Артист с Восточной улицы. Валентину Иванову исполнилось бы 85

Тренер футбольной команды «Торпедо» (Москва) Валентин Иванов. © / Владимир Федоренко / РИА Новости

Советский послевоенный футбол славился харизматичными талантливыми спортсменами. Целое поколение игроков из разных клубов завоевывали сердца болельщиков, находящих в игре отдушину. Один из тех, кто влюбил в себя буквально с первого матча, — нападающий «Торпедо» Валентин Иванов

   
   

В 1952 году он появился в команде 18-летним пацаном и с ходу ворвался в основной состав. Хотя еще за три года до дебюта работал слесарем на авиационном заводе и между делом играл за «Крылья Советов» на первенство Москвы. Там-то его и разглядел торпедовский тренер Георгий Жарков

В те годы в «Торпедо» подобралась великолепная команда, где помимо Иванова блистали Эдуард Стрельцов, Валерий Воронин, Слава Метревели, Геннадий Гусаров, Виктор Шустиков и другие звезды. В 1960 году для автозаводцев наступил звездный час — они выиграли чемпионат и Кубок СССР. Кроме того, национальная сборная стала первым победителем чемпионата Европы. 

Ну а чуть ранее, в 1956 году, Валентин Иванов в составе олимпийской сборной выиграл золото Мельбурна. Тогда же он нашел свою судьбу — гимнастку Лидию Калинину (после замужества — Иванову). История их знакомства крайне любопытна. Валентин и Лида входили в состав делегации, отправляющейся на Олимпийские игры в Австралию. Впервые они пересеклись еще на сборах в Ташкенте, где готовились и футболисты, и гимнасты. Но окончательно решили быть вместе на обратном пути из Мельбурна, откуда оба привезли золотые олимпийские медали. 

Дело в том, что «путь домой» оказался путешествием, продолжавшимся целый месяц! Сначала 20 дней спортсмены плыли из Мельбурна на теплоходе «Грузия» до Владивостока, а затем 8 дней ехали на поезде до Москвы. Там-то и закрутился роман, переросший в большую любовь. 

Заслуженный мастер спорта СССР, тренер московского «Торпедо» Валентин Козьмич Иванов следит за игрой. 1996 г. Фото: РИА Новости/ Г. Ахаладзе

До 1966 года Валентин Иванов защищал цвета родного «Торпедо» и даже не думал никуда переходить. Хотя его, конечно, звали. Особенно усердствовал ЦСКА, обладавший в то время большими возможностями. Любого понравившегося футболиста могли призвать в армию, так что отвертеться было невозможно. Но Иванову это удалось, когда он проходил уже чуть ли не призывной медосмотр. У него была травма, благодаря которой армейцы в итоге решили отказаться от его услуг. Хотя на самом деле все было хитро подстроено — сам Иванов и его окружение знали, что и с таким «дефектом» в колене он мог спокойно играть. 

Болельщики очень любили Иванова на поле и прощали ему многое. Конечно, он прилично забивал, но в те редкие моменты, когда что-то не получалось, не обижались. Говорят, с трибуны часто можно было услышать в его адрес фразу: «Ну артист!». Форвард обладал только ему присущей техникой работы с мячом. Он все движения делал легко, непринужденно, уверенно. Даже когда у него отбирали мяч, поднимался, улыбался и продолжал игру. Всего за карьеру он забил 166 голов, войдя в клуб бомбардиров имени Григория Федотова

   
   

Вот как вспоминал один из его голов на Евро-1960 легендарный игрок Виктор Понедельник, ставший автором победного гола в финале с югославами на том турнире.

— Получив мяч на своей половине поля от защитника и обыграв в центре поля одного из чехословацких игроков, Валентин совершил затяжной рывок к воротам Шройфа. Словно играючи, он обошел на скорости двух бросившихся к нему защитников и вышел к углу вратарской площадки. Вратарь Шройф, надо отдать ему должное, не спешил с броском и выжидал удобного момента. Иванов замахнулся, как бы показывая всем своим видом, что ему неудобно бить по воротам под острым углом и он хочет отдать мяч в центр штрафной. И в тот момент, когда Шройф поверил ложному замаху и сдвинулся вперед и вправо к центру ворот, последовал тихий, но точный удар носочком в ближний угол.

В этом и был весь Иванов — хитрый, нестандартный, непредсказуемый. В связке со Стрельцовым они наводили страх на любого соперника. «Торпедо» не считалось грандом советского футбола, но эти два игрока принесли команде славу. 

В 1966 году Иванов завершил футбольную карьеру и вскоре стал тренером родной команды, в которой проработал с небольшим перерывом до 2003 года. В 1976 году он приведет клуб к последнему чемпионству на данный момент. Позже столкнется со множеством трудностей, случившихся после развала СССР, и будет вынужден уехать работать в Марокко. Но быстро поймет, что его жизнь неразрывно связана только с «Торпедо», и вернется на Восточную улицу, где расположен стадион. Валентин Иванов еще при жизни стал легендой клуба. «Чтобы работать в роли футбольного тренера, надо иметь железные нервы. И все это чуть ли не еженедельная порка. Я тоже тренер, но в футболе по ритму, по тому, как за тобой все время следит большая аудитория, критикует и анализирует, это страшно трудно. По характеру не любил проигрывать. Ни в чем! И в футболе, если играл в шахматы — спорил до последнего, в бильярд он обязательно должен был выиграть. По складу он был лидером», — цитирует слова его супруги Лидии Ивановой ТАСС.

Валентин Иванов скончался 8 ноября 2011 года, не дожив двух недель до 77-летия.