Владимир Полупанов, «АиФ»: Андрей Владимирович, наша сборная во главе с новым тренером Валерием Карпиным сыграла в отборочном цикле ЧМ-2022 с Хорватией, Кипром и Мальтой. Уже можно сделать какие-то выводы? Что-то изменилось после ухода Станислава Черчесова в лучшую сторону или игра команды, на ваш взгляд, остаётся пока такой же унылой, какой была на последнем чемпионате Европы?
Андрей Червиченко: В первую очередь поменялся подход к комплектации команды. Ни у кого не возникает вопросов по поводу новых игроков, которых Карпин позвал в сборную. К Черчесову такие вопросы были, поскольку было непонятно, по какому принципу не только попадали в команду, но и выходили на поле некоторые игроки. Карпин сильно доверяет молодым ребятам, которых Черчесов оставлял за бортом.
Не всем пока нравится игра команды. Да, она далека от совершенства, но результат-то есть. В ключевом матче с хорватами мы не проиграли. Уже хорошо. Сборную Кипра, которая до недавнего времени была проблемой, обыграли на их поле 2:0. В какой-то момент, правда, прижались к своим воротам, но на последних минутах всё равно отодвинули игру к воротам соперника. Не было красивой игры, но нам пока не до красоты. Сейчас нужен результат. Результат есть. Это главное. Лучше поехать на чемпионат мира, чем демонстрировать кружева технического мастерства, показывать блестящую игру и остаться дома смотреть ЧМ по телевизору.
И потом не надо забывать, что Карпина назначили полтора месяца назад. Не все игроки в хорошей физической форме. Но это вопрос к тренерам их клубов: почему они после 60-й минуты еле ноги на поле волокут? Из этой сборной как тренер «Ростова» он готовил только двоих: Песьякова и Осипенко. Карпин экспериментирует, эти эксперименты удивляют. Некоторые футболисты у меня, например, вызывают недоумение: Заболотный, Черышев, Бакаев. На мой взгляд, они вообще не тянут на уровень сборной.
В недрах сборной идёт саботаж. Карпин, например, не может получить медицинские карты некоторых ребят. Либо там народ не особо старался при прежнем тренере, либо просто не хочет отвечать на вопросы Карпина.
— Карпин отказался от ряда футболистов, которых привлекал в сборную Черчесов, в том числе и от лучшего бомбардира внутреннего чемпионата Артёма Дзюбы. На ваш взгляд, его отсутствие в сборной — благо или потеря?
— На сегодняшний день, видимо, благо. Дзюба после чемпионата Европы совершенно разобранный, в этом сезоне не забивает. Карпин пытается выстраивать рабочую атмосферу, атмосферу серьезности. А Дзюба со своими шутками — как мне кажется, элемент расхолаживающий. Мы уже дошутились до того, что стали худшей командой на чемпионате Европы. Сейчас точно не шуток, не до пивка и тортиков между играми. Все разлагающие элементы, из-за которых получается отрицательный результат, должны быть из сборной убраны. Будет Дзюба забивать — его пригласят. Он даже за «Зенит» в этом сезоне не всегда играет 90 минут. Почему он должен играть за сборную? Так что Карпин делает всё логично.
— Про Валерия Георгиевича много пишут в связи с назначением. В основном пока позитивные отзывы: «нормальный умный мужик», «на все вопросы отвечает прямо», «тренер адекватный, с головой». Что вы думаете о Карпине — о тренере и человеке?
— Абсолютно согласен с такой характеристикой. Предыдущий тренер зачем-то на себя напялил военную форму (в Instagram у Станислава Черчесова был пост, посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, где тренер и часть игроков сборной предстали в форме бойцов Красной армии, — Ред.) и нес какой-то бред про выполнение супермиссии, не давая при этом конкретных ответов. Карпин не уходит от острых вопросов, даже не постеснялся объяснить, почему выпустил Заболотного. Со всеми общается. И берет тех, кто на сегодня лучший, несмотря на симпатии и антипатии. Знаю, что не все довольны его назначением главным тренером. В недрах сборной идёт саботаж. Карпин, например, не может получить медицинские карты некоторых ребят. Либо там народ не особо старался при прежнем тренере, либо просто не хочет отвечать на вопросы Карпина. А ведь тренер должен знать всё о физическом состоянии игроков вплоть до того, чем питаются и как спят. Такой информацией Карпин до сих пор не располагает. Так что, помимо сражений на поле, он ещё должен выдерживать внутреннюю борьбу, которая бывает не менее ожесточённой, чем на газоне.
— Когда-то тот же Карпин мог сражаться на поле на равных с лидером сборной Франции Зиданом. Почему сегодня в России не появляются футбольные звезды мирового уровня? Страна огромная, талантов полно, условия великолепные, методики подготовки футболистов все известны. Почему не можем?
— Причин масса. Одна из них состоит в том, что игроки снижают к себе требовательность. Вячеслав Иванович Колосков сказал правильные слова: надо вернуться к прежней практике, загонять игроков на базу за 2-3 дня до игры и держать их в ежовых рукавицах. А сейчас они живут на расслабоне. Если у них хватает времени на то, чтобы посещать ночные клубы, значит, они недостаточно отдаются своей работе, филонят. На мой взгляд, игрок, получающий миллионы, должен приходить домой и валиться с ног от усталости, засыпать на ходу. А раз у них остаётся время на то, чтобы скакать козлами в ночных клубах, значит, они отлынивают от нагрузок. Тому прекрасное подтверждение — ситуация в «Спартаке», где игроки взбунтовались из-за того, что новый тренер Руй Витория даёт им слишком большие нагрузки. Я вас уверяю, он ещё не начинал их нагружать. Игрокам бы такого специалиста, как Павел Яковенко (тренер молодёжной сборной Украины — Ред.). Вот тогда бы они поняли, что такое настоящие нагрузки. А сейчас все наши футболисты-миллионеры бегают трусцой себе в удовольствие и не напрягаются. Я считаю, что надо в два раза увеличить нагрузки. Тогда будут и скорость, и кондиции, и мастерство. А так всё их мастерство проявляется в увеселительных учреждениях, куда они так любят заныривать после игр или тренировок.
— Часто слышу разговоры о том, что в российском футболе два главных зла: лимит на легионеров и большие зарплаты. Как вы думаете, это мешает развитию?
— Как может развиваться футболист, если его место занимает иностранец? Мысль о том, что только в конкурентной борьбе может вырасти что-то хорошее, немножко притянута за уши. Моя позиция, возможно, выглядит спорной, но она имеет под собой логическую основу. До всех санкций, которые были наложены на нашу страну, производство своих продуктов у нас было на низком уровне. Наша экономика полностью зависела от Запада. Когда мы закрыли западным товарам путь и были вынуждены делать всё свое, выяснилось, что своё совсем не хуже. Так и в футболе. Государство закрыло приток легионеров, и именно это, на мой взгляд, дало толчок развитию молодёжного футбола. Стали появляться хорошие игроки. Мы уже имели опыт, когда за московское «Динамо» на поле выходила чуть ли не половина сборной Португалии. И команда ничего не показывала. Если бы эта ситуация сохранялась, где бы мы взяли Захаряна, Тюкавина, Фомина и прочих молодых динамовцев? Я считаю, что все эти идеи по лимиту игроков продвигают западные агенты, которым надо забрасывать сюда всякий шлак в массовом количестве. По большому счету хороших легионеров у нас сегодня нет. В «Спартаке» сейчас 3-4 игрока, которые вообще непонятно зачем куплены. Вы хотите, чтобы таких было 10-15? Когда кричат об отмене лимита, понимаю, что делается это для того, чтобы продавать сюда непонятный и мутный «товар». А зачем? Лучше покупайте в рамках существующей квоты иностранцев получше. Берите таких, как Витсель, Халк. А то тащат всякий неликвидный сброд, а потом говорят, что у нас футбол низкого качества. А чего вы хотите? Какой результат вы ждете? Если вы сюда тащите всяких 30-летних голландцев, которые уже еле ходят...
— Высококонкурентная среда — это не так уж плохо. Согласитесь, когда наши футболисты попадают в топовые западные клубы, они же растут...
— Да, но только наш футболист в одиночестве оказывается в западном клубе, например, как Головин в «Монако». Я же вам привел пример с «Динамо». Когда в клубе в основном иностранцы, как игроку, который должен выдержать конкуренцию, раскрыться? Никакой честности в этой конкуренции нет. Половина трансферных контрактов заключается не на благо клуба, а для того, чтобы спортивный директор и, скорее всего, тренер в спайке нажили деньги, немного пограбив владельца клуба. Вы думаете, в этой ситуации кто будет играть: молодой российский талант или легионер, с которым эти ребята «замазаны» финансовыми схемами? Конечно, легионер. Даже если иностранец будет уступать россиянину в качестве игры. Я вам рассказываю о реалиях жизни, которые знаю. На своем опыте говорю, что вообще происходит. Чтобы российский талант пробился наверх, он должен быть минимум в два раза лучше. Это должно бросаться в глаза. Это большая проблема, я вас уверяю. И потом откуда такое дикое желание раздаривать российские деньги всяким залётным гастарбайтерам? Все миллионы, которые получают легионеры, уходят в иностранные банки. Поэтому не понимаю тех, кто кричит, что надо сюда побольше привезти иностранцев и снизить зарплаты. Хочется спросить: «Вы что, дебилы, что ли?» Вы хотите отнять деньги у россиян, чтобы отдать их каким-то приехавшим папуасам?
У нас совершенно заброшен подготовительный процесс в большом футболе — нет специализированных интернатов, центров подготовки. Всё на бумаге. Поля построены, а играют на них не дети, а взрослые любители, которые для здоровья бегают и платят деньги за аренду поля.
— А высокие зарплаты — это разве не зло?
— К чему эти стенания по поводу высоких зарплат игроков? Нам всем кажется, что это огромные деньги. А тем, кто дает, кажется, что ничего страшного. Если это нас никоим образом не касается, нам-то какая разница? Деньги платит тот, у кого они в избытке: частные инвесторы или корпорации. Да, конечно, в каком-то смысле ребят балуют высокими зарплатами. С другой стороны, деньги остаются в стране. Наши ребята покупают машины, квартиры.
Да, получают много, потом снижают к себе требования, начинают получать мало. И в итоге вообще заканчивают карьеру.
— Александр Лукашенко устроил разнос спортивным чиновникам Беларуси из-за высоких зарплат футболистов и низкого уровня игры. Его слова о том, что спортсменам надо платить за результат, на мой взгляд, справедливы. Такое вмешательство со стороны президента и государства помогает или вредит спорту?
— Какую пользу это может принести? На мой взгляд, никакую. Вы много знаете хороших белорусских футболистов? Я нет. Попробовал их лучший форвард Шкурин поиграть за ЦСКА. Отправили дальше (на правах аренды играет в киевском «Динамо», — Ред.). В разгар пандемии только белорусы продолжали играть в футбол. Я посмотрел на их чемпионат. Это совсем уныло. Это уровень нашей ФНЛ (Футбольная национальная лига, — Ред.). И то у нас там иногда матчи поинтереснее, чем в Беларуси, где была команда «Батэ», которая производила хороших игроков. Но сейчас и у них ничего не видно и не слышно. Беларусь — оригинальная страна. У них всё по-своему, своеобразно. Зачем на них ориентироваться? Надо о своих думать. У нас сейчас началась «эпоха голландских реформ» (РФС заказал стратегию реформирования структуры профессиональных спортивных лиг у голландской компании Hypercube, занимающейся сбором аналитической информации в спортивной сфере, — Ред.). Наш чемпионат, насколько я понимаю, хотят вывернуть как Петрушку в кукольном театре — через задницу. Это такая дурость, идиотизм и бредятина, что я даже не могу это серьезно обсуждать.
— Недавно наша сборная по пляжному футболу стала чемпионом мира. Почему на песке босиком можем, а на поле в бутсах абы как?
— Сложно сказать, от чего это зависит. Может, от того, что у нас совершенно заброшен подготовительный процесс в большом футболе: нет специализированных интернатов, центров подготовки. Всё на бумаге. Поля построены, а играют на них не дети, а взрослые любители, которые для здоровья бегают и платят деньги за аренду поля. Детские спортивные школы не в состоянии нести такие расходы, которые государство на них повесило: электричество, имущественный налог и прочее. С этим надо работать, корректировать. Должна быть специальная программа, как у наших соседей на Украине, где футбол заточен на массовость.
Кстати, я немного занимался пляжным футболом, помогал одной команде. И знаю, в каких отвратительных условиях ребята играют и тренируются. У них так плохо всё обустроено, что иногда приходится мыться ледяной водой после игры на ледяном песке. И они поэтому часто болеют. Я считаю, что наши пляжники — настоящие герои. А игроки в большой футбол, видимо, не хотят быть героями. Хотя зарплаты пляжников-чемпионов мира раз в 10 меньше, чем в большом футболе, где мы ничего не можем добиться на международном уровне.