То, что молодежная сборная России по хоккею в решающих матчах чемпионата мира-2021 провалилась с оглушительным треском, вполне логично. Современные попытки создания так называемой «Красной машины» имеют один серьезный изъян.
Тушенка с неба
После Второй мировой войны обитатели островов Тихого океана стали строить копии взлетно-посадочных полос, диспетчерских вышек и тому подобных технических сооружений из бамбука и других подручных материалов. Даже наушники мастерили из половинок кокоса. Аборигены верили, что таким образом можно получить много ценных вещей и продуктов, которые были у военных, устраивавших на островах во время боевых действий временные базы.
Местным жителям тогда доставалась часть консервов, одежды и прочих вещей, предназначавшихся солдатам. Наивные аборигены были убеждены, что парашюты с грузами посылают боги, и стоит только повторить действия, которые выполняли военные, и на них с неба посыплются материальные блага.
Подобные верования получили у ученых общее название — «карго-культ».
В современном отечественном хоккее сформировался устойчивый «карго-культ “Красной машины”». Функционеры и тренеры, произнося громкие слова и повторяя, как им кажется, действия великих предшественников, пытаются вернуть победную эпоху советского хоккея. А в результате получается пшик.
«Мы не хотим видеть скучный хоккей»
Говоря об итогах чемпионата мира, главный тренер сборной России Игорь Ларионов заявил: «Молодые ребята делают ошибки, но мы всё равно хотим играть в хоккей, на который приятно смотреть. Мы не хотим видеть скучный хоккей. В некоторых играх это работало, в некоторых — нет. Наша команда, наше молодое поколение игроков всё ещё пытается вернуть этот стиль, когда игра — это весело и в удовольствие».
Ларионов — один из самых титулованных игроков мирового хоккея. Двукратный олимпийский чемпион, 4-кратный чемпион мира, победитель Кубка Канады, трехкратный обладатель Кубка Стэнли, 8-кратный чемпион СССР.
Центрфорвард по прозвищу «Профессор» сохранял выдающееся мастерство до самых преклонных (по спортивным меркам) лет — в 2002 году в возрасте 41 года он выиграл бронзовую медаль Олимпиады-2002 со сборной России и третий в карьере Кубок Стэнли в составе «Детройта».
Так что логика в назначении Ларионова главным тренером молодежной сборной России на первый взгляд понятна. Вот только к своим 60 годам Игорь Николаевич, по сути, не обладает серьезным опытом тренерской работы.
Для сравнения: тренерская карьера великого Анатолия Тарасова закончилась де-факто к 55 годам. Виктор Тихонов к 60 годам дважды приводил сборную СССР к победам на Олимпиаде, выиграл Кубок Вызова и Кубок Канады, 8 раз приводил команду к золоту чемпионатов мира. Про победы тихоновского ЦСКА даже говорить не стоит — этот клуб в свою эпоху ел на завтрак, обед и ужин лучшие коллективы НХЛ.
«Я взял на себя смелость сказать, что в стиле руководства командой ЦСКА и сборной страны вы ничего нового не придумали»
Ларионову можно вполне адресовать слова одной из героинь фильма «Москва слезам не верит»: «Поздновато начинаете!»
Но это не главная проблема. Есть ощущение, что «Профессор» вообще смутно понимает природу советских успехов в хоккее.
Когда в конце 1980-х годов члены великой «Первой пятерки», рвавшиеся к материальным благам манящей НХЛ, клеймили позором тренера-диктатора Тихонова, Ларионов пошел дальше других.
В открытом письме Тихонову в журнале «Огонек» в 1988 году Ларионов писал: «Судя по всему, хоккеист для вас просто игрок. Функционирующая единица, которой отведена не только профессиональная (вратарь, защитник, нападающий), но и социальная роль. Не справляешься с ней — убирайся на все четыре стороны! Вон сколько парней мечтает в сборную попасть — только свистни! Незаменимых нет! Нет ли?.. Складывается впечатление, что вы просто не заинтересованы, чтобы команда состояла из ярких индивидуальностей. Что вам будто бы проще иметь средних три-четыре звена, этакое рижское “Динамо” образца 1974 года… Такую команду легче удерживать под гнетом жесточайшей дисциплины, в обстановке постоянного страха за будущее в атмосфере, когда становятся выгодными доносы… Я взял на себя смелость сказать, что в стиле руководства командой ЦСКА и сборной страны вы ничего нового не придумали. Ведь если приглядеться, климат, который вы создали для хоккеистов, весьма напоминает на обстановку культа личности, только культа бескровного, тихого, культа в миниатюре, где “коллективистский дух” означает солдафонщину, где демократия подменена беспрекословным подчинением, где любимая всеми нами игра в хоккей поставлена на службу вам, нашему тренеру… Сама жизнь показывает, доказывает, что ваш тренерский стиль, который, возможно, давал положительные результаты в прошлом, обнаруживает сбои, перестает себя оправдывать, трещит по всем швам, как и сама административно-командная система, сложившаяся в стране».
Чуть позже Ларионов выпустит книгу, в которой едва ли не каждой странице будет доказываться, что он, Игорь Николаевич Ларионов, самодостаточная величина, который стал бы выдающимся и в воскресенском «Химике» и которому, конечно, диктатор Тихонов был лишь помехой.
Путь к успеху
Оспаривать величие Ларионова-хоккеиста глупо. Но есть очень серьезные сомнения, что он стал бы тем, кем стал, без той самой пятерки, которая была полностью творением Тихонова.
В свое время никому не известный тренер Тихонов в скромном рижском «Динамо» осуществил революцию в мировом хоккее, придумав игру в четыре пятерки. Над этим посмеивались, пока «Динамо» с самых низов второй лиги не добралось до 4-го места в чемпионате СССР.
Тихонова призвали в ЦСКА и сборную СССР во времена серьезнейшей турбулентности, когда в 1970-х после великой эпохи Чернышева и Тарасова советский хоккей потерял прочность и устойчивость. И именно благодаря Тихонову наступила великая эра 1980-х.
А начиналось все с грандиозного провала — после первых успехов на чемпионатах мира и Кубке Вызова сборная СССР проиграла Олимпиаду команде США. Американцы до сих пор слагают легенды о том триумфе.
Но для Тихонова неудача стала сигналом к смене поколений в сборной. И его новая команда в 1981 году уничтожила в финале Кубка Канады хозяев со счетом 8:1. А ведь это были только первые шаги легендарной «Первой пятерки».
Спустя семь лет увенчанный титулами Ларионов, по сути, заявит: так, как Тихонов, сможет кто угодно.
Терпение и труд
С тех пор прошло больше тридцати лет. И вдруг выяснилось, что никто не может. Не в достижении отдельных успехов дело. Никто не может создать систему воспитания и подготовки команды, способную превращать ноунеймов в победителей.
А Тихонов в 1992 году после отъезда звезд за рубеж, со сборной без флага и гимна, с игроками, которых на Западе именовали «Детским садом», выиграл третью в карьере Олимпиаду.
И кто сегодня способен сотворить что-то подобное?
Да, Тихонов требовал от тех, кто работал с ним, полного самоотречения. Но ведь он и сам был фанатом дела, которому посвятил всю жизнь.
Работают ли тихоновские методы сегодня? А кто из современных тренеров их вообще разбирал? Близкие Виктор Васильевича говорили, что его многочисленные конспекты так и остались невостребованными — они оказались не нужны современным гениям отечественного тренерского цеха.
Ну, правильно, зачем — ведь мы и так крушим канадцев и американцев, вытираем ноги об шведов и финнов, не правда ли?
Тихонов свою команду «Красной машиной» не называл — это словосочетание придумали те, кого этот уникальный аппарат сметал со своей дороги. Для него слова вообще имели мало значения, все определяло дело.
Каждый игрок должен был знать свой маневр, понимать, что от него требуется в следующую секунду игры. Успех был результатом колоссального, титанического труда.
Мастер виноделия
Отличительной чертой советского хоккея была коллективная игра, отличное владение техникой паса, умение найти партнера в любой точке поля. И молодежная сборная Ларионова вроде бы пыталась играть именно в такой хоккей.
Но есть принципиальная разница — все хитросплетения комбинаций оригинальной «Красной машины» были выстроены ради гола в ворота соперника, и ничего лишнего в этой игре не было.
А команда Ларионова демонстрировала хоккейный «карго-культ» в чистом виде — игроки носятся по полю и играют в пас без реального продвижения и угроз воротам соперника, демонстрируя радующее глаз фигурное катание с шайбой. Вот только при встрече со сборной Канады «контрафакт» был разоблачен в считаные минуты. Выяснилось, что российские хоккейные хитросплетения стоят копейку в базарный день и деклассировать принципиального соперника при их помощи нереально.
Ларионов долгие годы наслаждался жизнь в Северной Америке, став, как говорят, весьма неплохим виноделом. Только вот к тренерскому искусству сие занятие никакого отношения не имеет.
Вернем Третьяка в ворота и победим?
Такое ощущение, что «Профессор» так до сих пор и не понял, что тогда, в конце 1980-х, он повел себя как полный профан. Не он один, конечно. Многие в стране вообразили, что строить самолеты, ракеты, возводить города, создавать медицину, образование и т. д. может кто угодно.
Результатом этого «бунта интеллектуалов» стала тотальная разруха 1990-х, последствия которой ощущаются до сих пор и будут ощущаться еще долго.
Для того чтобы реально воссоздать советский хоккей в его лучших проявлениях, нужно изучать опыт предшественников, перекладывая его на современность, и отказаться от погони за брендами и громкими именами.
Ларионов после поражения от Финляндии в матче за 3-е место попросил «не унижать команду». Никто и не собирается. Какой спрос с пацанов? Вопросы есть к функционерам, отвечающим за кадровые решения.
В чем перспективность 60-летнего Ларионова в плане подготовки молодежи? Почему вторая по значимости команда страны отдается человеку, не имеющему серьезного тренерского опыта? Нет ли в этом очередного унижения тренерской профессии, которая в последние десятилетия в нашей стране усилиями в том числе и самого Ларионова опущена ниже плинтуса?
Если мы взялись за имитацию «Красной машины», то на следующем взрослом чемпионате мира можно поставить в ворота 68-летнего Третьяка, в нападение — 60-летнего Ларионова, а в защиту — 62-летнего Фетисова. Есть шанс, что такое зрелище введет канадцев в состояние глубокого ступора, с помощью которого мы и победим.
Такой способ ничем не хуже имитации советского хоккея, продемонстрированной молодежной сборной Игоря Ларионова.