Один из ведущих футболистов сборной Германии Месут Озил опубликовал пространное заявление, в котором объяснил свое нежелание выступать в дальнейшем за национальную команду.
Первопричиной конфликта стала встреча трех германских футболистов турецкого происхождения — Озила, Элкая Гюндогана и Дженка Тосуна — с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Она состоялась 13 мая в Лондоне. Озил вручил Эрдогану футболку со своим автографом, а Гюндоган снабдил аналогичный презент дарственной надписью: «Моему достойному президенту с величайшим уважением».
Германские СМИ немедленно раздули скандал, который поддержали многие политики. Мотив — несовместимость идеалов, принятых в немецком обществе, с политикой президента Турции. Футболистов осудило также руководство Немецкого футбольного союза. Президент НФС Рейнхард Гриндель, в частности, заявил: «Футбол и НФС поддерживают ценности, которые не уважаются в достаточной мере президентом Эрдоганом. Вот почему не подобает, чтобы наши игроки позволяли манипулировать собой в рамках его избирательной кампании. Поступая подобным образом, наши футболисты не помогают нашим усилиям по интеграции».
Шефа поддержал директор НФС Оливер Бирхофф: «Ни один из них не осознавал символического значения этого фото, но совершенно очевидно, что они поступили неправильно, и мы поговорим с ними об этом».
На чемпионате мира сборная Германии провалилась, заняв последнее место в группе, что спровоцировало новую волну критики. 22 июля Месут Озил объявил о том, что приостанавливает выступления за сборную:
— Больше всего меня напрягало поведение Немецкого футбольного союза и особенно президента Райнхарда Гринделя... Когда я попытался объяснить Гринделю, что решение сфотографироваться c Эрдоганом связано с моим происхождением, выяснилось, что ему гораздо важнее заявить о своих политических взглядах, задвинув мое мнение... В это же время я встретился с президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером. В отличие от Гринделя, президент повел себя как профессионал. Ему действительно было интересно, что я скажу о моей семье, моем происхождении и моих решениях... В глазах Гринделя и его союзников я немец, когда мы побеждаем, и мигрант, когда мы проигрываем. Я плачу налоги в Германии, делаю пожертвования немецким школам, выиграл с Германией чемпионат мира, но общество все равно меня не принимает. Меня считают «другим». Я получал награды за интеграцию в немецкое общество, а в 2015 году стал «Послом немецкого футбола». Теперь получается, что я не немец?
Мнение Гринделя разделяют и другие. Политик Бернд Хольцхауэр назвал меня «козлотрахером» за то, что я сфотографировался с Эрдоганом и за мои турецкие корни. Глава Немецкого театра Вернер Штеер сказал, чтобы я валил в Анатолию, турецкий регион, где много мигрантов. Критиковать и оскорблять меня за происхождение моей семьи — это черта, переходить которую стыдно. Дискриминация как инструмент политической пропаганды — то, что должно мгновенно приводить к отставке этих бесчестных людей... Они ничем не лучше того болельщика, который после матча со шведами сказал мне: «Озил, турецкое ты дерьмо, турецкая свинья, сгинь уже». Я даже говорить не буду о письмах ненависти, звонках с угрозами и комментариях в соцсетях, которые получал я и члены моей семьи. Это все исходит от Германии прошлого, Германии, которая закрылась от новых культур, Германии, которой я не горжусь...
С тяжелым сердцем и после долгих раздумий я решил, что больше не буду играть за сборную Германии, пока чувствую расизм и неуважение...
Озилу 29 лет, он выпускник академии футбольного клуба «Шальке-04» (Гельзенкирхен). В течение карьеры выступал за «Шальке-04», «Вердер» (Бремен), «Реал» (Мадрид), с 2013 года — игрок лондонского «Арсенала». В составе национальной сборной Германии дебютировал 11 февраля 2009 года. С тех пор провел в ее составе 92 матча, забил 23 гола. Бронзовый призер ЧМ-2010 и ЧЕ-2012, чемпион мира 2014 года.