Мятеж богатых. Лучшие клубы Европы провозгласили Суперлигу

Игрок ФК «Ливерпуль» Мохамед Салах и игрок ФК «Челси» Мэйсон Маунт. © / РИА Новости

В мировом футболе произошло событие, которое уже поспешили назвать революцией. Вся современная структура крупнейших футбольных турниров уже в ближайшие месяцы может измениться до неузнаваемости.

   
   

«Наилучшие решения для мирового футбола»

«Двенадцать ведущих футбольных клубов Европы собрались сегодня вместе, чтобы объявить о своем согласии учредить новое соревнование, которое будет проходить в середине недели и управляться клубами-учредителями — Суперлигу. Еще трем клубам будет предложено присоединиться к первому сезону турнира, который стартует в самое ближайшее время.

Клубы-основатели с нетерпением ждут возможности обсудить с УЕФА и ФИФА новый турнир и принять наилучшие решения для мирового футбола», — говорится в заявлении, опубликованном в ночь с 18 на 19 апреля.

Авторы проекта заявляют о намерении запустить первый сезон Суперлиги уже в августе 2021 года.

В число клубов, которые готовы стартовать в новом турнире, вошли «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Челси», «Арсенал», «Тоттенхэм», «Ливерпуль», «Реал», «Барселона», «Атлетико», «Милан», «Интер» и «Ювентус».

Источники утверждают, что в самое ближайшее время к Суперлиге могут присоединиться «Бавария», «Лейпциг» и «Порту».

Всего же, по плану организаторов, в первом сезоне Суперлиги должны стартовать 20 команд. 15 из них получат постоянное место в турнире, а еще пять будут меняться ежегодно.

   
   

Клубы будут разбиты на две группы по 10 команд, которые проведут двухкруговой турнир. Затем состоится стадия плей-офф, финал — в мае 2022 года, примерно в те же сроки, когда обычно проводится финал Лиги чемпионов.

По замыслу организаторов Суперлиги, все ее участники продолжат выступления в национальных чемпионатах, но не в еврокубках.

Кубок чемпионов: с чего все начиналось

Чтобы понять, что именно происходит, необходим небольшой исторический экскурс. Кубок европейских чемпионов был основан в 1955 году по предложению французского спортивного журналиста и редактора «L’Équipe» Габриэля Ано. Задачей турнира изначально рассматривалось определение сильнейшего футбольного клуба Европы. Участвовать в турнире имели право только чемпионы своих стран, а также победитель предыдущего розыгрыша.

Кубок европейских чемпионов проводился по олимпийской системе — на каждой стадии команды играли друг с другом дома и на выезде, после чего победитель противостояния проходил дальше.

К началу 1990-х годов в условиях роста коммерческой привлекательности футбола европейские гранды стали выражать недовольство подобной схемой. Их не устраивало то, что в турнире мало матчей, а попасть туда сложно. К примеру, московский «Спартак», доминировавший в российском футболе после развала СССР, попадал в турнир без проблем как чемпион своей страны, в то время как целая россыпь грандов из Англии и Испании оказывалась за бортом.

Правда, первый розыгрыш турнира с новым названием — Лига чемпионов — обернулся конфузом. Испанская «Барселона», действующий обладатель Кубка европейских чемпионов, проиграла скромному российскому ЦСКА и выбыла из розыгрыша. Этот случай заставил чиновников задуматься над расширением представительства элитных команд.

G-14

Новые изменения привели к тому, что ведущие футбольные державы Европы получили сразу по 4 места в главном европейском турнире. С одной стороны, новая схема позволила сделать Лигу чемпионов сильнее, с другой — де-факто турниром именно чемпионов она быть перестала.

Однако даже в таком формате Лига чемпионов устраивала далеко не всех. В 2000 году топ-клубы создали организацию G-14, которая должна была совместно представлять интересы грандов на переговорах с ФИФА и УЕФА.

Но не только. Потенциально G-14 рассматривалась как альтернативная лига, участники которой могли выйти из розыгрыша еврокубков.

Чего хотели участники G-14? Льгот, привилегий, а главное — больше денег.

Суть проста: с точки зрения грандов, матчи с европейскими «бедняками» не вызывают интереса зрительской аудитории. Куда более привлекательны с коммерческой точки зрения игры лучших.

А значит, все лучшие и богатые европейские команды должны собраться в отдельный турнир, за которым будут следить миллиарды болельщиков.

А как быть остальным? Что делать с развитием футбола в странах, не входящих в элиту?

Боссы ведущих команд откровенно признавались, что эти вопросы их мало интересуют.

Под Суперлигу дают миллиарды

В первом десятилетии XXI века ФИФА и УЕФА удалось удовлетворить аппетиты богачей, и G-14 прекратила свое существование, влившись в Ассоциацию европейских клубов.

Однако тень «турнира богачей» никуда не исчезла. Топ-клубы продолжали жестко давить на УЕФА, требуя изменений в структуре футбольного хозяйства в свою пользу.

На 19 апреля 2021 года был запланирован анонс изменений в розыгрыше Лиги чемпионов — если коротко, то матчей должно стать больше, причем введение так называемой «швейцарской» системы розыгрыша предполагает, что топ-клубы станут играть между собой чаще. Это должно привести к увеличению доходов элитных команд.

Однако предлагаемые изменения грандов не устроили, тем более что и вводить их планировалось с 2024 года. В условиях пандемии, которая нанесла тяжелый удар по футбольному хозяйству, элитные клубы решили спасаться сами.

Суперлига, если верить заявлениям, нашла себе финансирование — генеральный спонсор, банк JP Morgan, вложит в турнир 4,6 миллиарда фунтов. Между клубами-основателями «на развитие» планируется разделить более 3 миллиардов фунтов.

Организаторы уверены, что зрительский интерес покроет все расходы.

«Проект, основанный на корыстных интересах»

Что ждет Россию в случае реализации проекта? Нас в Суперлигу вряд ли позовут. Максимум, на что может рассчитывать наша страна, — это одно «гостевое» место, да и в его получение верится с трудом.

Вообще, большинству европейских стран уготована участь бедных родственников, которым предстоит играть во второстепенных турнирах, зрительский интерес к которым будет постепенно угасать.

А футбольных чиновников Европы Суперлига может лишить и денег, и власти. Именно поэтому УЕФА мобилизует национальные лиги на срочное подавление мятежа. Причем делается это фактически в духе знаменитой «площади Тяньаньмэнь».

«Если это случится, то хотим подчеркнуть, что мы — УЕФА и все вышеназванные европейские федерации и лиги, а также ФИФА и другие члены — будем едины в намерении остановить этот циничный проект; проект, основанный на корыстных интересах нескольких клубов во времена, когда обществу требуется единство как никогда ранее.

Мы рассмотрим все меры, которые нам доступны на всех уровнях, юридических и спортивных, чтобы помешать этому. Футбол основан на открытых соревнованиях и спортивных заслугах. Он не может существовать по-другому.

Клубам будет запрещено участвовать в любых внутренних, европейских чемпионатах, а также на мировой арене. Их игроки не смогут представлять национальные сборные», — говорится в заявлении УЕФА.

Гильотины УЕФА

Есть, конечно, в этом анекдотичный момент — УЕФА обвиняет профессиональные клубы в корыстных интересах. Это все равно, что заявить Криштиану Роналду и Лионелю Месси, что они получают баснословные зарплаты, в то время как в Африке голодают дети.

Но суть ясна: чиновники готовы пойти на самые крайние меры, лишь бы не допустить старта Суперлиги. Игроков клубов-бунтарей хотят лишить права выступать в любых турнирах под эгидой ФИФА и УЕФА, включая чемпионаты Европы и мира. Кроме того, УЕФА хочет отсудить у грандов 50-60 млрд евро. Более того, источники утверждают, что чиновники готовы остановить текущий розыгрыш Лиги чемпионов, объявив победителем французский «Пари Сен-Жермен», не примкнувший к мятежу.

Конечно, такие методы решения проблем мало напоминают демократию и скорее похожи на тоталитаризм, но, как говорится, на войне как на войне.

И, похоже, угрозы действуют. Во всяком случае, пресс-релиз итальянского «Ювентуса» выглядит несколько растерянно: «Клубы-основатели приложат все усилия для реализации проекта Суперлиги в кратчайшие сроки, но на данный момент никто не может гарантировать, что проект в конечном итоге будет успешно запущен, или спрогнозировать точные сроки реализации проекта. Соответственно, на данный момент ни у кого не имеется нет всех необходимых элементов для детальной оценки влияния Суперлиги на финансово-экономические условия и результаты».

России все равно. У наших «грандов» нет ни сил, ни амбиций

Возможно, топ-клубы своим скандальным шагом вновь пытаются заставит УЕФА быть посговорчивее? Но уж слишком громким получился «выстрел «Авроры»: участникам революции не удастся отыграть назад без потери лица.

Да и искушение слишком велико: перед глазами пример финансово успешных североамериканских лиг, а также мужской баскетбольной Евролиги, уже много лет функционирующей на принципах, весьма схожих с теми, что предлагаются в футболе.

И если даже УЕФА и возьмет верх на сей раз, то тенденции вряд ли изменятся.

России же, по большому счету, все равно — наши самопровозглашенные «гранды» проигрывают не только европейской элите, но и середнячкам. Наставник питерского «Зенита» Сергей Семак недавно в интервью «Спорт-Экспрессу» заявил: «Чемпионат России — это гораздо более важно, чем плей-офф Лиги чемпионов. Чтобы завоевать еврокубки, нужно быть сильнее. Конечно, выход из группы — это хорошо. Но это же не титул!»

С таким уровнем амбиций впору создавать не Суперлигу, а Лигу «первых парней на деревне». И самое главное, что УЕФА такому проекту мешать точно не будет.