Московское «Динамо» неоднократно становилось объектом внимания любителей футбола, а его поклонники и вовсе знают о клубе все. Вместе им пришлось пережить немало испытаний, в том числе и вылет клуба из высшего дивизиона. Сейчас же видеть клуб на второй строчке турнирной таблицы РПЛ, да еще и в статусе едва ли не единственного легитимного преследователя признанного гегемона внутреннего первенства, санкт-петербургского «Зенита», достаточно непривычно.
Своим мнением о дальнейших перспективах в интервью с «Интерфаксом» поделился глава проекта под условным названием «Новое Динамо», председатель совета директоров принадлежащего ВТБ клуба, а также первый зампред банка Юрий Соловьев.
Отвечая на вопрос: какую задачу ставят перед собой и руководство клуба, и сами игроки, Юрий Соловьев ответил следующее. «Когда мы взяли на себя управление клубом два с половиной года назад, большое внимание уделили стратегии, чтобы найти свою собственную философию и точнее передать дух команды. „Динамо“ — это сила в движении, сила в единстве. Это должно было найти отражение на поле. Мы несем ответственность за развитие клуба, для нас это большая честь. Мы действуем очень последовательно, осторожно, но уверенно. Мы нацелены на долгосрочное развитие команды, ее игры. Развитие — это, наверное, ключевое слово. И за эти 2,5 года мы показали, что команда развивается по всем направлениям», — отметил Юрий Соловьев.
Он также отметил, что и тренерский, и спортивный штабы также разделяют данную философию. Они также отмечали, что в числе их приоритетов обеспечение развитие игроков, совершенствование навыков футболистов, проведение работы с молодыми талантами. Следствием такой работы станут результаты команды. И тот факт, что сейчас клуб борется за первое место — отлично и уже превосходит запланированные результаты. Но при этом работает как отличная мотивация.
«Что мы ждем весной от клуба, в том числе и я? Качественного привлекательного футбола, самоотдачи в каждом матче, желания побеждать, бороться. У нас тут общее видение с главным тренером, со спортивным штабом. Текущая стратегия клуба — это выходить и показывать максимум в каждом матче. Наша цель не изменилась — выйти в еврокубки и достойно выступить на европейской арене», — сказал Юрий Соловьев.
Руководитель проекта отметил, что стратегия клуба расписана по большому количеству направлений. Каждая команда управленцев имеет свои четкие КПЭ. Эти установки в полной мере отражают тот футбол и ту философию, которую хотелось бы видеть. «Вертикальный футбол, интенсивный, зрелищный, красивый, нацеленный на удары по воротам. И так мы подходим ко всему, от бренда до технологической трансформации клуба. Это важно понимать, поскольку очень много фундаментальных процессов нам пришлось перезапустить», — подчеркнул Юрий Соловьев.
Юбилейный настрой
В 2023 году клуб будет праздновать солидный юбилей — 100 лет с момента основания. Естественно, и футболисты, и их тренерские штабы, а также их спонсоры стремятся отметить такой «день рождения» яркой победой. «2023 год — год столетия клуба, особенный момент. Выиграть титул в год столетия, да просто выиграть титул — для нас это мечта. Но все же самое важное в том, что мы нацелены на долгосрочное развитие клуба, а не на краткосрочные результаты. Нам важно, чтобы „Динамо“ по праву занимало лидирующие позиции, боролось за призовые места регулярно, каждый сезон. А разогнаться, добиться цели, а потом уйти в небытие — это неинтересно», — объясняет Юрий Соловьев.
Ни у кого не должно возникать сомнений, что все причастные к клубу сделают все, чтобы его выступление было достойным. Пришлось долго жить не победами, а воспоминаниями о них, трофеями, которые видели отцы и деды. «Мы стремимся к тому, чтобы эту ситуацию изменить. Болельщики своей преданностью и верой в команду на фоне длинной полосы неудач точно заслужили такой праздник. Наша цель — вернуть „Динамо“ титулы и статус топ-клуба. Мы в начале новой главы в истории клуба, и мы хотим сделать ее очень яркой», — рассказывает Юрий Соловьев.
Четкая вертикаль управления
Как нередко отмечалось, долгое время проблемой клуба было отсутствие четкой вертикали управления. То есть создалась ситуация, когда решения вроде бы принимались, но при этом за последствия, особенно если это были негативные варианты, ответственность брать на себя никто не хотел. И даже было неясно, к кому адресовать претензии. Сейчас ситуация меняется. Было решено, что нужно задействовать лучшие управленческие ресурсы и заняться проектом серьезно.
«Мы действительно выделили значительные ресурсы, прежде всего человеческие. Мы, как группа, являемся инвесторами в огромное количество разных видов бизнеса, в разных секторах, в разных странах. У нас накоплен колоссальный управленческий опыт и свое видение того, как должен работать бизнес. Соответственно, мы подошли к управлению клубом с тем же лекалом. Весь свой 30-летний опыт работы в финансовой сфере я применил и к „Динамо“. И кроме меня еще очень много людей в этом процессе участвует», — рассказывает Юрий Соловьев.
Сейчас работает схема с советом директоров, где проходят обсуждение и получают одобрение все стратегические вопросы по всем направлениям развития, в том числе и вопросы по трансферам. Здесь же определяются и стратегии разного плана — от спортивной до финансовой. Есть при совете и комитеты, прорабатывающие задачи в рамках своего направления. Кроме того, как говорит Юрий Соловьев, есть и консультационный совет, в который привлечены ветераны футбольного клуба, а также представители общественности, бизнеса и болельщиков.
Далее в иерархии управления клуба присутствует правление, есть генеральный директор, отвечающий за свой круг вопросов. «Сейчас очень четко понятно, кто за что отвечает. Футбол оказался более сложным бизнесом, чем, наверное, большинство других, с которыми мы работаем. Здесь совсем нет мелочей, абсолютно, важно буквально все — от риск-менеджмента при подписании контрактов с футболистами и работниками клуба до того, какая именно вода в кулерах. Я периодически встречаюсь с командой. На первой встрече 10-15 минут были посвящены обсуждению качества воды, которую пьют футболисты», — говорит Юрий Соловьев.
Вся вертикаль управления сегодня вкладывает в развитие клуба и финансовые средства, и опыт, а еще и свою душу. Ведь футбол сравним с наукой, искусством, а также это и тяжелая работа, и определенный элемент удачи.
Временные рамки
Важный вопрос в такой масштабной работе — время. Ведь приходится сочетать развитие клуба с основной работой. «Пришлось выделять на это помимо рабочего больше личного времени — на уик-эндах, по ночам и в отпусках. Было время, когда приходилось собирать менеджмент клуба по несколько раз в неделю, поскольку мы тогда только начали выстраивать все процессы. Я очень много времени посвятил лично — так же, как члены совета директоров и правления — поиску персонала, управленческой команды. Футболистов это тоже касается», — отмечает Юрий Соловьев.
Но это важные затраты, так как, по мнению руководителя проекта «новое Динамо», то время, которое уделяется какому-то вопросу, обратно пропорционально уровню доверия или тому, как со своей работой справляются и целые подразделения, и отдельный человек. В фокусе внимания продолжают оставаться стратегические вопросы — Юрий Соколов тщательно за ними следит. «Для меня люди — приоритет номер один, и пока я буду занимать эту должность, я всегда буду уделять время главному — команде в широком смысле слова. Для меня это очень важный проект. Я не получаю за него какую-то финансовую компенсацию, для меня — это вопрос и чести, и ответственности», — говори он.
После игр на домашнем поле руководитель клубного проекта старается зайти к игрокам — это помогает оценить микроклимат внутри команды, побыть с игроками как в минуты радости, так и огорчений.
Выше стоимость
Активная работа не могла остаться незамеченной. Так, например, в три трансферных окна, которые оказались очень важными, прошло ощутимое обновление коллектива, сменились не только футболисты, но и два тренерских штаба. И это были важные стадии становления и развития всего проекта. «Это были важные стадии становления и развития всего проекта. Результаты клуба, наверное, говорят сами за себя, команда очевидно боеспособна, оценка ее стоимости увеличивается. С мая 2019 года, когда „Динамо“ возглавила новая управленческая команда, суммарная трансферная стоимость игроков клуба выросла с 33 млн евро до 82,4 млн евро по данным Transfermarkt», — подчеркнул Юрий Соловьев.
«Привезти качественного футболиста за вменяемые деньги в Россию достаточно сложно. И мы видели примеры даже за эти 2-3 года, когда приезжают достаточно дорогие игроки и не могут адаптироваться в нашем чемпионате. Это не в одной команде происходит, а практически у всех лидеров российского чемпионата эти истории периодически повторяются. Сложно привезти не только хорошего игрока, но и человека, который встроится в коллектив и сможет себя реализовать в нашем чемпионате. Но есть примеры, и очень позитивные, футболистов, которые приезжают и работают. Про другие клубы не буду говорить, но у нас абсолютное большинство легионеров команды очень хорошо прогрессирует сегодня», — отмечает глава проекта.
IPO в футболе
Конечно же, важная тема IPO в футболе. «Продать какой-то клуб болельщикам в российских бизнес-реалиях, с тем, как работает бизнес-модель российских клубов в настоящий момент, — без титульного спонсора, который фактически несет на себе финансовую нагрузку существования клуба, — наверное, невозможно. Поэтому нужно быть готовым много вкладывать в клуб для того, чтобы выбранная модель, при условии поддержки экономики сектора в целом, вывела клуб в какой-то положительный результат», — говорит Юрий Соловьев.
Он также апеллирует к европейскому опыту. Где есть несколько десятков торгуемых клубов и при этом по результатам последних 3-4 лет большая часть и них убыточна. " Если посмотреть на базу инвеcторов футбольных клубов, то, как правило, эти клубы входят в индексы бирж, на которых они торгуются, это то, что называется small caps, то есть компании невысокой капитализации, часть их free float покупается индексными фондами, вынужденных приобретать структуру индекса. Остальная часть — частные инвесторы, которые являются болельщиками клуба. У них не вполне экономическая мотивация владения этими акциями. Этот элемент эмоциональности в приобретении акций футбольного клуба совершенно точно может найти себя и в российской действительности, даже в том случае, если сама экономическая бизнес-модель клуба или сектора в целом убыточна«, — поясняет Юрий Соловьев.
И добавляет, что для выхода на серьезный уровень клуб должен обзавестись большим числом болельщиков и относительно вменяемой ценой. Но не стоит сбрасывать со счетов и клубный патриотизм. Как говорит Юрий Соловьев, этот параметр можно считать важным элементом социальной стоимости клуба.
«Несколько раз на нас выходили европейские клубы и инвесторы в футбольные клубы, мы обсуждали различные модели кооперации, в том числе и кросс-акционирования. Мы пока не нашли правильную форму, которая отвечала бы интересам прежде всего футбольного клуба „Динамо“. Мы сторонники открытой экоплатформы, экосистемы в целом в группе ВТБ, но для нас важно не просто чье-то участие, нам важно, чтобы люди привносили дополнительную ценность, опыт, умные деньги, если речь о них. Поэтому пока в этом контексте мы партнеров не нашли», — говорит Юрий Соловьев.
Экономический вопрос
Единственный путь развития академии «Динамо», по мнению Юрия Соловьева, — сделать ее независимой от различных негативных факторов в экономике. И лучше всего выбрать для нее источником финансирования эндаумент. Тем более, что банк является аьбсолютным лидером в управлении целевыми капиталами — имеется больше 70 эндаумент-фондов под управлением. В 2020 году был создан такой фонд для «Динамо», и сейчас в нем насчитывается 4,3 млрд рублей, из которых 4 млрд — целевой капитал, остальное относится к инвестиционному.
«В 2022 году мы планируем активизировать работу по фандрайзингу, будем активно рассказать болельщикам и всем, кто неравнодушен к футболу, что пожертвования в эндаумент-фонд — уникальная возможность для личного участия в формировании будущего футбола в нашей стране. По нашим расчетам, в течение ближайших четырех-пяти лет целевой капитал эндаумента выйдет на тот уровень, который позволит следующее десятилетие полностью финансировать затраты на развитие нашего детско-юношеского футбола. Эндаумент предполагает, что целевой капитал не расходуется, инвестируется, а инвестиционный доход направляется на финансирование академии. Инвестиционная стратегия фонда достаточно консервативная: сейчас 20% инвестируются в акции, 80% — в облигации», — подчеркнул Юрий Соловьев.
Амбициозные задачи
«Мы считаем это краеугольным камнем для дальнейшего развития футбольного клуба в целом. Я оценил бы работу академии за последнее десятилетие положительно. Яркие дебюты последнего времени — это Константин Тюкавин, Арсен Захарян, Ярослав Гладышев, Александр Кутицкий, Владислав Галкин. Можно вспомнить еще очень много фамилий, в основном составе „Динамо“ сегодня 11 выпускников нашей академии, от капитана Антона Шунина и до очень молодых футболистов. Также ряд ярких футболистов из динамовской академии играют в других клубах, в том числе, и ведущих клубах РПЛ», — отметил Юрий Соловьев.
Он также заявил, что крайне важно продолжать эти традиции, увеличивать число ярких талантов. Уже было открыто 4 региональных центра, в планах в следующем году открыть еще два. Также в начале года необходимо приступить к строительству центральной академии, которой у клуба долгое время не было. Тем более, что место уже найдено. «Надеемся построить одну из лучших академий страны по абсолютно топовым европейским стандартам. Поэтому если все получится, как мы планируем, в 2024 году у „Динамо“ должна быть новая академия для мальчишек и девчонок в Москве», — поделился планами руководитель проекта. Она должна расположиться на берегу Москва-реки по северо-западному направлению.
По франшизе сейчас работают 26 спортивных школ, а хочется, чтобы их было 100. На данный момент в таких школах занимаются 1200 детей. И несколько молодых футболистов из первой школы «Динамо» в Махачкале уже были привлечены в Москву. «Подход и философия игры будет одна, начиная от основной команды до самых юных возрастов, „Динамо“ готовит ребят по специализированным методикам, чтобы выпускники спортивных школ, те, кто доучится и проявит себя, соответствовали критериям игры в основной команде. Клуб полностью переводит процесс подготовки на технологические рельсы. В прошлом году „Динамо“ первым в России поставил на тренировочном поле академии умные камеры со встроенным искусственным интеллектом и технологией отслеживания мяча и спортивных событий, происходящих на поле, получаемые видео становятся частью процесса подготовки аналитического досье воспитанника. Только в этом году тысячи тренировок были проведены с видеонаблюдением. Надеюсь, в перспективе, как делают большие клубы, „Динамо“ будет анализировать ДНК маленьких футболистов, чтобы более эффективно строить тренировочный процесс», — делится планами Юрий Соловьев.
Сегодня технологии в футболе и биотехнологии уже на другом уровне. У клуба есть лаборатория, работающая с основной командой, а в дальнейшем планируется использовать их в отношении более юных возрастов. Клуб старается подходить как к тренировкам, так и учебному процессу максимально научно. Также к работе подключили и единую цифровую систему — в ней собрана вся информация по игрокам. Такая мера позволит эффективно управлять командой, планировать тренировки, отслеживать физическое состояние игроков, медицинские назначения, анализировать показатели игры. Туда подключены и команды академии.
«Собирается статистика по молодым игрокам с их первых шагов в спорте. С годами и увеличением количества выпускников академии, прошедших через анализ искусственного интеллекта, мы будем вырабатывать и получать определенные алгоритмы как подготовки, так и понимания спортивного потенциала развития футболистов. Мы очень жадно ищем технологии по всему миру, у нас работают международные консультанты, которые сотрудничают с топовыми клубами. Мы стараемся сделать из „Динамо“ цифровой клуб», — рассказывает Юрий Соловьев.
Он также отмечает, что нужно создавать максимально благоприятные условия для развития игроков, чтобы им хотелось оставаться в клубе, было куда расти и показывать прогресс. Такой подход находит поддержку и у тренерского и спортивного штабов. Тренеры дают молодым ребятам все возможности и работают над развитием их качеств. Причем клуб не гонится за покупками игроков, стараясь уделять внимание своим — уже было несколько отказов от приобретения игроков в пользу воспитания своих ребят.
«На мой взгляд, у большинства наших ребят очень правильные приоритеты, правильное окружение, их поддерживают семьи, что очень важно в период становления. Мы надеемся дальше работать и с ними, и с их агентами, и с их семьями, чтобы дать им возможность дальнейшего прогресса. И если дальнейший прогресс будет вне стен „Динамо“, мы будем этому содействовать», — отметил Юрий Соловьев.
Финансовые задачи
«На данный момент отчетность клуба и финансовые планы на ближайшие годы полностью соответствуют всем критериям финансового fair play. Я этому лично уделял очень большое внимание, это был важный пункт в моем списке задач. Мы каждый год получаем лицензию, позволяющую принимать участие в еврокубках, находимся в постоянном рабочем контакте с УЕФА по этому вопросу», — рассказывает Юрий Соловьев.
Был определен объем финансов на год, который пока увеличивать не планируется При этом клуб четко вписывается в те же самые деньги. А стоимость бренда и клуба растет.
«Коммерческая стратегия клуба подразумевает рост выручки от мерчендайзинга в 2,5 раза по итогам этого сезона по сравнению с сезоном 2020/2021, а спонсорства — в 1,5 раза. Matchday revenue тоже планируются к увеличению», — отмечает руководитель проекта.
Планируется рационализировать использование стадиона в пользу его большей прибыльности. Есть рост интереса со стороны спонсоров, связанный с ростом аудитории клуба и улучшением его спортивного результата.
Взаимоотношения с агентами
Работа с агентами не может оставаться в футбольной теме вне внимания. «Агенты — это часть футбольной реальности. „Динамо“ работает по своим клубным стандартам, мне кажется, агентское сообщество это уже четко понимает. Клуб не делит агентов на своих и чужих, главный фокус — это развитие футболистов, улучшение их профессиональных качеств, предоставление им платформы для дальнейшего развития карьеры», — уточняет Юрий Соловьев.
Клуб «Динамо» не рассматривает агентов в качестве собственников футболистов. Прежде всего работа строится как с представителями игрока и внимательно отслеживается такой пункт, как интересы игрока.
«Важный элемент в футбольном бизнесе — прозрачность. Не редки случаи, когда агенты пытаются манипулировать, искажают информацию, которая идет от руководства клуба. Клуб в свою очередь всегда настаивает на прозрачности, долгосрочности и взаимовыгодности отношений», — говорит Юрий Соловьев. При этом клуб старается иметь партнерские отношения с агентами, пытается найти общую финансовую цель.
Сейчас же руководство клуба и проекта под условным названием «новое Динамо» настроено позитивно, развитие продолжается. Юрий Соловьев надеется, что 2022 станет для «Динамо» годом побед, а имя клуб в самом хорошем смысле может прогреметь в российском футболе.