Кто вы, сеньор Вильяр?
67-летний президент Королевской испанской футбольной федерации (RFEF) Анхель Мария Вильяр Льона — один из влиятельнейших людей в мировом футболе. Он занимает свой пост без малого 30 лет, с 1988 года. Успешный управленец Вильяр привел испанский футбол к статусу мирового гегемона: национальная сборная на коротком отрезке взяла три высших титула (чемпионаты Европы 2008 и 2012 годов, чемпионат мира 2010 года), количество и качество побед на клубном уровне не поддается исчислению.
Был период, когда сеньор Вильяр претендовал на высший пост в европейском футболе, но карты в результате сложных подковерных комбинаций легли не совсем удачно: он добился «всего лишь» вице-президентского статуса в обеих организациях, УЕФА (с 1992 года) и ФИФА (с 2002-го). Но УЕФА в течение недолгого времени все-таки порулил, временно замещая отстраненного от дел в связи с обвинениями в коррупции Мишеля Платини.
Репутация Вильяра в мировом футболе до самого недавнего времени считалась практически безупречной. Когда на футбольном Олимпе вспыхнул пожар и за решетку один за другим проследовали высшие руководители многих национальных ассоциаций, Вильяр был последним, кого подозревали в грязной игре. Да, у ФБР, которое инициировала невиданное по масштабам расследование, были к Вильяру вопросы, но он не только хладнокровно отразил все атаки, но даже упрочил свое положение.
И в самом деле, Испания — это вам не заморские территории, на которых мелким удельным князькам дозволяется творить беспредел. Испания — центр футбольного мира. Его идеальная модель. Тут все чисто, честно, прозрачно. Иначе ведь и быть не может.
Однако ранним утром 18 июля этот мир взял да и рухнул. Рассыпался на мелкие осколки.
Специальный отряд Гражданской гвардии — подчиненного МВД Испании элитного военизированного подразделения, в задачу которого входит, в числе прочего, нейтрализация наркомафии и террористических организаций, — провел в офисе RFEF тотальный обыск. По итогам акции президент Вильяр, его сын Горка, бывший генеральный директор КОНМЕБОЛ (входящая в ФИФА конфедерация стран Южной Америки), его ближайший соратник Хуан Падрон, вице-президент по экономике, и еще несколько чиновников высшего звена (всего около 10 человек) были арестованы.
В чем их обвиняют?
Официальная информация по «делу Вильяра» пока крайне скудна, полный список претензий строго засекречен. Но их магистральный вектор очевиден.
В частности, президента RFEF обвиняют в организации финансовых махинаций при распределении доходов ФИФА между национальными футбольными ассоциациями и использовании международной программы развития футбола «Гол» для личного обогащения.
Его подозревают в покупке голосов при выборах президента RFEF (8 сроков на этом посту — национальный рекорд), причем с использованием средств государственной казны.
Он, скорее всего, оказался нечист на руку при заключении коммерческих контрактов RFEF и организации товарищеских матчей сборной (тут важную роль играл его сын Горка, владелец компании Sports and Advisers, который, в свою очередь, «прокололся» еще и на продаже телевизионных прав на клубные турниры в Латинской Америке).
Этой весной вопросы к Вильяру возникли у испанского правительства, которое в 2010 году выделило 1,2 миллиона евро на помощь спортивному сектору бедных стран Африки и Центральной Америки. Одним из проектов была спортивная школа на Гаити, разрушенная землетрясением. В нужный момент сеньор Вильяр предоставил все отчеты о выполнении программы, однако совсем недавно обнаружилась фальшивая природа их происхождения. Причем сам Вильяр утверждает, что он тут не при делах, а его подписи на бумагах кем-то подделаны...
Какими могут быть последствия?
Откровенно говоря, это даже трудно себе представить. В «деле Вильяра» могут быть замешаны десятки и сотни фигурантов, обитающих в самых высоких властных коридорах (речь, разумеется, не только об Испании). Официальные обвинения группе задержанных пока не предъявлены, но в том, что их тяжесть будет беспрецедентной, сомнений мало.
Спецслужбы, как теперь совершенно понятно, «пасли» Вильяра давно (минимум с 2014 года), и когда сумма собранных доказательств достигла критической отметки, делу был дан ход. Операция получила кодовое имя Soule, телефоны клана Вильяров и многих других высокопоставленных лиц были поставлены на прослушку. На данный момент объем «дела Вильяра» распух до 2 тысяч страниц и нескольких десятков часов записей телефонных разговоров.
Характерно, что в самой Испании горячие новости из федерации футбола вызвали восторг и ликование. За 29 лет правления (которое сегодня называют, конечно же, тоталитарным) сеньор Вильяр нажил себе немало врагов. Но уверенности в том, что «мафию» строго накажут, нет пока ни у кого. Эксперты допускают даже вариант полного оправдания и, соответственно, триумфального возвращения Вильяра в свое рабочее кресло — уж слишком важные персоны могут быть кровно заинтересованы в его непогрешимости. Точнее, в непотопляемости.
ФИФА, все еще проходящая через свой личный катарсис (очищение от коррупционного наследства Йозефа Блаттера — рабочий девиз Большой конторы), от «дела Вильяра» старается дистанцироваться:
— Мы приняли к сведению сообщения СМИ, касающиеся Вильяра. Данный вопрос связан с внутренними делами Испанской федерации футбола, поэтому для разъяснения деталей мы советуем обратиться к ним.
В ФИФА, конечно же, спят и видят, чтобы интересы следствия ограничились национальными масштабами. Потому что если Вильяр начнет говорить, мало не покажется никому.
Иногда действительно лучше молчать
В свете последних событий многие высказывания Анхеля Марии Вильяра Льоны обрели новые смыслы. Ну вот, просто для примера:
— В чем преимущество президента, имеющего прошлое футболиста? В хорошем знании футбола, — признался Вильяр в интервью официальному сайту УЕФА. — Не только самой игры, но и недоступного глазу широкой публики. Большинство чиновников не были профессиональными футболистами и не имеют личного опыта в этой сфере. Мне повезло, что я сам играл в футбол. Я провел десять лет в молодежных и профессиональных командах. Играл за основной состав «Атлетика» из Бильбао, за сборную Испании. Мой опыт дал мне ценные знания о самых разных ситуациях в футболе. Высокие достижения придают сил, подают пример и задают планку для нас самих, для наших будущих поколений. Когда видишь, как наши футболисты блистают на крупных турнирах, получаешь огромный заряд энергии. По их результатам можно ставить новые цели и намечать новый курс...
Какой курс наметило для Вильяра и группы его товарищей следствие, науке пока неизвестно. Но 48 часов, отпущенных на предъявление обвинения, уже истекли, и скоро тайное станет явным.