3 невнятных матча — столько длилась футбольная командировка России в Европу.
Предыдущая поездка сборной России на слёт лучших европейских команд (2016 г.) пахла скверно. Ни единой победы и незабываемое интервью Леонида Слуцкого («Ко мне в номер зашла группа игроков, и мы в один голос произнесли: «Мы — говно».) А через 2 года случился чемпионат мира в России, и мы обнаружили сборную в 1/4 финала, который проиграли хорватам лишь в серии пенальти. До такой планки наш футбол не мог допрыгнуть 48 лет. И показалось, что найдена вакцина от всех дурно пахнущих проявлений, что в элите футбольной и мы можем выцарапать себе место. Но наступило лето-2021, и мы узнали свою прежнюю сборную.
— Вспомните, как уничижительно датчане отзывались о нашей сборной перед игрой в Копенгагене. («Если не обыгрываешь такую команду, как сборная России, то не заслуживаешь выход в плей-офф. — Ред.) На месте наших игроков, прочитав подобные отзывы о себе, я ел бы на поле траву, умирал бы, добиваясь победы. А они... Я не знаю, может быть, нынешнее поколение футболистов такие слова вообще не задевают.
Аршавин сказал, что большинство игроков нынешнего состава не попали бы в сборную образца 2008 г., которая обыгрывала Голландию (команда тогда взяла бронзовые медали Евро. — Ред.). А я скажу, что единицы из состава-2008 (может быть, Аршавин, Игнашевич, Акинфеев) оказались бы в сборной, которая была в 1996 г. Футболисты моего поколения, игравшие за европейские клубы, забивали по 100 мячей. У меня вообще под 200 за карьеру забитых. А сейчас? Почти все играют в России, забивают 5–10 мячей. Аршавин правильно говорит. А кто сильнее Аршавина в нынешней сборной? Никто. Кто сильнее Игнашевича? Джикия? Не думаю.
Понятно, нехорошо считать чужие деньги. Но цифры зарплат в нашем футболе многих удивляют 1,5–2 млн евро. Одно дело, когда ты действительно эти деньги зарабатываешь, другое — когда просто так их получаешь, выступая на чемпионате России. После первой игры с Бельгией, которая без трёх своих основных игроков разорвала нас 3:0, наши футболисты заявили: «Ничем бельгийцы нас не удивили, Лукаку вообще ни о чём». Ребята, совесть имейте. Лукаку забил столько, сколько вам за всю жизнь не забить. Нет чтобы признать: Лукаку — машина, суперфорвард. Но, видимо, воспитания многим нашим футболистам не хватает. Попал человек в сборную — и ему кажется, что он уже звезда. Какие они звёзды? Где играют? Кто их знает в мире?
Вопросы к Черчесову? Тут ведь как: вышли бы наши в плей-офф, и Черчесов был бы молодец. Когда у тренера есть результат (как 2 года назад на чемпионате мира), все тебя хотят, все тебя любят. Как только провал — сразу отворачиваются. Давайте не забывать, что он 5 лет руководит сборной. Это немногим тренерам даётся.
Из жизни других. В число фаворитов у меня ещё до старта входили Бельгия, Франция, Германия, Италия. Пока больше всего нравятся итальянцы и бельгийцы. Ну а вообще, это турнир такой, что я ничему не удивлюсь.
— Я не вижу повода для удивлений. Мы попали в непростую группу. Всё случилось так, как и прогнозировалось: проигрываем бельгийцам, обыгрываем финнов (а кто-то считал, что мы и у финнов не выиграем), и всё решится в матче с Данией. И, увы, этот матч был на поле соперника в Копенгагене. Болельщики разочарованы, им хотелось бы хотя бы видеть более зрелищный футбол. Но я не ожидал от нашей сборной какого-то особого футбола. Ясно, у нас много проблем на разных позициях. Разброд и шатание, непонятные сочетания в защите. Нам бы очень пригодился такой вратарь, как Акинфеев, чтобы защитой руководить и, может, компенсировать её слабость. Но, к сожалению, Акинфеев закончил играть в сборной.
Я дважды был пресс-атташе сборной по футболу (при Бышовце и при Романцеве). Тогда тоже звучали «классические» обвинения: не стараются, зажравшиеся миллионеры. На самом деле они стараются. У них и ноги сбитые, и прочее. Проблема в том, что, даже стараясь, они не могут. Уровень мастерства соперников выше. Вот и всё. Проще всего сказать: «Они не выкладываются на поле, для них главное — деньги». Но это неверный посыл. Потому что эту составляющую ещё можно было бы как-то исправить, взывая к совести, которая в конце концов должна проснуться. А они просто хуже других играют в футбол.
Из жизни других. Мощные французы, сильные немцы. Но я люблю английский футбол и ставлю на англичан. Если бы в финале встретились Англия с Францией, это был бы прекрасный матч.
— Я помню, как наши побеждали голландцев в 2008 г. Это было эстетическое удовольствие! Даже победа над испанцами на чемпионате мира в России в 2018 г. не идёт в сравнение. Но то, что мы видели на этом турнире, — это не футбол, а попытка в третьем матче, который наши проиграли 1:4, спасти честь. У меня масса вопросов к системе игры, мотивации игроков. Не хочу называть имена футболистов, но все же видели, как некоторые тряслись от страха в первом матче с Бельгией. Да, в сборной сейчас нет игроков уровня Акинфеева, Игнашевича. Но, главное, у неё нет ни уверенности, ни куража, ни объёма работы. Только это могло бы куда-то вывести.
Из жизни других. Мне нравятся немцы, а ещё сборная Италии. Они будут играть в финале либо с немцами, либо с французами. Но я не исключаю финал Германия — Франция.
Кстати
Из 24 сборных, выступающих на Евро, только 6 встали на колено в поддержку BLM (с англ. — «Жизни чёрных важны»). Это Турция, Уэльс, Бельгия, Швейцария, Англия, Шотландия. Италия, Дания, Финляндия, Россия, Голландия, Украина, Австрия, Сев. Македония, Хорватия, Чехия, Испания, Швеция, Польша, Словакия, Венгрия, Португалия, Франция, Германия не присоединились к акции. Ярче других высказался на эту тему премьер-министр Венгрии Виктор Орбан: «Венгры преклоняют колено только в трёх случаях: перед Богом, перед родиной и когда просят руки возлюбленной. Это же преклонение колена изобретено странами, владевшими рабами. Мы никогда этим не занимались, поэтому не видим важности этого».