 3300 минут штрафа.

В течение последующих нескольких лет «Царь» мелькал в криминальной хронике: его не раз задерживали за нарушение общественного порядка и сопротивление при аресте. Но до уголовного преследования дело не дошло.

В конечном итоге Проберт смог нормализовать свою жизнь, однако вынужден был принимать лекарства из-за проблем со здоровьем. 5 июля 2010 года он совершал прогулку на катере в кругу семьи, когда внезапно у бывшего тафгая остановилось сердце. Врачи ничего не смогли сделать. Бобу Проберту было 45 лет.

Стю Гримсон

Обойти этого человека вниманием нельзя хотя бы из-за его прозвища: «Комбайн». Здоровяк ростом 198 см и весом 109 кг действительно походил на сельскохозяйственную машину.

Стю Гримсон. Фото: Кадр youtube.com

Однако «Комбайн» — это не самый точный перевод прозвища The Grim Reaper. На самом деле дословно это означает «Мрачный жнец», что аналогично образу Смерти с косой.

«Комбайн» в начале карьеры подходил под поговорку «Большой шкаф громко падает». Его слабым местом была не самая лучшая координация и устойчивость на льду. Однако эти качества Стю Гримсон успешно развивал. 

Уникальность его в том, что чем больше Гримсон дрался, тем более совершенным бойцом он становился. Появившись в НХЛ в 1988 году в составе «Калгари», к середине девяностых он стал одним из лучших тафгаев лиги. С переменным успехом «Комбайн» бился и с Пробертом, и с Максорли, и с Доми.

В отличие от коллег элитного уровня Стю Гримсон за 17 сезонов в лиге нигде надолго не задерживался. Максимум — по три сезона в «Детройте» и «Анахайме».

Его главным козырем являлся чудовищной силы удар, прямое попадание которого вполне могло отправить оппонента на длительное лечение. Доставалось и Стю: он не раз получал тяжёлые травмы, а после сотрясения мозга в 2002 году вынужден был завершить карьеру, набрав 2113 минут штрафа в 729 матчах.

В отличие от своего вечного соперника Проберта Стю Гримсон вне льда был совершенно другим. «Мрачный жнец» в годы карьеры возглавлял Христианское братство НХЛ. По окончании выступлений «Комбайн» получил юридическое образование и ныне работает адвокатом.