Страшная простота. 10 лет со дня гибели хоккейного «Локомотива»

Мемориальная стена в память о членах хоккейного клуба «Локомотив», погибших в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года, в фойе ледового дворца «Арена-2000» в Ярославле. © / Юлия Неелова / РИА Новости

Сентябрь – это месяц, когда поклонники хоккея, изголодавшиеся за лето по любимой игре, стремятся на ледовые арены, чтобы насладиться первыми матчами нового сезона. Но есть в этом месяце дата, которая отдается болью. И сколько бы времени ни прошло, легче не становится.

   
   

Любимцы Ярославля

«Торино», «Манчестер Юнайтед», ВВС, сборная США по фигурному катанию, «Пахтакор» — всего лишь несколько строк из черного списка спортивных команд, ставших жертвами авиакатастроф. 7 сентября 2011 года беда пришла в Ярославль.

В этом городе хоккей всегда пользовался любовью, которая порой казалась безответной — многие годы местная команда обитала в низших лигах чемпионата СССР. Исторический прорыв случился в сезоне-1986/87, когда ярославское «Торпедо» завоевало право выступать в Высшей лиге. К моменту распада СССР ярославцы твердо закрепились в элите, начав новый этап в своей биографии. В 1997 году ярославское «Торпедо» под руководством Петра Воробьева стало победителем чемпионата России. С этой поры некогда скромный коллектив превратился в одного из грандов и законодателей мод.

В 2001 году в Ярославле открылся новый стадион, получивший название «Арена 2000». Клуб, переименованный в «Локомотив», в первом же своем сезоне в новом доме не оставил соперникам шансов, уверенно выиграв сначала регулярный чемпионат, а затем и плей-офф. В следующем сезоне «Локомотив» повторяет успех, вновь завоевав главный трофей лиги.

Команда мечты

После создания Континентальной хоккейной лиги «Локомотив» в первом же сезоне дошел до финала Кубка Гагарина, где уступил в серии со счетом 3:4. В двух следующих сезонах команда доходила до финала Западной конференции, но руководство клуба хотело большего.

На сезон-2011/12 делалась большая ставка. В «Локомотиве» произошло серьезное обновление состава, причем среди новичков были настоящие звезды: Стефан Лив, Карлис Скрастиньш, Руслан Салей… Возглавил команду обладатель Кубка Стэнли-1989 52-летний канадец Брэд Маккримон, в свое время считавшийся одним из лучших защитников НХЛ. Как тренер Маккримон успел поработать в «Калгари», «Атланте» и «Детройте», и в Ярославле были уверены, что он сможет превратить крепкий состав в команду-победительницу.

Про тот состав «Локомотива» с полным основанием можно было сказать, что это сплав молодости и опыта. Рядом с опытнейшими Павлом Трахановым, Паволом Демитрой, Яном Мареком играли талантливейшие Юрий Урычев и Даниил Собченко, только-только ставшие чемпионами мира среди молодежи.

   
   

Подготовку к сезону «Локомотив» начал в Швейцарии, где в контрольных матчах команда обыграла «ЕХК Висп» 7:2 и «Амбри-Пиотту» 5:1, а в матче с «Берном» потерпела поражение с минимальным разрывом в счёте — 3:4. В конце августа ярославцы отправились в Ригу на Кубок Латвийской железной дороги, где уверенно заняли первое место. Эти успехи только разжигали аппетиты болельщиков, ждавших продолжения победного шествия в сезоне.

Затянувшийся разбег

7 сентября «Локомотив» отправлялся на первый матч с сезона в Минск, где ему предстояло сыграть с «Динамо». Доставить в белорусскую столицу команду должен был лайнер Як-42Д RA-42434, принадлежавший на правах хозяйственного ведения Государственному космическому центру имени М. В. Хруничева и взятый в лизинг авиакомпанией «Як Сервис». 

Самолет с восемью членами экипажа прибыл в Ярославль из столичного аэропорта Внуково в 15:07. В ярославском аэропорту Туношна на борт поднялись 37 человек: 26 игроков, 4 тренера, а также врач, администратор, методист и четыре массажиста. Обслуживание самолета и погрузка хоккейной амуниции никаких сложностей не вызвала. В 15:55 по Москве Як-42 начал выруливание на взлетную полосу.

Разбег самолета начинался как обычно, однако, набрав скорость, он почему-то не поднимался в воздух. Як-42 не нуждается в какой-то запредельной длине взлетно-посадочной полосы, расстояния для взлета в Туношне было более чем достаточно. Но самолет, пробежав всю длину «взлетки», выскочил на грунт, продолжая двигаться на очень высокой скорости. Удалившись от торца ВВП на 400 метров, лайнер, наконец, взлетел. Но спустя мгновенье Як-42 зацепил радиомаяк антенной системы курсового радиомаяка, после чего резко пошел вниз. Пролетев всего несколько сотен метров, самолет упал на берег реки Туношонка и загорелся.

«Братишки, я Галимов!»

Подоспевшие к месту происшествия подобрали двоих выживших – нападающего «Локомотива» Александра Галимова и инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александра Сизова. Обоих при крушении выбросило из салона в реку, они получили серьезные травмы и ожоги.

Хоккеист, выбравшись на берег, сумел сказать подоспевшим сотрудникам МВД: «Братишки, я Галимов!» Его, как и Сизова, срочно отправили в больницу.

Осмотр зоны крушения показал, что больше выживших не было. Большинство пассажиров и членов экипажа скончались от травм, полученных при ударе самолета о землю.

В тот момент, когда произошла трагедия в Ярославле, в Уфе готовились к проведению матча на Кубок Открытия между уфимским «Салаватом Юлаевым» и подмосковным «Атлантом». Новости о случившемся пришли уже после того, как игра началась.В матче было сыграно около шести минут, когда президент КХЛ Александр Медведев вышел на лед и объявил о катастрофе. После консультации с командами было решено не продолжать игру.

Мертвые и живые

Ярославль пребывал в шоковом состоянии. Люди собирались на улицах, пытаясь узнать последние новости. Теплилась надежда на то, что кому-то повезло, что кто-то в последний момент не поднялся на борт.

В СМИ называли имя белоруса Руслана Салея. Писали, что опытный защитник, поигравший в НХЛ, ждал команду в Минске. Репортеры сбились с ног, пытаясь отыскать игрока в белорусской столице. Но вскоре стало известно, что на самом деле Руслан был на борту рейса вместе с партнерами.

20-летний Юрий Урычев мог не лететь в Минск, во-первых, он отбывал дисквалификацию, а во-вторых, имел повреждение. Но Юра хотел быть рядом с командой, и ему не отказали.

23-летний Александр Калянин оправился от повреждения перед самой встречей, заменив в составе 20-летнего Максима Зюзякина.Наставник вратарей «Локомотива» Йорму Валтонен не полетел в Минск по просьбе Маккримона — главный тренер попросил его поработать с молодежной командой. И это спасло Валтонену жизнь.

Галимов умер в больнице

За жизнь двоих выживших врачи боролись отчаянно, но спасти удалось лишь одного, Сизова. 90-процентные ожоги тела, полученные Галимовым, практически не оставляли ему шансов. Он умер в больнице 12 сентября.

«Локомотив» был интернациональным: канадцы, шведы, русские, украинцы, белорусы, чехи, словаки, латыши, немцы. Беда коснулась всего хоккейного мира. Траурные акции проводились по всем миру. В Минске на следующий день после катастрофы прошел вечер-реквием в память о погибших. Футболисты «Севильи» перед матчем 4-го тура чемпионата Испании с «Реал Сосьедадом» появились на поле в футболках с эмблемой ярославского «Локомотива» и нанесёнными на них словами поддержки в адрес родных погибших хоккеистов на русском языке: «Севилья скорбит вместе с русским народом».

13 октября матч регулярного чемпионата НХЛ между «Washington Capitals» и «Pittsburgh Penguins» был посвящён погибшим в авиакатастрофе. Перед стартом матча Александр Овечкин, Евгений Малкин и Марио Лемье провели символическое вбрасывание. Игроки обеих команд выступали в свитерах с памятными нашивками, которые были проданы на благотворительном аукционе, также на матче продавались браслеты с надписью «Love for Lokomotiv». Все вырученные средства пошли на помощь семьям погибших.

Не жми на тормоза…

Сразу после катастрофы появилось немало конспирологических теорий случившегося. Говорили о некоем литерном рейсе, якобы ожидавшемся в этот день в Ярославле, из-за него будто бы уменьшили разбег самолету с хоккеистами. Были и другие предположения, согласно которым роковым оказался некий внешний фактор.

Показания выжившего инженера Сизова позволили объявить несостоятельной и версию о якобы имевшем место нарушении центровки. Межгосударственный авиационный комитет после анализа всех данных, проведения экспертиз и экспериментов, пришел к выводу, что непосредственной причиной ЧП стали ошибочные действия командира воздушного судна или второго пилота, непроизвольно нажимавшего на тормозные педали во время разбега.

Дело в том, что летчики, пилотировавшие роковой рейс, большую часть своей карьеры летали на Як-40, а не на Як-42. Между тем, у этих модификаций есть существенные нюансы в управлении. В частности, если на Як-40 летчик ставит ногу на педаль полностью, и это является штатным положением, то на Як-42 такая постановка может привести к тому, что одновременно будет нажиматься и тормоз.7 сентября 2011 года получилось именно так. Установить, кто именно непроизвольно тормозил, невозможно. Ясно только, что его напарник не смог понять, почему самолет, медленно набирает скорость, а затем никак не может подняться в воздух.

Пять лет с последующей амнистией

Последние реплики летчиков свидетельствуют, что у них началась самая настоящая паника. Уже после пробега по грунту они все-таки оторвали «Як» от земли, однако спасти ситуацию к тому моменту не представлялось возможным.

Эксперты МАК констатировали, что в подготовке пилотов существовали серьезные недостатки, при этом контроль за состоянием навыков летчиков был чисто формальным. Были также выявлены и другие нарушения, ставшие сопутствующими факторами катастрофы. 7 октября 2014 года обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта с тяжкими последствиями), было предъявлено бывшему заместителю генерального директора по организации лётной работы авиакомпании «Як-Сервис» Вадиму Тимофееву. 24 сентября 2015 года Дзержинский районный суд Ярославля признал Тимофеева виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ, приговорил к 5 годам лишения свободы и амнистировал его в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Боль, которая не утихнет никогда

Ярославский «Локомотив», составленный из игроков молодежной команды, сезон-2011/12 провел в Высшей хоккейной лиге. Капитаном ярославцев стал Зюзякин. Но красивые истории чаще всего бывают только в кино. Чудом избежавший гибели хоккеист новым лидером «Локомотива» не стал. После возвращения команды спустя сезон в КХЛ Зюзякин перестал попадать в основной состав. Максим перешел в новокузнецкий «Металлург», затем играл за «Сарыарку», «Рубин», «Саров», «Химик» и «Тамбов» в ВХЛ.

За прошедшие десять лет ярославский «Локомотив» дважды добирался до финала Западной конференции, однако покорить главную вершину КХЛ у коллектива пока так и не получилось. Когда долгожданная победа все же состоится, в Ярославле обязательно вспомнят о тех, кто ушел в сентябре 2011-го. Но даже самые красивые посвящения не снимут боль, которая останется в сердцах навсегда.