Волгоградский футбольный клуб «Ротор» захлестнули проблемы. В середине прошлого года пришлось не по спортивному принципу, а по решению учредителя — министерства спорта области — покинуть Футбольную национальную лигу и перейти в более низкую по рангу вторую лигу.
Теперь руководство региона поставило вопрос о ликвидации старейшей команды Волгограда — города, где в 2018 году пройдёт чемпионат мира по футболу.
Справка:
ФК «Ротор» является преемником сталинградской команды «Трактор», которая была образована в 1929 году. В чемпионате страны 1939 года «Трактор» несколько раз выходил на первое место, выигрывая у лидеров советского футбола «Спартака» и «Динамо». В современной истории команда несколько раз была серебряным призёром чемпионатов России (1993 и 1997 год), бронзовым призёром чемпионата России 1996 года, а также финалистом Кубка России.
Новый год принёс «Ротору» новые проблемы. Из-за дефицита бюджета правительство Волгоградской области отказывается финансировать главную футбольную команду региона. Среди причин также называется и многомиллионный долг, который образовался у клуба за последние несколько лет. Так, на последнем заседании в региональном министерстве спорта был поставлен вопрос о ликвидации старейшей футбольной команды и последующей замене её на местечковый клуб «Олимпия».
О насущных проблемах и перспективах команды АиФ.ru рассказал президент федерации футбола Волгоградской области, вице-президент ФК «Ротор» Рохус Шох.
Надежда Кузьмина, АиФ.ru: Расскажите, что за ситуация сложилась вокруг клуба? Проблемы существуют не первый год. Почему они обострились именно сейчас?
Рохус Шох: Ситуация эта банальная для регионального футбола, да и вообще для регионального спорта — острая нехватка финансирования. Это проблема не только «Ротора», а всего спорта в Волгограде. Российские реалии таковы, что крупные инвесторы в профессиональный спорт приходят только при помощи и заинтересованности местных властей. Это не секрет для руководителей регионов, все об этом знают. К сожалению, в большинстве случаев реальность такова, что если власть не достаточно заинтересована в развитии профессионального спорта, то и бизнесу он не интересен. Конечно, есть исключения, и их больше всего как раз в футболе. Но даже здесь успешные частные клубы можно пересчитать по пальцам одной руки — московские «Спартак» и ЦСКА, «Краснодар» и махачкалинский «Анжи». Я противник того, чтобы клубы содержались только из бюджета. Основная масса средств должна поступать от заинтересованных частных инвесторов, да и сам клуб должен развивать коммерческую деятельность, что, кстати говоря, мы в «Роторе» не без успеха делали и делаем. Но действительность, к сожалению, такова, что если сегодня лишить профессиональный спорт в России государственной поддержки, то рухнет вся система проведения соревнований и чемпионатов, существовать самостоятельно смогут единицы.
— Сегодня клуб обвиняют в неких сверхрасходах, растратах, и именно это называют в качестве причины для ликвидации «Ротора».
— Это всё от лукавого. Давайте называть вещи своими именами. Это не долги, а недофинансирование клуба. Бывшее руководство области ставило перед «Ротором» задачи, которые нами решались, однако обязательства, которые брало на себя при этом бывшее руководство региона, в полном объёме выполнены не были. Все затраты клуба были прошлым летом проверены соответствующими комиссиями и признаны обоснованными.
Из года в год в наше госзадание недозакладывали необходимый бюджет, обещали, что позже найдут спонсора или выделят дополнительные средства из регионального бюджета, чтобы это недофинансирование закрыть. Но задолженность только росла. Бывший министр спорта области Татьяна Лебедева в своём недавнем интервью сама говорила, что новая команда руководителей области не желает отвечать за обещания своих предшественников.
— Раз расходы обоснованные, неужели содержание футбольного клуба — настолько дорогое удовольствие?
— Для участия во Второй лиге, где «Ротор» выступает сейчас, затраты, конечно, намного меньше. А вот участие в первенстве ФНЛ — совсем другое дело. Во-первых, это авиаперелёты команды по всей стране от Калининграда до Владивостока, проживание в гостиницах во время выездных матчей, питание футболистов. Зимние сборы команды в Краснодарском крае или Турции и так далее. И всё это только футбольная команда, которая является вершиной айсберга. Но клуб далеко не только те 11 человек, которые выходят на поле и которых видят болельщики. В нашей возрождённой детской школе сегодня занимаются 10 возрастов, это более 200 детей. По спортивным показателям это лучшая футбольная школа области. Питание, экипировка, поездки детей на соревнования, аренда полей для их тренировок оплачиваются за счёт клуба или спонсоров. Мы единственные в области, кто не берёт денег с родителей юных футболистов. В оперативном управлении у «Ротора» были два принадлежащих области стадиона — «Центральный» (который сейчас демонтирован) и «Трактор». Техническое состояние этих арен уже давно не соответствует никаким нормам. «Ротор» обеспечивал содержание и функционирование этих стадионов — оплачивал коммунальные услуги, зарплаты их сотрудников и многомиллионные налоги на землю. К сожалению, дополнительные деньги на это в наше госзадание не включались. В общей кредиторской задолженности «Ротора» только налог на землю за стадион «Трактор» — более 24 миллионов рублей, которые клуб должен заплатить местному бюджету. Это почти четверть всего клубного долга.
— Как вообще могут задолжать друг другу два бюджетных учреждения?
— Такое у нас законодательство! Кому-то в области давали деньги на содержание спортивных объектов, но только не «Ротору». Когда говорят о наших долгах — никто же их не расшифровывает. Хотя проверка Контрольно-счётной палаты показала, что никакого нецелевого расходования бюджетных средств у нас нет. Чиновники, некоторые из которых и сейчас работают в администрации области, кивали головой и знали, что происходит. А сейчас перед новым губернатором и общественностью делают вид, что ничего не знали, и говорят — клуб наделал долгов, пусть сам с ними и разбирается.
— Неужели выхода нет?
— Прошлым летом был момент, когда футболистам фактически нечего было есть. Так ли это?
— Действительно, летом был сложный период. Если помните, вопрос о существовании «Ротора» в профессиональном футболе встал именно тогда. Более того, все были почти уверены, что клуб перестанет существовать. Ведь команда, не по спортивному принципу покинувшая ФНЛ, должна потерять профессиональный статус. Тогда губернатор поставил перед нами задачу — профессиональный статус сохранить, укомплектовать состав команды местными футболистами и заявиться во Вторую лигу. Считаю, что с поставленными задачами справились. Более того, сохранили возрождённую детскую школу «Ротор», несмотря на огромные сложности. Смогли убедить Российский футбольный союз, что в таком футбольном городе, как Волгоград, должен быть профессиональный футбол, и именно «Ротор» — команда с большой историей и традициями. В РФС нас услышали и пошли навстречу. Я хочу сказать, как президент областной федерации футбола: главное, чтобы «Ротор» жил. Хотите — поставьте новых руководителей, но команду нужно удержать.
— То есть вы согласны уйти?
— Наше мнение по этому поводу давно известно учредителям. Никто не держится за работу. Все — Сергей Нечай, Олег Веретенников, Денис Зубко, детские тренеры, простые сотрудники, бухгалтерия, многие не один десяток лет здесь проработали, фактически посвятили всю свою жизнь, все готовы уйти — пусть только «Ротор» будет. Но лично моё мнение, что Олег Веретенников и Денис Зубко должны в любой ситуации оставаться тренерами команды, так как они одни из тех, кто является продолжателями традиций клуба.
— А дезертиры есть?
— Конечно. Как без этого? Ещё летом в самый сложный период кое-кто побежал. Чисто с обывательской точки зрения мне самому было проще всё бросить летом и уйти. Зачем трепать нервы? Но я не смог себе этого позволить и бросить команду в сложный период, как и Сергей Нечай и Олег Веретенников. Поверьте, сегодня работать в «Роторе» не сахар.
— Болельщики запустили в социальных сетях акцию #СпаситеРотор. Почему не указали реквизиты для перечисления денежных средств? Ведь наверняка были желающие помочь финансово клубу.
— Эта акция #СпаситеРотор, она по-настоящему всколыхнула людей, и вторую неделю этот тренд держится в федеральных СМИ и социальных сетях. В поддержку выступили болельщики других клубов, известные футболисты, артисты, в Сети даже появились ролики. Желающие помочь финансово клубу были, есть и будут. Но сама акция, по сути, это выражение позиции десятков тысяч болельщиков и людей, неравнодушных к «Ротору». Таким образом, они привлекают внимание к проблемам клуба, говорят, что команда нужна городу и стране. Каждый поучаствовавший в акции уже сделал большое дело, привлёк к клубу внимание, что в наш информационный век дорогого стоит. За это мы всем очень благодарны.
ФК «Уфа» поддержала акцию #СпаситеРотор:
— Ходят слухи о том, что предлагается заменить «Ротор» на футбольный клуб «Олимпия». Так ли это?
— Это предлагают люди реваншистского толка, у которых негатив сидит в голове, которые просто хотят разрушить «Ротор». Кто это, в СМИ уже писалось. «Ротор» — это бренд Волгоградской области. Конечно, главный символ региона — Родина-мать и Мамаев курган, а вот вторым по узнаваемости брендом является именно «Ротор». Вспомните матч «На руинах Сталинграда» в мае 1943 года. Даже тогда, в такое сложное время, смогли сохранить футбол и с помощью него показать всему миру, что Сталинград жив. А сейчас мы рискуем войти в историю, как первый город, в котором будет проводиться ЧМ по футболу и у которого не будет главной команды.
Если сейчас разрушить «Ротор» — ещё одно поколение наших местных талантливых футболистов разбежится по стране. Ведь тысячи мальчишек, которые занимаются футболом в региональных школах, бредят именно «Ротором» и мечтают за него играть.
Тем более, сейчас построят такой суперсовременный, чисто футбольный стадион — «Победа». Футбольный клуб — это локомотив стадиона, и это должен быть именно «Ротор». В Петербурге есть «Зенит» — он очень много значит для людей. Если сейчас убрать «Зенит» и оставить «Динамо» (Санкт-Петербург), там никто этого не поймёт. Почему считается, что здесь поймут, если уберут «Ротор»? «Ротор» очень значим для многих поколений волгоградцев.
Мнения
«Болельщик экономических причин и финансовых трудностей никогда не поймёт и не простит, — считает Константин Карапетян — экс-пресс-атташе другого ФК Волгоградской области «Энергия», который также из-за финансовых трудностей уже покинул профессиональную лигу, — но со стороны объективно можно принять такой радикальный способ решения ситуации. Очевидно, что в такие времена профессиональный футбол казне не карману. Тем более, когда речь идёт о клубе, имеющем колоссальную задолженность. Сегодня на тот самый клубный бюджет, позволяющий команде решать пусть даже средние турнирные задачи, можно выполнить кучу социальных бюджетных обязательств. Посему с футболом придётся подождать до лучших времён. Есть, конечно, другой вариант, вроде как сохраняющий команде жизнь, — это лишение профессионального статуса и игра в любительских турнирах, где только и надо, что без энтузиазма пинать мяч. Но на самом деле такое продление агонии «больного» — не выход, тем более, для такого бренда, как «Ротор». Эта команда должна решать амбициозные задачи».
«„Ротор“ — это история. «Ротор» — это символ, — говорит болельщик Андрей, — грош цена руководителям администрации, если они ликвидируют команду. Мне такая власть не нужна! В таких делах в силах помочь только губернатор. Он — первое лицо региона. Он способен привлечь инвесторов к спорту и «Ротору» в частности на взаимовыгодных условиях».